История открытия бухты Находка: исследуя судьбу капитана Александра Болтина

Открытие и освоение берегов юга Дальнего Востока в середине XIX века имело для России важное геополитическое значение в присоединении новых территорий, в установлении дипломатических связей с соседними азиатскими странами.

Это было время великих географических открытий для Российского государства, к которым относится и открытие бухты Находка русским пароходо-корветом «Америка» 18 июня 1859 года.
Во время своей исторической морской экспедиции в июне 1859 года, возвращаясь из японского порта Хакодате, генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев-Амурский направил свой корабль к еще не изученным берегам Южного Приморья. Зайдя вечером 17 июня 1859 года в неизвестный залив, решили бросить якорь и заночевать. Темное время суток, туман, плохая видимость задержали пароходо-корвет «Америка» до утра в заливе, который впоследствии получил название Америка. Тем самым была увековечена память о корабле-первооткрывателе, внесшем огромный вклад в открытие берегов южного Приморья.
Утром 18 июня 1859 г., когда туман рассеялся, штурман Николай Красильников сделал историческую запись в вахтенном журнале пароходо-корвета «Америка»: «В шесть часов утра снялись с якоря, пошли к осмотру берега, заметили к юго-западу углубление и открыли бухту, имеющую положение от северо-востока к юго-западу около трех миль. Шириною – от одной до полутора миль. Глубины от пяти до четырех сажень. Грунт – ил с песком. На правом и левом берегу – два селения. По приказу его сиятельства (Муравьева-Амурского) бухту назвали Находка».
Визуально с судна была составлена карта открытой бухты, на которой впервые появились новые географические названия: залив Америка, бухта Находка, мыс Астафьева, остров Облызина. Эта историческая запись полностью развеяла миф о происхождении названия бухты Находка. Легенда гласит о том, что русский корвет, скрываясь от шторма, укрылся в тихой бухте, которая стала находкой для моряков. На самом деле, как показали дальнейшие события, для России новое географическое открытие стало настоящей находкой.
160-летний юбилей бухты Находка город отпраздновал серией историко-культурных мероприятий с 14 по 18 июня 2019 года. Мероприятия были инициированы Музейно-выставочным центром города Находки при поддержке администрации Находкинского городского округа и проведены под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Такое значимое событие позволило вывести на новый уровень работу с историческим наследием дальневосточного города, подчеркнуть важность изучения и популяризации морской истории Приморского края.
История открытия бухты Находка моряками пароходо-корвета «Америка» неразрывно связана с именем его командира Александра Арсеньевича Болтина, морского офицера, участника многих экспедиций на судах Сибирской флотилии, первооткрывателя бухт и заливов Приморского побережья.
Александр Арсеньевич Болтин родился 13 августа 1832 года в Псковской губернии в семье потомственных дворян. В 1849 году 17-летний Александр Болтин поступил юнкером на Балтийский флот, и уже через три года был назначен мичманом в кругосветное путешествие на фрегат «Паллада». Там проявились его способности к рисованию. Болтин делал рисунки новых берегов, помогал в составлении штурманских карт. В ходе плавания на «Палладе» один из мысов на корейском полуострове был назван в его честь — мыс Болтина (Мусудан).
В 1855 году в звании лейтенанта Болтин выезжает на Дальний Восток. 8 августа 1858 года уже капитан — лейтенант Болтин возглавляет экипаж недавно построенного в Нью-Йорке пароходо-корвета «Америка». Навигация 1859 года стала одной из самых насыщенных открытиями. Тогда были открыты бухты Находка и Золотой Рог, заливы Америка, Уссурийский, Амурский, Славянский и Петра Великого, пролив Босфор Восточный, остров Русский. Во время службы на Дальнем Востоке Александр Болтин удостоился четырех наград, произведен в капитаны 1 ранга.
11 июня 1866 г. после 11-летней службы в Сибирской флотилии Болтина переводят на Балтийское море. В 1867 году Александр Арсеньевич сдал свой корабль преемнику. С марта 1870 года А. Болтин находился в отставке.
Последние годы его жизни связаны с Одессой. Второй женой Александра Арсеньевича стала в 1874 году 24-летняя Елизавета Николаевна. Вскоре у них появляются две дочери Елена и Александра.
В Одессе Болтин поступает на службу в Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ), где служит капитаном парохода «Аксай», водит свое судно по Средиземноморью.
В непогожий день 21 октября 1875 года пароход «Аксай» терпит крушение у берегов Сицилии. В материалах проверки этого случая действия капитана признаны правильными. Но, видимо, эта катастрофа положила конец морской карьере А. Болтина.
