Полицейские рассказывают о распространенных видах мошенничества и объясняют, что сделать, чтобы не попасть на уловки.
С распространением мобильного банкинга владельцы банковских карт всё чаще попадают под прицел мошенников. При помощи социальной инженерии злоумышленники выманивают конфиденциальные данные: пароли, банковские и личные данные, с помощью психологических приемов, в разговоре, манипулируют людьми. Граждане, сами того не ведая, совершают определенные действия и пополняют чужие карманы.
Сотрудники отдела МВД России по городу Находке рассказывают о распространенных видах мошенничества и объясняют, что сделать, чтобы не попасться на их уловки.
Ситуация1. Звонок на мобильный телефон. Собеседник представляется службой безопасности банка и сообщает, что со счета пытаются перевести денежные средства в определенном размере незнакомому Василию Иванову. Чтобы предотвратить списание денежных средств незнакомому человеку, собеседник предлагает заблокировать перевод, и как можно скорее. Для этого просит предоставить данные не только карточки, включая секретный код, но иногда и личные данные.
В результате владелец карты сообщает все требуемые данные, поскольку не хочет, чтобы с ее карты были списаны деньги.
Как избежать такой ситуации?
Самым рациональным выходом из такой ситуации станет прекратить разговор со злоумышленниками при первых же признаках и перезвонить на горячую линию банка, сообщив о попытке мошенничества. Номера, с которых звонят мошенники, заносите в черный список, чтобы избежать повторных звонков.
Если каким-то образом мошенникам стали известны данные вашей карты, то карту необходимо заблокировать. Чтобы избежать списания денежных средств, также необходимо заблокировать мобильный и интернет-банк. Сделать это можно самостоятельно через приложение банка или обратившись в службу поддержки банка по телефону горячей линии.
Ситуация 2. В интернет-магазине сделан и оплачен заказ. В течение 10 — 15 минут раздается звонок, и вам сообщают, что ошибочно произошло двойное списание денежных средств. Чтобы отменить такое списание, просят предоставить данные карты.
Это еще одна рабочая схема мошенников. Никому не сообщайте данные карты и пароли, приходящие в SMS-сообщениях, иначе все деньги с нее могут быть переведены на счета мошенников.
Как избежать такой ситуации?
Помните, что у платежной системы, через которую прошла оплата за заказ в интернет-магазине, сохраняются данные вашей карты. Если возникнет ситуация с необходимостью возврата средств, зачастую не нужно будет дополнительно сообщать реквизиты вашего счета, к которому привязана карта.
Трехзначный код CVC/CVV, расположенный на обороте карты, предназначен для оплаты онлайн-покупок, когда ввести пин-код не представляется возможным. Этот код должен знать только владелец карты – больше никто.
Ситуация 3. На электронную почту или в сообщения приходит письмо о выигрыше в лотерею. Для убедительности к письму прикреплен файл, в котором указаны ваши фамилия, имя, отчество, сумма выигрыша, иногда информация о дате проведения розыгрыша, а также оборотная ведомость. Чтобы получить выигрыш, необходимо пройти по ссылке.
Когда осуществляется переход по одноразовой ссылке, сделанной специально под каждую потенциальную жертву мошенничества, открывается сайт. На нем вы снова видите сумму выигрыша, а также информацию о том, что необходимо заплатить комиссию, чтобы получить этот выигрыш. Обычно, такая комиссия небольшая – от 200 до 500 рублей. Она кажется маленькой по сравнению с выигрышем в десятки тысяч рублей.
Когда происходит оплата так называемой комиссии, ссылка, по которой вы переходили, чтобы узнать о выигрыше, становится недействительной. Выигрыш изначально никто платить не собирался, поскольку его и не было. Таким образом, «комиссия за выигрыш» оседает в кошельках мошенников.
Как избежать такой ситуации?
Помните о том, что если вы не участвовали в розыгрышах или лотереях, то никто другой за вас это сделать не мог. Достоверность полученных писем и указанных в них ссылок, по которым вас просят перейти, проверьте на специальных сервисах. Такие сервисы проверяют сайты на мошенничество. Опасно переходить по внешним ссылкам еще и потому, что злоумышленники могут таким образом запустить вирусную программу на вашем компьютере или смартфоне. Используя ее, они также смогут получить доступ к вашим электронным деньгам, личным данным.
Ситуация 4. В сетях от имени различных банков людей просят пройти опросы, за прохождение которых обещают приличное вознаграждение. Прохождение опросов также могут рекламировать звезды, госорганы, крупные торговые сети. Такая реклама делается с помощью видеомонтажа или «Фотошопа».
Дальше идет этап заполнения анкеты: ФИО, электронный адрес, ответы на вопросы о том, храните ли деньги в этом банке, как часто пользуетесь услугами и какими и прочее. Когда опрос пройден, появляется сообщение об обещанном вознаграждении. Но оно «оказывается» настолько велико, что выплата по нему лимитирована. Но если заплатить чисто символически комиссию, например 150 рублей, то тогда переведут сразу всю сумму.
Мошенники собрали персональные данные, нужные сведения о человеке и плюсом еще и получили деньги. Естественно, никакое вознаграждение они выплачивать не планировали.
Как избежать такой ситуации?
В первую очередь проверьте сайт, на котором размещен опрос, после проверки сразу станет ясно, что участвовать в столь сомнительных опросах опасно для кошелька.
Не разбрасывайтесь данными в Сети, будьте бдительны и осторожны!
Пресс-служба ОМВД России
по городу Находке