Зов малой родины с годами всё сильнее

Алла Ивановна РОДИОНОВА, узница фашистских концлагерей, живёт в Находке почти полвека, но сердце её никак не хочет расставаться с малой родиной. Несмотря на дальность перелётов и немалые денежные расходы на дорогу, она по возможности старается бывать на родной Брянщине практически каждый год, а иногда и по два раза в год.
Родилась Алла Ивановна в брянской деревне Березино спустя два месяца после начала Великой Отечественной войны. Естественно, помнит о тех суровых событиях только по рассказам своих родителей — Ивана Петровича и Пелагеи Андреевны ТРУБКИНЫХ. Когда немцы оккупировали Дядьковский район Брянской области, то не обошли и их небольшую деревню. Отец Аллы практически с самого начала войны стал участником партизанского движения, которое давало по всем направлениям серьёзный отпор незваным гостям.
Спустя несколько лет после окончания войны, мама рассказала дочери, как однажды в Березино фашисты выслали отряд разведчиков. Группу немецких солдат выследили и уничтожили березинские партизаны. На следующий день в деревню нагрянули каратели и расстреляли десять человек из мирного населения, а всех мужчин собрали и угнали в Германию. Среди них оказался и отец Аллы, не успевший уйти в леса. Но только этим террор немцев не закончился. Они расположились в деревне и хозяйничали здесь на протяжении двух лет. Жителей выгоняли из домов в сараи, обрекая их на скотские условия проживания, а сами занимали хаты и пользовались их продовольственными запасами.
Население бедствовало, но находило силы бороться за выживание. Те, кому из деревенских посчастливилось остаться в своём доме, доедали довоенные запасы. Но и они быстро иссякли, а пополнения не было. Люди были вынуждены есть всё подряд, чтобы не умереть с голоду: готовили травяные похлёбки из лебеды, щавеля и крапивы. Мама Аллы в то время была единственной защитой семьи, в которой воспитывалось семеро детей. Она, жертвуя собственным здоровьем, спасала их от голода и холода. Даже спустя столько лет, Алла Ивановна, вспоминая об этом, была не в силах сдержать слёз, в которых чувствовалась особая горечь и боль.
Жестокое детство
В 1943 году фашисты, отступая, сожгли Березино, а жителей деревни вывезли в разных направлениях и распределили по концлагерям. Четырёхлетний Женя, его младшая сестрёнка Алла и их мама Трубкины оказались в Эстонии, в концлагере Пыллкюла.
— Мама рассказывала, что нас вместе с другими односельчанами посадили в эшелон из товарных вагонов и куда-то повезли. Ехали утомительно долго, по пути не раз попадали под бомбёжки. В эшелоне было много детей и стариков. Некоторые из них не выдерживали физической нагрузки, голода и жажды и по дороге умирали. А в концлагере нас ждал ещё целый год голодной жизни в грязном фабричном бараке, год испытаний ужасами фашистского плена и рабства. В этих условиях ни у кого из узников не оставалось никакой, даже самой маленькой надежды на спасение и жизнь.
Но в 1944 году настал тот самый счастливый день, когда в Эстонию вошли вой-ска Красной Армии и освободили узников всех эстонских концлагерей. Когда мы с мамой вернулись в родную деревню Березино, здесь уцелело всего четыре дома. Остальные при отступлении были сожжены немцами. Вместо хат стояли выгоревшие до земли деревянные срубы с возвышающимися кирпичными печами и трубами. Картина удручающая и мрачная. Не имея собственного жилья, целый год мы скитались, поочерёдно живя то в одной, то в другой из уцелевших хат, пока не вернулись их хозяева. К счастью, скоро закончилась война, и наш отец пришёл с фронта живым и принялся строить новый дом. А деревню нашу, как рассказала мама, заставили восстанавливать военнопленных немцев под конвоем советских солдат, — вспоминает Алла Родионова.