Все эти годы он занимается живописью и графикой. Любовь к морю, богатая событиями морская военная служба на Дальнем Востоке сформировали капитана как художника-мариниста. В 1890 году он принимает участие в 1-й выставке Общества южнорусских художников с картиной «Крейсер «Память Меркурия». Это не единственная работа, посвященная самым ярким судам Сибирской флотилии. Картины и графические наброски посвящены шхуне «Восток», бригу «Улисс». Но больше всего он любил рисовать свой пароходо-корвет «Америка», на котором капитаном прослужил семь лет.
Прошение Александра Болтина о принятии на флот не было удовлетворено, поэтому пришлось довольствоваться сухопутной службой. В эти годы он служит в управлении градоначальника, а с 1889 года возглавляет Одесскую пожарную команду. Заработанные в морских путешествиях болезни давали о себе знать. В 1898 году Александр Арсеньевич ушел со службы, а через три года 22 апреля 1901 года скончался в возрасте 66 лет. Некролог в городской газете «Одесский листок» разместила его жена Елизавета Николаевна. Александр Арсеньевич был похоронен на старом Одесском кладбище, которое уже не существует на карте города.
В 1995 году исследовательская ниточка привела сотрудников музея в Москву, где живут потомки капитана Болтина. У его сына от первого брака Арсения было четверо детей. Младший сын Евгений, 1900 года рождения, продолжил род Болтиных, стал видным военным историком, доктором исторических наук, основателем военно-исторического журнала, перед войной возглавлял издание «Красная звезда». Один из главных трудов его жизни — общая редакция энциклопедии по истории Великой Отечественной вой-ны в шести томах, 1960 года издания. Дочери Евгения от двух браков — Ирина и Людмила с почтением и любовью хранят предметы и фотографии своего древнего рода. Род Болтиных продолжается.
В результате исследовательской работы и благодаря Сергею СЕДЫХ, заместителю директора по науке Одесского художественного музея, были найдены потомки Александра Болтина от его второго брака с Елизаветой Николаевной. По последним данным, у них в браке было три дочери. Старшая дочь Елена вышла замуж за Антона Хурмузи, в браке у них родилось четыре дочери: Елизавета, Екатерина, Ариадна, Тамара и сын Антон.
Оказалось, что многочисленные потомки, о которых нам ничего не было известно, проживают в Одессе и Киеве и также хранят память о своем прародителе Александре Болтине. В 2019 году с нашим музеем связалась Екатерина Сергеевна КОЛЕСНИКОВА, праправнучка капитана Болтина. Она разыскала контакты нашего музея через социальные сети и рассказала о своей маме Ольге Николаевне ЛЕСКОВОЙ, которая приходится правнучкой Александру Болтину от его дочери Елены. Ольга Николаевна хранила небольшой фотоархив и мечтала передать музею Находки эти новые материалы. И эта встреча могла бы произойти, если бы не внезапная болезнь Ольги Николаевны, в результате которой 28 февраля 2019 года в возрасте 72 лет она скончалась. Ее дочь Екатерина выполнила желание своей матери, передала фотографию Александра Арсеньевича Болтина музею в Находке. Это очень ценный снимок, так как он запечатлел нашего капитана в период, когда он служил на Дальнем Востоке.
Таким образом, в ходе исследований начиная с 1994 года были обнаружены три портретные фотографии Александра Болтина. Первая найдена в Одессе в мешках с материалами музея пожарников, вторая — в семейном альбоме Болтиных в Москве, третья – в семейном архиве потомков в Одессе.
Отголоски научных командировок в Одессу 1994 года приходят совсем неожиданно, и появляется новая информация. Последние сведения пришли в 2016 году от Геннадия Александровича КАЛУГИНА, члена правления Одесской городской организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры. Он прислал копию материалов из брошюры «Известия Одесской городской думы» за 1907 год. В них говорится о том, что вдова капитана Елизавета обращалась в Одесскую думу с просьбой о пенсии, из которой стало известно, что в ночь с 11 на 12 мая 1896 года Александр Болтин, будучи бранд-майором пожарной Одесской бригады, сам принимал участие в тушении пожара на лесопильном и механическом заводе Зильберштейна и Левитона, получил тяжкие ушибы от обрушившейся на него каменной стены.
Вскоре, 15 июля, он ушел со службы по состоянию здоровья, скончался 22 апреля 1901 года, так и не оправившись после того трагического пожара. Капитан остался до конца своих дней храбрым и решительным. Закаленный в морских экспедициях, он и на пожаре проявил свои качества, за которые его уважали и в Сибирской флотилии, и в пожарной бригаде.

Марина НУРГАЛИЕВА,
директор МВЦ, член общества изучения Амурского края
(Русское географическое общество)

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.