Мария ЗАЛЕГАЙ: Видеть мир в многомерном измерении

IMG_20150901_120456В конце прошлого года учитель высшей квалификационной категории общеобразовательной школы № 7 «Эдельвейс» Мария ЗАЛЕГАЙ стала победителем конкурса «Лучший учитель» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Это одна из наиболее престижных наград, которой сегодня удостаиваются педагоги. Мария ЗАЛЕГАЙ — сегодня гость «НР».


Мария Ивановна, расскажите немного о самом конкурсе и о том, как вы отважились участвовать в столь серьёзном мероприятии?
— Всероссийский конкурс «Лучший учитель» в рамках приоритетного национального проекта в нашей стране проводится ежегодно. Решением педагогического коллектива школы «Эдельвейс» для участия в конкурсе в 2015 году была выдвинута моя кандидатура. Каждый претендент на победу должен был представить пакет соответствующих документов, включая итоги своей профессиональной деятельности за последние три года.
Борьба за право быть лучшим оказалась непростой. Из 45 участников отобрали победителей, в числе которых оказалась и я. Награждение прошло на торжественном собрании в честь Дня учителя, где вице-губернатор Приморского края Татьяна ЗАБОЛОТНАЯ всем педагогам-победителям вручила дипломы Министерства образования и науки Российской Федерации. Кроме того, каждый из нас получил денежную премию в размере 200 тысяч рублей.
В таком серьёзном конкурсе принимала участие впервые, и теперь в нашей школе уже три его победителя. Конечно, очень переживала. Предварительный отбор участников проводился во всех субъектах России конкурсной комиссией. В Приморье в нее вошли представители разных учебных заведений, общественных организаций, департамента образования и науки с привлечением независимых экспертов. Я надеялась только на объективную оценку моего труда. И удача улыбнулась мне.
– Расскажите немного о себе.
— В 1998 году окончила филологический факультет пединститута в Комсомольске-на-Амуре. Затем в течение семи лет работала учителем русского языка и литературы в Хабаровском крае. В этот период за успехи в профессиональной деятельности была награждена благодарственным письмом губернатора Хабаровского края. А спустя несколько лет уже в Приморском крае мой труд был отмечен знаком «Почётный работник общего образования».
В 2005 году переехала работать в Находку. По рекомендации Михаила Николаевича НЕВЗОРОВА, профессора, доктора педагогических наук, с которым мы были знакомы по инновационной работе в Хабаровском крае, меня пригласили на работу в школу № 7. Уже тогда я отметила для себя, что это образовательное учреждение с хорошим кадровым потенциалом и материально-технической базой. Приняли меня на работу учителем русского языка и литературы и одновременно заместителем директора по методической работе. Уже позже, повышая уровень квалификации, закончила магистратуру Школы педагогики ДВФУ по направлению «Креативные педагогические технологии».
— Наряду с педагогической работой вы занимаетесь ещё и научной?
— У меня имеется ряд публикаций по современным проблемам в сфере образования в федеральных периодических печатных изданиях. Также мои работы опубликованы в семи сборниках по итогам профессиональных конкурсов, научно-практических конференций и других педагогических форумов.
Являюсь автором программы развития нашей школы, получившей грантовую поддержку в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Возглавляю инновационную работу, благодаря которой школа «Эдельвейс» стала участником федеральной инновационной площадки «Система оценки и качества образования». С прошлого года занимаюсь внедрением ФГОС — федерального государственного образовательного стандарта.
Также в сфере моих профессиональных интересов — изучение вопросов о том, как развить исследовательские способности ученика, сделать так, чтобы его познавательная позиция стала открытой. Считаю необходимым научить детей видеть мир в многомерном измерении.
Одно из основных направлений моей работы как учителя и завуча – работа со способными учащимися, которая проводится как в урочное, так и во внеурочное время. Информационно-методический центр «Развитие» ежегодно организует конференции научно-исследовательских работ учащихся «Шаги в науку» с представлением лучших из них на краевом уровне. Мои ученики неоднократно становились победителями не только городского, но и краевого его этапов.
