Никогда ещё предстоящий День знаний, 1 сентября, не вызывал такую бурю эмоций, переживаний и сомнений. Состоялся ли у первоклассников-2020 настоящий праздник с первым звонком, торжественными речами, наставлениями выпускников?
Как вообще будут учиться наши дети – в школьных классах или дома онлайн? Нужно ли им носить маски на уроках? Все эти вопросы мы адресовали начальнику управления образования администрации Находкинского городского округа Евгении Мухамадиевой.
— Евгения Александровна, День знаний в этом году наступил по расписанию, но торжества прошли по новому, сокращённому сценарию, «написанному» пандемией. Каким было 1 сентября-2020?
— Да, действительно, в этом году COVID-19 внес свои коррективы в нашу жизнь и, несомненно, в жизнь образовательных учреждений. Торжественные линейки 1 сентября прошли только на свежем воздухе — отдельно по классам или параллелям. Для тех, кто пошел первый раз в первый класс, этот день стал настоящим праздником, ведь самое первое «1 сентября» бывает один раз в жизни!
— К сожалению, угроза распространения коронавирусной инфекции сохраняется. Какие меры планируется принять в школах для безопасности учащихся и педагогов?
— В наших учреждениях разработаны скользящие графики начала занятий, уроков и перемен, перерывов на приём пищи. В школах организовано несколько входов в здание. Всё это позволит максимально сократить количество детей, одновременно находящихся в фойе, коридорах, в столовой. На входе — обязательная термометрия, обработка рук дезинфицирующими средствами. Закуплены маски и перчатки для сотрудников.
Администрация НГО учла потребности образовательных учреждений в этот сложный период, и на приобретение дополнительных бактерицидных ламп выделено 24,5 млн рублей. Теперь эти приборы будут во всех школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования. И хотя мы хорошо подготовились к работе в новых условиях, организовать процесс будет не просто, нам понадобится помощь и понимание родителей. Привели ребёнка к началу занятий – передайте его из рук в руки педагогу в школьном дворе, отложите визиты в класс до лучших, «здоровых» времён. А если у школьника выявлена температура – заберите его с уроков и обязательно идите к доктору. Только вместе, только доверяя друг другу, мы сможем преодолеть все трудности и не снизить качество обучения.
— На традиционной августовской педагогической конференции вы с коллегами обсуждали опыт работы в дистанте в период самоизоляции. Что из этой практики учителя и ученики готовы использовать в дальнейшей работе?
— В апреле и мае 2020 года наши учителя учились проводить интересные уроки и занятия в программе Zoom для онлайн-конференций.
В августе в Находке состоялся круглый стол с педагогами городского округа и региональным представителем образовательной платформы Учи.ру в ДФО. Мы заключили соглашение о сотрудничестве.
Потенциал для использования дистанционных технологий в работе школ очень высок, опыт накоплен положительный. И в этом учебном году мы рекомендовали с начала учебного года предметы, не выходящие на государственную итоговую аттестацию, например, ОБЖ, ИЗО, музыку, изучать дистанционно.Но главная задача независимо от формы обучения — сделать любой урок интересным.
— Кстати, о ЕГЭ-2020 — каковы итоги этого необычного учебного года?
— В 2020 году ЕГЭ сдавали выпускники, желающие поступить в вузы. И по результатам мы увидели интересную тенденцию. У нас в городе впервые оказалось четыре 100-балльника (все по русскому языку в школах № 12,14 и двое в гимназии № 1). Выросло количество детей, получивших 85 баллов и выше. По русскому языку — с 68 человек в 2019 году до 154 в 2020 году; по математике с 173 до 225. В то же время стало больше и выпускников, не сдавших экзамен.
То есть дистант оказался в помощь тем, кто «умеет учиться». А это выпускники, сформировавшие общеучебные навыки: продуктивное чтение, самостоятельность, умение прилагать волевые усилия. А еще не отпускает мысль о том, что у заинтересованных ребят появилось больше времени на предметы, которые они наметили сдавать. Результат – налицо!
Значит, даже при условии очного обучения в текущем году стоит подумать над «модульным» преподаванием отдельных предметов, которые надо изучить в первом полугодии, например, астрономии. А над физикой побольше поработать во втором полугодии, перед сдачей экзаменов.
— Как будут работать школьные столовые? Какие категории детей имеют право на бесплатное питание и какова стоимость обедов в новом учебном году?
