Весьма значимым событием на дальневосточных просторах стало рождение самобытного государства Бохай (698 – 926 гг.) с населением в 3,9 млн 800 человек. Это наиболее изученный временной отрезок развития наших территорий, которым целенаправленно занимались долгое время учёные Института истории, археологии и этнографии ДВНЦ.
Именно ими были открыты отдельные поселения (городища) и произведены раскопки, собраны многочисленные артефакты, написаны десятки монографий и научных статей.
На смену павшему Бохаю пришла империя, названная Золотой (по-китайски – Цзинь) её основателем Агудой в 1115 году и просуществовавшая около 120 лет. То был период расцвета, наивысшего экономического и культурного подъёма. Об этом подробно написано в книге «История империи Цзинь», датированной 1345 г. Страна делилась на 19 губерний, возглавлялась генерал-губернаторами, насчитывала население до 50 млн человек и имела 5 столиц, одна из которых располагалась в районе современной Голубовки, а у подножья горы Брат существовал крупный морской торговый порт.
Золотая империя чжурчжэней пала в 1234 году в результате бессчётных походов и нападений татаро-монголов. Однако историки, в том числе и приморские, не уделили этой цивилизации должного внимания. Хотя все императоры государства, чьи бюсты выставлены в одном из музеев Китая, имеют славянскую внешность. Это свидетельствует о том, что люди европейского происхождения проникли в этот регион значительно раньше других народов.
Архимандрит Палладий (КАФАРОВ Пётр Иванович, 1817 – 1878 гг.), глава Пекинской духовной миссии, один из образованнейших людей своего времени, считал, что история Уссурийского края делится (условно) на пять периодов, что и нашло отражение в его научных трудах:
.Эпоха первобытного человека – каменный век;
.Борьба культурных маньчжурских племён с древнейшими обитателями страны;
.Царство Бохай – VIII-XII вв.;
.Цзиньская (Золотая) империя – до XII века;
.Жизнь свободных китайцев (манз) и первое появление русских в этих краях.
А тем временем благодатные дальневосточные земли продолжали жить своей, хотя и обособленной жизнью, воплотившейся в Никанское царство. Некоторые историки продолжают утверждать, что Никанское христианское государство берёт своё начало в эпоху государства Бохай в форме несторианства.
О Никанском государстве можно почерпнуть информацию из воспоминаний богатого нидерландского купца Бальтазара КОЙЭТТА, который в 1675 г. побывал в России, а затем, вернувшись на родину, опубликовал «Исторический рассказ, или Описание путешествия господина Кунраада фан-КЛЕНКА. В своём рассказе Б. КОЙЭТТ приоткрывает немного завесу над тайной существования мало кому известного царства: «…Один китайский солдат, взятый в плен русским в 1652 г., рассказывал на допросе Е. ХАБАРОВУ, что народ, к которому он принадлежит, называется у маньчжуров никин». Витсен (один из сподвижников купца по путешествию), зная об этом из русских источников, неоднократно упоминает о нём, приводя и его этимологию. В издании 1705 г. говорится, что татары (нью-джи), завоевавшие Китай, из презрения дали китайцам имя «никаны» или «никандры», означающие на китайском языке «холоп» или «мужик». Как бы то ни было, а имя «никан» для китайцев перешло, с малыми видоизменениями, от маньчжуров ко всем инородцам Амурского края.
В истории сохранились документы, которые оставил потомкам сибирский Колумб Семён Ульянович РЕМЕЗОВ (1642 – 1721 гг.), русский энциклопедист, картограф, архитектор, строитель, историк, писатель. В 1697-1701 гг. С. РЕМЕЗОВ проводил обследование территорий на берегу океана, между Амуром и Кореей, составил чертежи рек, городов и частей сибирских земель. По итогам исследований появилась весьма подробная карта дальневосточных земель, куда вошли и территории современного Приморья с нанесением границ Никанского государства. И уже в начале XVIII века выходит его «Хорографическая книга Сибири» (хорографией в то время назывались географические карты и описания отдельных земель). На рубеже XVII – XVIII веков все территории на сибирских и дальневосточных картах обозначались как Никанское царство, а на русских и западно-европейских картах значились до второй половины XVIII века.
