Играй, оркестр!

Народному духовому оркестру МАУК «Центр культуры» НГО исполнилось 60 лет. В минувшее воскресенье в Центре культуры прошёл отчётный концерт творческого коллектива, на котором побывали почитатели и ценители духовой музыки. Мы встретились с художественным руководителем оркестра Виталием ГОРБУЛЕМ и попросили его рассказать о славном пути коллектива.
— Виталий Юрьевич, несколько слов о себе.
— После школы окончил ДВВИМУ, несколько лет отработал инженером-технологом на заводе и четверть века главбухом в коммерческих структурах. В духовом оркестре играю с девяти лет. Начинал с альта, флейты, саксофона, но ходить на репетиции стал раньше. Ещё ребёнком мне было интересно наблюдать за музыкантами, как они дуют в трубы, извлекая разные звуки. Мне нравились духовые инструменты, и отец всячески поощрял это увлечение. Так я стал музыкантом. В училище был старшиной музыкального взвода, играл на трубе и баритоне, после учёбы совмещал оркестр с производством.
— Когда возглавили творческий коллектив?
— Около четырёх лет назад, когда ушёл из жизни мой отец Юрий Горбуль, основатель оркестра и бессменный его руководитель на протяжении 50 с лишним лет. Последнее время я у него был помощником в оркестре, самостоятельно дирижировал и готовил репертуары выступлений.
— К вам приходят люди разного возраста, нередко без музыкального образования. Как удаётся сделать из них музыкантов?
— Действительно, некоторые начинают с нуля, не имея малейшего представления о нотной грамоте. Чтобы научить человека играть на любом инструменте, приходится приложить немало усилий как музыканту, так и руководителю. Только для того чтобы добиться правильного звукоизвлечения и поставить губной аппарат, новичку необходимо работать с инструментом около полугода.
Потом начинаются выступления. Каждое из них длится по полтора-два часа. Спросите у спортсмена, может он полтора часа без передышки таскать гантели или штангу? На многих крупных производствах Находки были свои духовые оркестры, и музыкантам даже давали молоко за вредность. В училище наш музвзвод был на дополнительном питании. Это только кажется, что всё легко и просто. Поэтому в музыкальных колледжах недобор абитуриентов на духовое отделение. Кстати, в Находке уже не готовят медников — музыкантов духовых инструментов, кроме саксофона и флейты, поэтому порой новых музыкантов приходиться переучивать игре на других инструментах.
Оркестр вырастил десятки способных ребят, но остались здесь единицы. Есть и у нас проблема с кадрами. Одна из причин тому — отток населения из города. Кроме того, за короткое время добиться высоких результатов невозможно, нужно трудиться годами и поддерживать форму, чтобы выйти на желаемый уровень. А многие хотят играть сразу. Иногда со страхом думаю: «Хоть бы никто не заболел», особенно перед концертом, потому что нет замены.
— А если такое случается, как выходите из положения?
— Оркестр — не производство, но и здесь приходится идти на взаимозаменяемость. Бывает, люди уходят из оркестра по семейным обстоятельствам, потом возвращаются и несколько лет не могут восстановиться. Особенно на таких сложных инструментах, как труба, баритон, тромбон. На время концертов их приходится кем-то заменять. Сейчас у нас играют на тромбонах три девочки после музучилища, хотя одна заканчивала учёбу по классу фортепиано, другая – по классу пения… Но я не сторонник таких перетасовок. Нужно, чтобы человек играл на своём инструменте, от души и в удовольствие, тогда и результат будет высоким.
— Виталий Юрьевич, вы сказали, есть проблемы с кадрами. Костяк-то удалось сохранить?
— Сохранили, но очень не хватает медников – музыкантов на трубу, баритон, тенор, альт и бас. А это сказывается на звучании оркестра, не можем браться за разучивание более сложных вещей. Кто не успевает усвоить урок за время репетиции, приходят во внеурочное время и догоняют. Сегодня работаем на максимуме наших возможностей. Прежде чем взяться за новую вещь, просмотрю партитуру, чтобы убедиться, потянут произведение мои музыканты или нет. Давали несколько объявлений в СМИ, но люди не приходят.
— Как прошёл отчётный концерт?
— Успешно. С мая прошлого года до середины октября регулярно играли для населения на площади у МЦК, потом начали готовиться к отчётному концерту. За четыре месяца в дополнение к прежнему репертуару разучили 20 новых произведений. Кроме того, выступали на разных торжественных мероприятиях и профессиональных праздниках. Прошлым летом на набережной Владивостока дали часовой концерт. В прежние времена играли на «Праздниках улицы».
В нашем репертуаре более 300 произведений, среди которых вальсы и фокстроты, танго, польки, адаптированные под духовой оркестр, классика и более 50 джазовых композиций, народная музыка. Из современных хитов — некоторые произведения Газманова и Агутина, поппури на темы популярных песен… Стараемся учесть настроение как молодёжи, так и людей старшего поколения. Это не только развлечение, но и просветительская деятельность. В прошлом году к юбилею Победы за счёт средств местного бюджета пошили оркестру белую парадную форму.
— Ваш художественный коллектив не раз отмечался как лучший на разных уровнях. Расскажите об этом.
— Сорок лет назад оркестру было присвоено звание «Народный», а в декабре прошлого года мы в очередной раз его подтвердили. Со своей программой выступали в городах Приморья и Москве, становились победителями конкурсов и фестивалей разных уровней. В 1997 году по приглашению мэра Москвы Юрия ЛУЖКОВА принимали участие в праздновании 850-летия столицы в сводном концерте на Красной площади. С концертной программой побывали на «Празднике цветов» в Даляне, стали лауреатами конкурсов «Лучший товар Приморья» и «100 лучших товаров России». Более полусотни раз награждались почётными грамотами разного уровня. В условиях пандемии, когда невозможно было присутствовать очно, участвовали дистанционно в международном фестивале-конкурсе «Золотая лира» в Санкт-Петербурге и Международном смежном фестивале-конкурсе ArtWorld, где получили звание лауреата третьей степени.
60 лет – очередная веха и повод подвести итог. Я горжусь нашим коллективом и тем, что удалось сохранить костяк. В прежние годы такие оркестры были в каждом городе и на многих предприятиях. А сейчас редкость. Благодаря бывшему мэру Виктору ГНЕЗДИЛОВУ и усилиям моего отца, когда он был руководителем оркестра и депутатом Находки, удалось перебраться в нормальное помещение, которое прежде занимал клуб капитанов. Я сохранил весь ретрорепертуар отца, отцифровал его и занёс в компьютер, чтобы легче было работать. Мой сын Юра пошёл по стопам деда и отца – пишет песни и фонограммы, осваивает различные инструменты. А это ещё одна трудовая династия.
Поздравляю коллег и поклонников духовой музыки с юбилеем оркестра и желаю всем творческих успехов!
Беседовал Владимир ФЕДОРОВ

Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.