Загадки и легенды острова Лисий

Несколько поколений находкинцев смотрят с прибрежной полосы залива Находка на загадочный остров, который находится совсем рядом. В 60-х годах прошлого века мы купались в волнах на берегу песчаного пляжа Читауз, где сейчас находится нефтебаза, и остров казался удивительно загадочным. После просморта зарубежных фильмов о графе Монте-Кристо мы думали, что там зарыты несметные клады
и сокровища. Но увы — доступа туда не было. Была запретная пограничная полоса.


Существовала легенда, что воины хана Батыя после разгрома джурдженской империи в 1235 году, побывавшие на этих берегах, спрятали в одной из пещер острова собранные сокровища для своего повелителя, замуровав в сводах неподъемные сундуки. Прочитав книги писателя Яна о походах монголов в Приморский край, Среднюю Азию, на Русь, можно понять, что монголы не для того забирали золото, драгоценности у побежденных народов, чтобы их закапывать в землю. Существовали специальные обозы, которые возили награбленное в Монголию, Золотую Орду в сопровождении отряда воинов для охраны.
Прожив 65 лет в Находке, я так и не сумел посетить этот загадочный остров.
Остров Лисий — высота 123.9 метра, протяженность около двух километров. Находится в 9.2 кабельтова от мыса Мусатова, отделен от западного берега залива Находка проливом с глубинами 7.9 — 20 метров. Остров Лисий — останец древнего затопленного горного хребта, который отделился от материка в результате общего погружения суши и наступления моря в период образования шельфа залива Петра Великого. По геологическим данным, образовался 10-12 тысяч лет назад путем отделения от полуострова Трудный. Остров — это своего рода «осколок» горных пород, оторванный от своей континентальной части. Ранее на месте современного пролива была долина небольшой реки. За счет повышения уровня Мирового океана одиночная гора превратилась в остров. Этот процесс начался несколько сотен тысяч лет назад и продолжается до сего времени.
Вдоль средней части острова Лисий проходит горный хребет. Склоны его, поросшие лесом и кустарником, круто спускаются к заливу. Берега острова, за исключением северо-западной части, обрывисты. Вдоль северо-западного берега тянется небольшая намывная полоса из гальки и песка.
Остров неоднократно спасал местных аборигенов, живших на берегу залива Находка, во время извержения подводных вулканов в Японском море, от громадных волн цунами, принимая основной удар на свои гранитные скалы. И сегодня остров является главным ориентиром для судов, заходящих в залив Находка, как и в древние века для мореплавателей.
В июне 1859 года экипаж парохода-корвета «Америка» обратил внимание на живописный остров и нанес на морскую карту 1859 года с названием острова – Облызин. Просуществовало это название недолго, при обследовании побережья полуострова Трудный, производивших топографическую съемку морскими офицерами-гидрографами в 1860-1870 годах, острову было присвоено название Лисий.
Не один десяток лет приморские краеведы ищут в архивах музеев документы по факту присвоения такого имени. Версии были разные: жили лисицы, проживал человек с фамилией Лисицын. Ни одна из этих версий не подтвердилась. В 13 веке берега бухты, заливы Приморского края заселили оставшиеся в живых жители империи джурчжэней после разгрома монголами.
Первые русские, поселившиеся на берегу бухты Находка в 1864 году, впервые столкнулись с названиями бухт на языке местных аборигенов, которые дошли и до нас, жителей четвертого поколения переселенцев. Это — Читувай, Читауз, Людянза, Тихонгоу, Тазгоу и другие. В то время на берегах жили земледельцы, рыбаки, охотники. Каждый занимался своим ремеслом. В разговоре с местными жителями прояснилось, что означает с переводом на русский язык конкретные названия.Читувай — выдающийся в море мыс.Читауз — бухта, лежащая в вершине залива. Людяньцзы – шестая горная вершина