В 1999 г. научный сотрудник Дальневосточного отделения Российской академии наук Владимир Николаевич СОКОЛОВ подготовил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук – «Никанское царство: образ неизвестной территории и истории России XVII – XVIII веков». В своей работе автор утверждает, что историю Никанского государства следует рассматривать с 1652 г. по 1689 г.
Вот как описывает своё пребывание на никанской земле один из священнослужителей: «А наша земля Никанская, от Богдатской земли стоит на востоке, река да есть на нашей земле Бучен (совр. Сучан) порубежная, а пала та река своим устьем в море (совр. Японское). А людей по той реке много, а людям тем зов никаны, лица у них бородатые. Никанская земля несказанно велика (современная восточная часть Приморского края, включая Золотую Долину). Да в той земле никанской в нашей родится золото и серебро, и жемчуг в раковинах находится в земле. Иные нарекают эту землю Великая Хина.
То государство Никанское паче Китайского зело людьми и богатством, благовонными травами и шафраном изобильствует, мужской и женский пол перед китайскими людьми чист. А тама антихрист не может быть и не будет. Народ от России там особенный, а воровства никогда не бывает. Аше китайцы были бы христиане, то не едина душа не погибла.
Церквей христианских свыше 100, имеют патриарха православного, а российских – 40 церквей и 4 епископа ассирисцого постановления и митрополита отлучились от своих мест от лет Никона патриарха, а приход их был от Зосима и Савватия Соловецких кораблями через Ледяное море. Таким образом отцы писали из монастыря Зосима и Савватия, соловецких чудотворцев. В этом месте приходящие из России принимают первым чином, крестят совершенно в три погружения и желающих там пребыть до окончания жизни. В тамошних местах татьбы и воровства, и прочих противных закону не бывает, Светского суда не имеют, управляют народы и всех людей духовные власти.
Тамо дерева равны с высочайшими древами (совр. кедр). И громы с землетрясениями бывают. И всякие земные плоды бывают, родится виноград и сороченское пшено. И сказывают, что у них злата и серебря не счесть числа, драгоценного камения и бисера драгого полно.
А сей памятник писан тем самым, который сам там был, имя моё – многогрешник инок Михаил. Аминь. 1678 год».
О существовании Никанского государства можно узнать и из записок Н. СПАФАРИЯ (СПАФАРИЙ Николай Гаврилович, 1636 – 1708 гг., молдавский боярин, участник русской делегации от Посольского приказа в Китае в 1675 – 1678 гг., возглавлял русское посольство в Пекине): «Ехавши в Китай Н. СПАФАРИЙ в 1675 году встретился в Енисейске с недавно приехавшими туда торговыми гостями: они поведали, что в Пекине «торг их был зело некорыстен против прежнего для того, что у китайцев началась война с Никанским царством».
Обитатели Уссурийского края того периода занимались главным образом земледелием. Были найдены целые площади пахотной земли, очищенной от камней, которые складывались в особые кучи на краю полей. Здесь нередко находились ступы, железные котлы, жернова, лемеха от плугов. Признать такие находки принадлежностью своего народа отказались и китайцы, и маньчжуры, и корейцы.
Во второй половине 40-х годов XVII столетия началось восстание южных провинций Китая против маньчжурской династии, которым руководил Усан-Кей. Китайцы прямо связывали неудачи своих торгов с тем, что у маньчжуров «всчалась война с Никанским государством». Восстание было подавлено только в 1679 г. в связи со смертью предводителя китайских южан. Военные действия значительно ослабили ряды «русских никончан». К тому же и царское правительство вновь усилило гонение на старообрядцев. И никончане стали покидать обжитые места, уходя всё дальше и дальше в непроходимую тайгу, или вообще перебираться в другие страны, вплоть до австралийского континента. Так завершилась ещё одна страница истории дальневосточной земли.
Юрий Меринов