Миролюбие – часть менталитета жителей Приморья, считает директор департамента внутренней политики администрации края Павел Ясевич.
О том, что делается в регионе для дальнейшего укрепления межнационального и межрелигиозного единства, Павел Ясевич рассказал в своём интервью.
– Многонациональная страна, многонациональное Приморье… Продолжает ли наш край оставаться уникальным островком стабильности в плане межнационального взаимодействия? Что думают об этом сами приморцы?
– Действительно, в крае проживают представители 158 национальностей. Но главное то, что в Приморье всем им удаётся жить в мире и согласии. У нас практически нет конфликтов на межэтнической почве.
В ходе регулярных социологических исследований, которые проводятся среди жителей Приморского края, оценивается в том числе и удовлетворённость населения состоянием межнациональных и межрелигиозных отношений. Так, последний соцопрос в феврале 2017 года показал, что 70,9% жителей края считают отношения между представителями разных национальностей в нашем регионе мирными и дружелюбными, и 74,1% считают мирными и дружелюбными отношения между представителями разных вероисповеданий.
В рамках другого исследования, которое проходило в июне 2017 года, жителям Владивостока задавали вопрос: «Если говорить о ситуации в России, то что вызывает у вас наибольшую тревогу и опасение?». Лишь у 17,9% такие опасения вызывают межнациональные конфликты и прибывшие мигранты. Это небольшой, на самом деле, показатель.
– Почему, на ваш взгляд, в Приморском крае мирно уживаются представители многих национальностей?
– Тут важно учитывать менталитет жителей Приморья, который отличается от образа мысли жителей других регионов Российской Федерации. Приморский край – это территория, которая стала активно заселяться совсем недавно, меньше двухсот лет назад. Понятно, что сюда ехали разные люди. Край был дикий, надо было бороться за своё существование, за нормальную жизнь, совместно осваивать регион… И, я думаю, что корни этого менталитета – именно там.
– Но Приморье ведь заселялось не только приезжими из других регионов…
– У нас и по сей день в крае проживают представители коренных малочисленных народов. Есть целые национальные поселения, как, например, удэгейское поселение Красный Яр в Пожарском районе на реке Бикин. И мы делаем всё возможное для сохранения культуры коренных народов, обеспечения их прав.
Департамент внутренней политики разработал программу «Патриотическое воспитание граждан, реализация государственной национальной политики и развитие институтов гражданского общества в Приморском крае на 2018-2020 годы». В рамках этой программы есть подпрограмма, касающаяся поддержки коренных малочисленных народов. Согласно ей, предполагается развитие культурных центров, субсидирование различных мероприятий, проводимых коренными народами, выделение денежных средств на получение их представителями высшего образования.
В этом году, в рамках V Конгресса народов Приморского края пройдёт семинар-практикум по возрождению удэгейского языка. Его модератором будет доцент кафедры общего языкознания Санкт-Петербургского государственного университета Альбина Гирфанова, чуть ли не единственный специалист по удэгейскому и ороческому языкам у нас в стране, ими она занимается более четверти века.
– Такой семинар – что-то новое в вашей практике?
– На самом деле работа по сохранению культуры и языка коренных малочисленных народов – это общемировая задача. Но задача – очень серьёзная. По данным ЮНЕСКО каждые 14 дней в мире исчезает один национальный язык. И это очень грустно. Ведь иная культура, иной язык – это возможность заглянуть в историю, увидеть, как люди жили раньше, это возможность развиваться для других культур, находить между ними взаимопонимание…
– Раз мы затронули в разговоре тему Конгресса, то какие ещё мероприятия пройдут в его рамках?
– Мероприятий намечено очень много. Начнутся они в конце октября и завершатся 3 ноября.
Во время V Конгресса народов Приморского края, который проводится в рамках Государственной программы Приморского края «Безопасный край» на 2015-2020 годы», у нас будут проходить курсы повышения квалификации для специалистов органов местного самоуправления и органов государственной власти по этномедиации: развитию навыков межнационального общения и решению конфликтных ситуаций. Также у нас будут дискуссионные площадки с участием экспертов в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений по традиционным ценностям семьи, роли СМИ в развитии межкультурного диалога. В третий раз пройдёт конкурс среди работников сферы реализации государственной национальной политики (мы его проводим совместно с РАНХиГС). К Конгрессу мы готовим выпуск очередного сборника «Приморье: народы, религии, общество», фотовыставку о людях разных национальностей, разных профессий. Также состоится краевой конкурс народного декоративно-прикладного творчества. Его учредители – Ассамблея народов Приморского края и собственно Департамент внутренней политики. Конкурс пройдёт в четырех номинациях: «Этнический сувенир», «Этническое украшение», «Традиционная стилизованная одежда» и «Домашняя утварь»…
То есть, вся программа Конгресса направлена на реализацию государственной национальной политики по укреплению межнационального мира и согласия.
