Завершился еще один медоносный сезон для пасечников Приморья. Находкинский пчеловод с огромным стажем Леонид АРТЕМЬЕВ благополучно свез все ульи на территорию личного подсобного хозяйства, что на улице Школьной, 3.
Здесь его частный дом, здесь киоск, где он торгует медом и пчелопродукцией, здесь часть насекомых будут зимовать под открытым небом, а часть пчелосемей остались на охраняемой площадке в районе Новолитовска. Каким оказался минувший сезон для находкинского предпринимателя? С этого вопроса и началась наша беседа.
— Год неудачный, с трудом окупились затраты. Сезон как обычно начали в первых числах апреля, как только зацвела верба, погрузили на грузовик улики и увезли в долину села Николаевки. За счет пыльцы вербы пчелы разве только смогли прокормиться, но особого дохода не принесли. В середине мая уже пошли основные приморские медоносы: в глухой тайге зацвели клен, бархат, малина, актинидия, черемуха Маака и другие. Горнотаежный мед считается одним из лучших. Недели две-три пчелы «поработали» здесь неплохо. Но в середине июня пошли дожди, резко похолодало, и количество трудодней у насекомых сократилось в три раза.
— Леонид Иванович, а приморская липа смогла компенсировать все июньские издержки?
— Липа цветет в июле и обычно дает около трети объемов меда. Но у нее цикличность, и в этом году она как раз «отдыхала». Поэтому мы существенно недобрали меда к тем объемам, которые планировали взять. А в затратах выложились, как говорится, по полной программе.
Много сил и средств по-прежнему требуется на погрузку-разгрузку ульев, кочевье по труднопроходимым таежным дорогам в зависимости от сезона цветения медоносов. Сегодня мне в этом деле хорошо помогают родственники. Если бы не они, я в свои 77 лет уже, наверное, и не смог бы эффективно заниматься пасекой. Хотя посвятил пчеловодству 35 лет.
В августе зацвели таволожка, аралия, леспедеца, серпуха и другие медоносы. Это самый богатый период лета, когда у нас цветет примерно полста их видов. А в целом в Приморье насчитывается порядка 250. Не случайно наш край по праву считается самым богатым и самым медопродуктивным районом в мире.
Медоносы начинают здесь цвести где-то с конца марта и заканчивают в третьей декаде сентября. Всё это время что-то цветет, и пчела «работает» по-настоящему. Если, конечно, не препятствует непогода. К примеру, для пчеловодов западных регионов России сбор 40-50 килограммов с одной пчелиной семьи — хороший показатель. Для приморцев с нашими богатейшими запасами медоносов такой результат считается неудовлетворительным.
В настоящее время в Находке осталось порядка десяти пасек. А когда-то производством меда занималось около 600 горожан. У меня по-прежнему одна из крупных пасек в городском округе — 150 пчелиных семей.
— Сегодня всерьез приморским медом заинтересовались в Китае. СМИ сообщают, что брендированная полка с нашей пчелопродукцией вот-вот появится примерно в двух десятках супермаркетов крупнейших городов Поднебесной. Значит, наконец-то будет решен вопрос реализации сладкой продукции на государственном уровне?
— Думаю, дело сдвинулось с мертвой точки. Ведущий экспортер российского меда в Китай — группа компаний «Русский экспорт» — и китайская корпорация сети экосупермаркетов в конце октября нынешнего года подписали между собой соответствующее соглашение. Это очень серьезный шаг не только в сотрудничестве двух стран, но и судьбе приморских пасечников. Потому что главным вопросом для нас в последнее время уже было не столько собрать мед, сколько продать его. В советские времена это дело было поставлено на поток. Прямо в тайгу к нам приезжали «покупатели» с флягами, забирали продукцию, а через некоторое время на нашем счете в банке появлялись деньги за реализованный товар. Сейчас каждый пасечник, к сожалению, работает в одиночку, что отрицательно сказывается не только на его бизнесе, но и в целом на конечном результате отрасли.
Пробиться на избалованный китайский рынок, где присутствует мед многих стран, в том числе Южной и Северной Америки, в одиночку тоже было нереально. Требовалась специальная поддержка властей. Поэтому под патронатом администрации Приморья в крае создана компания «Русский мед» как раз с целью экспорта приморского меда в Китай. В каждом городе краевого подчинения уже появились консультанты по вопросам реализации продукции. А губернатор Приморского края Олег КОЖЕМЯКО, не менее заинтересованный в развитии отрасли, поставил задачу довести сбор меда приморскими пасечниками до 12 тысяч тонн в год. Это большие объемы, но при наших природных возможностях вполне реально выйти на этот уровень уже в ближайшие год-два. Причем глава региона пообещал помочь не только со сбором меда, но и с его реализацией.
Если эти вопросы будут решаться, то нам станет легче работать, а медопродуктивность и финансовые поступления в бюджет региона существенно возрастут. В конце концов, мы должны научиться максимально использовать наши природные богатства.
Записал Владимир ФЕДОРОВ