— Бесплатным питанием один раз в день в период учебного процесса обеспечиваются все ученики с первого по четвертый класс включительно. В 5 — 11 классах — школьники из многодетных, малообеспеченных семей, находящихся в социально опасном положении, дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей. Стоимость питания выросла с 42 до 70 рублей. Дополнительные средства будут направлены из федерального бюджета.
Бесплатное питание два раза в день в период учебного процесса положено обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. И стоимость тоже вырастет с 98 рублей 40 копеек до 125 рублей, средства направят из бюджета Приморского края. Питание станет более разнообразным, появятся дополнительные блюда и напитки, фрукты.
— В школах Находки открывается всё больше профильных классов. По каким направлениям занимаются в них ребята?
— В сфере образования утверждено всего пять направлений профильных классов, и в нашем городе представлены все. Шесть школ развивают технологический профиль, четыре – гуманитарный, в двух будут учиться по естественно-научному направлению. Социально-экономический профиль заявили три учреждения, но набрали детей только два из них.
11 учреждений предпочли остаться на универсальном профиле, но их учебные планы разнятся количеством часов и предметами. Выбор за учащимися и их родителями. Надо серьезно подумать о будущей профессии и идти в ту школу, где будет представлена необходимая вам линейка предметов.
А перспективы у профильного обучения реальные. Это не только более высокие результаты ЕГЭ в связи с сокращением количества изучаемых предметов, но и целенаправленная подготовка к выбранной профессии. В этом году в школе № 12 открывается медицинский класс. Школы № 9 и 19 продолжат сотрудничество с «Роснефтью», причем в 19-й школе будут готовить спе-циалистов для судоремонтного завода «Звезда». НЗМУ вышел с предложением об открытии со следующего учебного года профильного класса в школе № 20. Кроме того, мы обратились с предложением о сотрудничестве в НСРЗ.
А в октябре школы № 19, 23 и 25 готовятся к участию в краевом конкурсе на открытие инженерного класса.
— В Находке около девяти тысяч детей посещают бесплатные кружки и секции в учреждениях дополнительного образования, занимаются спортом, туризмом, экологическим образованием, краеведением, рукоделием, хореографией и т.д. Будут ли по-прежнему открыты для них двери спортивных школ, Дома детского творчества, Дома детского туризма и экскурсий и других муниципальных учреждений?
— Учреждения дополнительного образования готовы принять своих воспитанников. Они закупили бактерицидные лампы, бесконтактные термометры, маски и т.д. Работа кружков и секций начнётся после принятия соответствующего решения оперативного штаба края по борьбе с коронавирусной инфекцией.
— Сколько молодых специалистов пришло к нам в этом году?
— В Приморском крае очень хорошие меры социальной поддержки молодых специалистов. Им положены единовременные выплаты от 250 до 350 тысяч рублей в зависимости от уровня образования и цвета диплома. В течение первых трёх лет работы начинающие педагоги получают 10 тысяч рублей ежемесячно. А в первый год работы – ещё и частичную компенсацию расходов за наём жилого помещения. Кроме того, финансовая поддержка предусмотрена наставникам молодёжи – пять тысяч рублей к зарплате. Из городского бюджета молодым специалистам, прибывшим на работу из других муниципалитетов и районов, также выплачивается помощь в размере пяти окладов.
Всё это даёт неплохие результаты – в течение прошлого учебного года к нам пришли работать 38 молодых педагогов. К началу этого сезона у нас уже есть 12 молодых специалистов, надеюсь, придут и другие.
— Какие слова, пожелания, напутствия готовите в этом году для педагогов, школьников и родителей?
— Школа, детский сад — это не здания, это люди – Учителя, Воспитатели! Многое забывает человек, многое стирается со временем в его памяти. Проходят годы, тускнеют воспоминания о детстве и юности, но воспоминания о любимых педагогах неподвластны времени.
Желаю своим коллегам крепкого здоровья, творческих успехов, с удовольствием идти каждый день на работу и видеть счастливые лица детей, чувствовать благодарность родителей.
А мамам и папам в этот год, как никогда, хочется пожелать научиться доверять педагогам, быть с ними на одной волне, и тогда у нас всё получится, несмотря на сложности.
Ребятам желаю главного — научиться учиться, как бы странно это ни звучало. Слушайте своих учителей, воспитателей, будьте самостоятельными и, конечно, не болейте!
Татьяна ТУЗЮК