Остров Лисий также имел конкретно китайское название – Лисийе. В разговоре между собой местные охотники делились, где они охотились и какой зверь там обитает. Названия бухтам, сопкам давались по их очертаниям, высотам и ярко выраженным природным приметам. Если встать на площадку (рядом с объездной дорогой) на вершине улицы Дальней и направить свой взгляд в сторону бухты Врангель, то мы увидим остров, похожий на большой хребет лисицы, вышедшей к морю. Этот хребет наблюдали местные охотники в течение семи веков. Вероятнее всего, от этого произошло название острова – Лисий. Хотя не исключаются и другие версии.
И даже сегодня, в XXI веке, рыбаки и охотники пользуются теми же методами. В заливе Восток есть свои приметы: Красные скалы, Боевые камни, Сапоги, Русский хутор. В разное время остров Лисий имел большое значение для жителей поселения Американка. По воспоминаниям Степана Коровникова: «В 1923 году артель «Рыбак Американки» сдавала селедку на засольную базу острова Лисий. Хозяином был кореец Хенеги». До 1935 года остров был диким. По свидетельству Лидии Ивановны Барковой (она с мужем работала на предприятии в 1935 году) концессионеры вели на острове браконьерский лов рыбы и переработку.
С 1935 года по 1937 год на острове расположилось английское предприятие – концессия по выращиванию мальков осетровых рыб и переработке морской капусты – ламинарии в йод, спирт и другой продукции. К небольшому пирсу раз в месяц приходило судно, в основном по ночам, без опознавательных знаков, которое привозило провизию и увозило готовую продукцию. По словам очевидцев, продукция отправлялась в Англию.
С 1937 года до конца 1941 года на острове располагался женский лагерь политических заключенных. В нем находились 150-200 человек возрастом 20-30 лет. Это была маленькая заброшенная точка империи ГУЛАГ — с официальным названием Филиал рыбзавода «Тафуин». Лагерная зона находилась в 100 метрах от пристани.
В центре лагеря стояли 50 засольных чанов, бараки, склады, причал, колодец, баня, кухня, столовая, медпункт, детские ясли для детей заключенных женщин, изолятор, небольшой детский сад и клуб, 15 жилых домов. Лагерь был огорожен колючей проволокой, по краям стояли сторожевые вышки.
Женщины занимались обработкой, засолкой, отправкой рыбы. В основном велась засолка разнорыбицы, добываемой местной бригадой прибрежного лова.С материка привлекались вольнонаемные.
Начальником рыбного цеха на острове был Родион Петрович Невежкин. Краеведы разыскали его жену Анну Ивановну Невежкину, которая вспоминает: «В 1940 году мы приехали на остров Лисий, здесь был лагерь заключенных. В засольный цех поступала рыба из рыбокомбината «Тафуин». Женщины укладывали ее в бетонные чаны для засолки. Жили они в бараках. Вольнонаемные работники жили на противоположном берегу в бухте Читауз и добирались на остров на лодках. На самом острове вольнаемных жило пять — семь семей».
По записям в трудовой книжке Невежкиной, которую Анна Ивановна передала в музей, видно, что в 1947 году рыбозавод был переведен в бухту Козьмина. А лагерь, по ее воспоминаниям, был ликвидирован или куда-то переведен еще в 1941 году. После 1947 года вольнонаемные жители острова постепенно разъехались. Остров обезлюдел, постройки тоже постепенно исчезли. В конце 50-х годов остров был объявлен пограничной зоной и до сегодняшнего дня производственной деятельности там не проводилось.
Именно на таких островах, малодоступных для посещения, сохраняется уникальная флора и растительность, утраченная в материковой части.
Доктор биологических наук и директор ботанического сада во Владивостоке при ДВО РАН Валерий Недолужко собрал гербарий, насчитывающий более 400 видов растений, в том числе и редких реликтовых.
В 1999 году на самой вершине острова был установлен православный крест. Высота креста 9 м с основанием 14 м и шириной 6 м.
В наше время посещение острова Лисий только учеными, биологами с целью наблюдения, сбора растений для гербариев, обучения студентов — оправдано вполне. А православным крестом можно любоваться с любой точки залива Находка от бухты Козьмина до бухты Новицкого.
В данной статье были частично использованы материалы работы главного библиотекаря городской библиотеки-музея МБУК «ЦБС» НГО Зои Николаевны Ковалевой.

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.