И сцена у команды оживает

или что обычно скрыто от глаз зрителя…
«Поднят занавес над сценой, И ты к чуду вновь готов…» – какой зритель не испытывал трепетного чувства ожидания прекрасного от встречи
с любимыми артистами на сцене МЦК!
И наверное, хотя бы единожды каждый гость мечтал о том, как проникнуть в царство «закулисья».
Это только непосвященным кажется, что храм Мельпомены ограничивается сценой и актерами. Пока на подмостках идет творческий процесс общения со зрителем, за кулисами работают механизмы, перемещаются и меняются декорации, включаются и выключаются световые приборы и появляется звук. Всё это не менее важно для того, чтобы концерт или постановка состоялись. Что и как обычно происходит за сценой учреждения корреспонденту «НР» рассказали работники МЦК.
«Закулисье» Центра культуры – место работы специалистов, которые имеют различные технические профессии. Это сплоченная команда профессионалов, в которую входит звукорежиссер Александр ВИШНЯКОВ, художник по свету Максим ЖУКОВ, видеорежиссер Инна СИДОРЕНКО, машинист сцены Андрей КОВАЛЕНКО и заместитель директора учреждения, он же звукооператор Геннадий БУТАКОВ.
Первое, что бросается в глаза, когда передвигаешься за сценой, – огромное количество технической аппаратуры: колонки, осветительные приборы. Впечатляют подъемно-сценические механизмы: их канаты теряются далеко вверху – там, где расположены деревянные мостики, парящие над сценой на пятнадцатиметровой высоте.
Механизмами заведует Андрей КОВАЛЕНКО, который обслуживает сценическое оборудование. Андрей Викторович в учреждении с 1997 года. Вот уже более 20 лет он монтирует сцены из разных декораций для проведения репетиций, концертов и спектаклей, принимает участие в монтаже нового оборудования. Самое жаркое время – до, во время и после мероприятия, когда приходится быть предельно внимательным и собранным, задерживаться допоздна. Во время концертов и постановок Андрей мастерски управляется с рычагами подъемно-сценических механизмов – ведь нужно по команде режиссера быстро сменить декорации, убрать или опустить занавес.
У меня, как и у тысячи любознательных читателей, возник вопрос: а как же крепятся и перемещаются декорации? Оказалось, что в этом вопросе помогают специальные технические приспособления: штанкеты и фермы. Декорационный или штанкетный подъем (штанкет) – металлическая штанга, и за сценой она не одна, для подвески кулис, занавесов, задников и плоских декораций. Руководство МЦК совсем недавно приобрело новое оборудование – алюминиевые фермы, которые широко применяются для оборудования площадок для шоу, концертов, спектаклей. На готовых конструкциях из ферм можно легко и быстро смонтировать световые приборы или акустические системы, приборы спецэффектов.
Властитель «светового царства» – художник по свету Максим ЖУКОВ. Век компьютеризации открыл современным художникам по свету новые возможности. Максим – специалист, владеющий цифровыми программами. Во время репетиций и постановок найти его можно за электронным пультом – в царстве тумблеров, клавиш, кнопок, цель которых – управление световыми потоками во время спектакля или концерта. Пульт управления – ультрасовременное оборудование, которое имеется в наличии не у каждого учреждения культуры. Благодаря ему Максим может импровизировать, создавая собственные световые сценарии.
-Режиссер перед мероприятием дает мне световую партитуру, согласно которой на каждый концерт или спектакль я пишу новую картину, подбираю световые сцены, которыми управляю во время шоу. Если сценария нет, то возникает широкое поле для импровизации. С пульта контролирую цвет прожектора, уровень света и его движение, – делится мой собеседник. – Моя работа интересная, разнообразная, творческая. Постоянно происходит что-то новое, какое-то движение. можно многое перенять, поучиться у специалистов из Москвы.
Рука об руку со светом идет музыка. Укротитель акустики в Центре культуры – звукорежиссер Александр ВИШНЯКОВ, перед которым можно увидеть пульт размером больше, чем у осветителей, и он внушает почтение количеством кнопок и тумблеров. Александр отвечает за качество записываемого звука, и рабочий день его, как правило, очень насыщен. В его обязанности входит прослушивание песенных номеров перед концертами, выстраивание музыкального сопровождения к творческим номерам и постановкам. Получив распоряжение режиссера программы мероприятия, звукорежиссер сам ищет музыку к предстоящей постановке, перебирая свой архив или фонды интернета.
Живые выступления артистов на сцене МЦК – наиболее сложный формат мероприятия. Без профессионально поставленного звука и высококлассной работы звукорежиссера и звукооператора зрители не получат желаемого продукта. Александр должен постоянно находиться за пультом и осуществлять контроль за работой колонок, микрофонов, наушников.
Рабочий день звукорежиссера ненормированный – если уж выбрал эту профессию, то будь готов к вечерним прослушиваниям, работе в выходные и праздники. Самая жаркая пора – апрель-май, когда творческие коллективы учреждения выступают с отчетными концертами, проводятся городские мероприятия, посвященные 9 Мая и Дню города. Но Александр ВИШНЯКОВ любит свою профессию и не мечтает о другой.
Четвертый, но не менее важный человек в команде – видеорежиссер Инна СИДОРЕНКО. Эта профессия с недавнего времени стала очень популярной, ведь ни одно, даже самое скромное шоу, не обходится без видео-сопровождения. Фоновые видеовставки «вплетаются» в концерт так органично, что кажутся «живыми».
Главные профессиональные качества видеорежиссера – умение владеть специальными компьютерными программами и наличие фантазии для творчества. Чтобы создать тематическое или сюжетное видеооформление для выступлений солистов, творческих коллективов, Инна использует внушительную базу футажей – готовых видеофрагментов с различными эффектами, а также видео с прозрачным фоном, которые накладывают поверх основного видео.
– Когда слышу музыку, к которой я должна подобрать сюжет, то вижу картинку. И я уже знаю, какими будут видеоэффекты и материалы, чтобы они соответствовали определенной песне, настроению или моменту выступления артиста, – рассказывает Инна.
-За 15-20 лет мир полностью изменился и стал цифровым. Наше учреждение старается идти в ногу со временем. Чтобы «шоу продолжалось» и зритель к нам шел, мы обновили приборы динамического света, приобрели световой пульт и дополнительное крыло к нему, видеопроектор с высокой яркостью, световые фермы и многое другое оборудование. Пусть мы живем вдалеке от центральных районов России, но стараемся воплощать современные формы культуры, – подвел итоги экскурсии по МЦК Геннадий БУТАКОВ.
Огромная заслуга в обеспечении учреждения специалистами и технической базой руководителя МЦК Валерия Павловича НЕСТЕРЕНКО. На сегодняшний день зал Центра культуры оборудован не хуже, чем в столичных театрах.


Ольга ГОРЕЛОВА

Запись опубликована в рубрике Юбилей. Добавьте в закладки постоянную ссылку.