Нелёгкая доля выпала их семье. В самом начале войны погиб при сражении под Ельней дядя Аллы — Тимофей Трубкин. Будучи взрослой, она ездила в Смоленскую область, чтобы побывать на кладбище, где он похоронен, но не нашла могилы даже при помощи местного военкомата. Её старшая сестра Тамара умерла в шесть лет от воспаления лёгких прямо на глазах Аллы в 1948 году. Брат Анатолий скончался от дизентерии. При заготовке леса упало дерево, и погиб младший братишка Ваня, который в это время был на руках у мамы.
— Дольше всех из нашей семьи прожил мой старший брат Евгений Трубкин. Окончив факультет теплофизики и атомной энергии Московского энергетического института, а затем аспирантуру, получил ученую степень кандидата технических наук. Более полувека он отработал в научно-исследовательском центре по безопасности атомных станций, совмещая преподавательскую деятельность в энергетическом техникуме. Получил звание «Заслуженный деятель науки и техники Московской области». Соавтор ста научных работ, он имел семь авторских свидетельств и шесть патентов на изобретение. Его стихи вошли в несколько поэтических сборников. Я поистине горжусь им. Но в прошлом году его не стало, — рассказала Алла Родионова.
После школы Алла окончила зубоврачебное отделение. Получив диплом, пришла молодым специалистом в Клетнянскую райбольницу, где отработала по специальности пять лет. Потом её переманила подруга Лариса в Находку. Здесь она устроилась в поликлинику рыбаков, поначалу жила в общежитии. На одной из медкомиссий познакомилась с рыбодобытчиком из БАМРа. Поженились, родила от него сына, снимали квартиру. Но вскоре муж уговорил уехать жить к нему на родину, в Азербайджан. Там не сложилось, и Алла с сыном снова вернулась в Находку. Устроилась в поликлинику рыбаков, а спустя несколько лет встретила свою вторую любовь. В браке с Владимиром прожили 35 лет, но общих детей у них нет.
Гордость семьи —
сын-дипломат
— Я вырастила и воспитала достойного сына, которым горжусь не меньше, чем родным братом. Назим окончил международное отделение с углубленным изучением иностранных языков Российского университета дружбы народов. На пятом курсе он побывал на практике в Испании. А когда получил диплом, попал в Министерство иностранных дел СССР и несколько лет отработал в советском посольстве в Эквадоре. Вернувшись в Москву, закончил дипломатическую академию. Некоторое время трудился в российском посольстве в Хьюстоне, в настоящее время работает дипломатом в МИДе России, — рассказала Алла Ивановна.
Незаметно год за годом за любимым делом пролетела вся жизнь. В целом стоматологии она отдала почти 60 лет, из которых, считай, полвека — Находкинской поликлинике рыбаков. За добросовестный и многолетний труд не раз поощрялась администрацией медучреждения. А в честь 75-летия Великой Победы депутат Виктория НИКОЛАЕВА вручила бывшей узнице Благодарность Госдумы.
— Я по-прежнему очень люблю свою работу. Если бы пришлось начать жизнь сначала, то снова выбрала бы эту специальность. Она приносит мне ежедневную радость и удовлетворение, постоянное общение с людьми. Я люблю Приморье. Но порой так заноет сердце по родным местам, так нахлынет ностальгия, что готова птицей взлететь в небо и хоть на чуть-чуть перенестись на Брянщину. А потом отляжет, и вроде всё нормально. Но я вдруг стала замечать, что с годами зов малой родины всё сильнее и сильнее.
Иногда в купальный сезон приезжает в Находку погостить сын Назим. Ему очень нравится отдыхать в районе озера Рица и на Триозёрье. Это моя радость, моё утешение. Несмотря на все превратности судьбы, считаю, жизнь прожила и продолжаю ее достойно, — сказала в завершении собеседница.
Владимир ФЕДОРОВ

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.