В январе в «НР» было опубликовано интервью с президентом ОАО «Находкинская БАМР», почетным жителем города Анатолием Николаевичем КОЛЕСНИЧЕНКО, посвященное его 80-летнему юбилею. Нахлынули воспоминания 45-летней давности о беспрецедентном случае обстрела российских судов с военной мальдивской шхуны. Мужество тогда проявили не только наши рыбаки, но и молодой капитан одного из судов Анатолий КОЛЕСНИЧЕНКО.
…В сентябре 1969 года тунцеловная база «Ленинский луч» управления активного морского рыболовства (ныне НБАМР) вышла из порта Находка в свой шестой рейс в Индийский океан на промысел тунца. Работали мы обычно в экваториальной части океана (плюс-минус десять градусов на север или юг), в районе побережья Сомали, Сейшельских и Мальдивских островов.
Этот случай произошел недалеко от Мальдивских островов в апреле 1970 года. Наши шесть тунцеловных ботов ночью ушли на постановку яруса, а плавбаза, как обычно, находилась в дрейфе, постоянно поддерживая с рыбаками радиосвязь. В 12.00 на вахту заступил второй помощник капитана Владимир Константинович ВИХАРЕВ и матрос 1 класса Владимир Семенович ШЕВЧЕНКО. Как обычно, по судовой трансляции всех пригласили на обед.
И вдруг – новое объявление: «Капитана просят срочно подняться на мостик». Капитан-директором нашей базы был Анатолий Николаевич КОЛЕСНИЧЕНКО, в возрасте 35 лет уже зарекомендовал себя как хороший промысловик. Он поднялся на мостик и сразу же раздалась команда: «Всему личному составу укрыться во внутренних помещениях». Пришлось всем оставить обед, а мы, радисты, срочно поднялись в радиорубку.
Из иллюминаторов радиорубки увидели такую картину: с правого борта к базе пытается подойти шхуна, на борту которой находились вооруженные автоматами люди. На баке шхуны и на мостике были установлены и расчехлены крупнокалиберные пулеметы, направленные в нашу сторону. Вооруженные люди потребовали остановить плавбазу и допустить их на борт, на что получили отказ капитана.
Несколько раз они пытались подойти к борту, но капитан, умело маневрируя, подставляя корму судна, не позволял им подойти ближе. Выполняя эти маневры, Анатолий Николаевич отводил базу подальше от побережья Мальдивских островов, в район, где находились наши боты. На приличном удалении от берега шхуна от нас отстала.
А в это время другая вооруженная шхуна подошла к тунцеловному судну «Невер», который был закреплен за нашей базой и работал неподалеку. Капитан Валентин Иванович СИЛАЕВ вышел с нами на связь и доложил, что вооруженные люди требуют остановить судно и допустить их на борт. Через микротелефонную трубку было слышно, как работает пулемет. Одновременно с радиотелефонной связью была установлена радиосвязь телеграфом на средних волнах на частоте 480 кгц. На «Невере» начальником радиостанции был Николай Васильевич ПОПОВ, который нам всё рассказал.
В наш разговор вмешался незнакомый человек, который спросил, что происходит. Когда мы ему рассказали, что наше тунцеловное судно «Невер» обстреливают вооруженные люди со шхуны, он сказал: «Сейчас доложу командиру» и ушел со связи. Мы поняли, что наш разговор был услышан радистами одного из кораблей Тихоокеанского флота, которые постоянно находились в Индийском океане. Вечером мимо нашей базы прошли два корабля ВМС СССР, курс у них был на порт Мале – столицу Мальдив.
Мы знали, что в Индийском океане находятся наши корабли и даже однажды, в феврале 1970 года, вместе с ними возле острова Сокотра получали снабжение. А конце мая этого же года мы зашли в порт Сингапур, чтобы экипаж смог отдохнуть на берегу и пополнить запасы на переход домой. Одновременно с нами в порт вошел авианосец США «Энтерпрайз-2» со своими кораблями сопровождения.
Увольнения в город прошли спокойно, и через три дня вечером мы вышли из порта и взяли курс на дом родной. На другой день в Южно-Китайском море у нас под носом стали пересекать путь корабли ВМС США, требуя, чтобы мы изменили свой курс. Капитан Анатолий КОЛЕСНИЧЕНКО ответил, что мы идём рекомендованным международным курсом и менять его не собираемся. Американцы продолжали провокационные действия, требуя изменить курс.
Капитан подготовил радиограмму, мы быстро связались с Москвой и пока ждали ответа, продолжали идти своим путем, несмотря на провокации. Москва держала нас на связи недолго. Скоро пришел ответ: «Следовать своим курсом, на провокации внимания не обращать». Через какое-то время американцы от нас отстали, и мы увидели нашу подводную лодку. Курс в сторону дома был чист. Родина защитила своих рыбаков.
Анатолий Николаевич отметил юбилей. И мы, бывшие члены экипажей судов, которыми он командовал, желаем нашему капитану долгих лет жизни.
Архив
Рубрики
Поиск по сайту
Календарь
г. Находка, Находкинский пр-т, 18
Приемная: 65-72-50
Реклама: 74-66-81 reklama@nr-citynews.ru