К примеру, в 2012 году первое место в крае с исследовательской работой «СМС — новый речевой жанр» в секции «филология» заняли Дмитрий ВЫХОДОВ и Анастасия МОЛОДЧИКОВА. А в прошлом году Настя получила второе место и диплом второй степени также на краевом уровне за работу «Речевой портрет старшеклассника».
И всё же основная моя деятельность заключается в методической поддержке педагогов. В нашей школе работают увлеченные, талантливые учителя, во взаимодействии с ними происходит взаимообогащение. Не случайно два года назад наша школа завоевала второе место в краевом конкурсе в номинации «Лучшая методическая служба». Жюри конкурса отметило высокий уровень профессиональных знаний учителей «Эдельвейса».
— Насколько я знаю, с «Эдельвейса» в нашем городе стартовало кадетское движение.
— Здесь заслуга прежде всего бывшего директора школы Людмилы Ивановны ДУБОВОЙ и руководителя кадетского класса Геннадия Николаевича ЕГОРОВА. В 2013 году на российском образовательном форуме, который проводился в Москве, мы представляли кадетское направление, и наша школа была удостоена специального приза «Жемчужина в образовании». Хочу подчеркнуть, что «Эдельвейс» — школа, которая одной из первых начала работу по становлению и развитию кадетства. Педагогический коллектив прилагает немало усилий к тому, чтобы создать благоприятные условия для обнаружения и развития индивидуальных способностей, интересов каждого ученика. Сегодня в нашем образовательном учреждении обучается уже более тысячи человек.
— Мария Ивановна, какими критериями оцениваете результаты вашего кропотливого и нелёгкого труда?
В первую очередь, это уровень подготовки моих воспитанников, ну и конечно же, их благодарность уже в постшкольный период. Мои бывшие ученики обучаются в разных вузах страны. По моему профилю — это Виктория ДЗЫГУН, выпускница 2013 года, она теперь студентка филфака ДВФУ и будущий преподаватель русского языка и литературы. Дарья КОРОЛЁВА (тоже выпуск 2013 года) учится на журфаке Тульского университета. Кстати, Даша отличница, параллельно с учёбой активно занимается общественной жизнью, играет в театре. Производственную практику успешно проходит на местном телевидении. Об этом я знаю из ее писем в социальных сетях. Выпускница 2015 года Мария ШЕВЦОВА обучается в ДВФУ по специальности «логопедия». Очень радостно, что ребята не забывают о своей школе и преподавателях, сообщают о своих успехах и достижениях.
— В нынешнем учебном году вы впервые проводите эксперимент с учениками пятого класса, чтобы увидеть в них скрытые способности, требующие дальнейшего развития. В чём он заключается?
— Прежде всего огромное внимание уделяется проектной деятельности. В частности, разработке шкалы требований к индивидуальным проектам пятиклассников. Каждый ученик должен уметь самостоятельно работать с учебниками и другими источниками информации по той либо иной проблеме. Результатами такой работы становятся их учебные продукты — буклеты, газеты, презентации, макеты, модели, то есть продукты, которые иллюстрируют решение обозначенного перед ними вопроса или проблемы. Всё это в совокупности позволяет развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные способности детей.
Задача учителя сегодня – создать благоприятные условия для развития проектной деятельности каждого ученика. Есть, конечно, и свои трудности – сразу видно, у кого из ребят глаза горят, у кого нет, и здесь важно заинтересовать каждого из них, пробудить стремление постигнуть больше, пробудить интерес к теме, жажду исследования. В помощь учителю — богатый арсенал современных образовательных технологий: здесь и приемы ТРИЗ-педагогики, и элементы проблемного обучения, и задания, основанные на развитии критического мышления. Конечно, важно создать на уроке атмосферу творчества. К примеру, пятиклассникам часто предлагаю такое задание: подумайте и представьте, о чём думал листочек на дереве, когда выпал первый снег? И они начинают фантазировать. Старшеклассники любят работать с кластерами, каллиграммами.
Нужно отдать должное руководителям школы за неординарное руководство педагогическим коллективом. Они всегда ориентировали нас на разумное сочетание традиций и инноваций. Татьяна Борисовна ПЕТРИКАНТ – нынешний директор школы «Эдельвейс» — тоже все свое время посвящает тому, чтобы создать комфортные условия труда, чтобы учителя не просто хотели работать, а стремились развиваться профессионально. Педагогическому коллективу школы № 7 «Эдельвейс», многим моим коллегам я обязана своими успехами.
Записал Владимир ФЁДОРОВ

Запись опубликована в рубрике Образование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.