– А работу с молодёжью, у которой не так силён ген всеобщей терпимости, как у старшего поколения, вы как-то выделяете в отдельное направление?
– Когда мы проводим социологические исследования, то те показатели, которые я называл, касаются всех возрастов. Понятно, что есть некоторая разница, но она не настолько велика, чтобы можно было говорить: кто-то более толерантен, кто-то менее толерантен к представителям других национальностей…
Но тем не менее мы работаем и отдельно с молодёжью. У нас буквально недавно, 21-23 сентября, прошла «Школа молодого лидера», которая является совместным мероприятием департамента внутренней политики и Ассамблеи народов Приморского края. Принимали в ней участие студенты, старшеклассники, представители национальных и религиозных молодёжных организаций разных муниципальных образований Приморского края. Всего 46 человек. Они работали над развитием своих лидерских качеств, навыков межнационального общения, вырабатывали пути гармонизации межнациональных отношений. Ребята изучали армянские, татарские, азербайджанские, удэгейские танцы, знакомились с национальной культурой, кухней. Очень интересное и полезное получилось мероприятие…
– Раз муниципалитеты прислали своих представителей на «Школу молодого лидера», значит, власть на местах заинтересована в том, чтобы у неё были специалисты в области межэтнических отношений?
– У нас во всех 34 муниципальных образованиях приняты где-то программы, где-то подпрограммы, где-то планы, касающиеся укрепления межнациональных отношений, профилактики экстремизма, ксенофобии. Эти документы носят комплексный характер, содержат мероприятия как по профилактике экстремизма, терроризма, так и по гармонизации межэтнических отношений, этнокультурному развитию народов, работы с молодёжью. В 17 муниципалитетах созданы консультативные или координационные советы по делам национальностей.
Но специалистов в этой сфере на местах не хватает, поэтому жителям Приморского края очень важно знакомиться с экспертами из Москвы, Санкт-Петербурга, центральных регионов России, потому что самые крупные специалисты находятся именно там. Мы всегда на подобные мероприятия приглашаем муниципальных служащих. И если в курсах, которые мы проводим совместно с РАНХиГС (Российской академией народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ) в прошлом году приняли участие всего 8 человек, то в этом – уже 16.
Мы живем в демократическом обществе, у нас представители всех национальностей равны друг перед другом и перед властью. Но вместе тем разные национальности – это различие культур и различие менталитетов. И эти нюансы надо понимать. А госслужащие должны понимать их тем более чётко. Ведь одна из главных государственных задач – это сохранение мира и единства российской нации.
– Активная миграция населения может как-то поколебать сложившуюся в Приморье стабильность? Ждать ли с этой стороны проблем?
– Если вы имеете в виду проблемы какого-то криминогенного характера, то они касаются абсолютно всех. Преступления совершают люди, независимо от их национальности. У нас выстроены достаточно тесные взаимоотношения с представителями различных диаспор, и если возникают какие-то вопросы, все диаспоры отзываются. Ещё ни разу не было такого, чтобы нам кто-нибудь в чём-нибудь отказал.
Вообще я оптимист и предпочитаю видеть в жизни больше хорошего, чем плохого. Ещё раз повторю, что нет плохих и хороших национальностей, есть разные люди. И обычных людей везде – подавляющее большинство. Тех, которые хотят жить, работать, учиться, развиваться, и не желают никому из окружающих зла. Если исходить из этой точки зрения и нормально выстраивать межнациональный диалог, то особых проблем и не будет. Но при условии, что мы работаем над профилактикой экстремизма, терроризма.
– Павел Евгеньевич, в одном из своих интервью вы говорили об объединяющих народы праздниках. Наверняка есть такие праздники, которые из чисто национальных уже стали общекраевыми?
– У нас, например, 25 лет в крае празднуется Сабантуй. Каждый год на нём бывают тысячи людей. И это не только татары и башкиры, а абсолютно разные люди. На празднике можно продегустировать национальную еду, посмотреть на национальные костюмы, попробовать себя в национальных видах спорта. Есть у нас и другие праздники, которые, может, не так широко отмечаются, но тоже известны в крае: Навруз, например, или корейский Чусок… Их немало на самом деле.
Но когда я говорил о том, что нас объединяет, то имел в виду праздники общенациональные. День России – 12 июня. День Победы. Бессмертный полк в этом году во Владивостоке собрал 50 тысяч человек. Огромное количество людей. Абсолютно разных… Там китайцы из провинции Хэйлунцзян шли с портретами своих родственников, которые воевали вместе советскими солдатами во Второй мировой войне.
И когда бываешь на таких мероприятиях, понимаешь, что несмотря на внешние различия, – мы, все народы, живущие в Приморье, в душЕ – одинаковы.
Ольга БОРОХОВА.