«Надежда» — давний символ города Находки

Мартовским днём 1974 года в кабинете председателя Находкинского исполнительного комитета Куксова Николая Афанасьевича, проходило необычное совещание, на которое были приглашены первые руководители крупнейших предприятий города Находка. Присутствовал на этом совещании и Первый секретарь ГК КПСС Гайдамаченко Евгений Петрович. Повестка дня была: как достойно встретить в 1975 году 25ти летний юбилей города Находка.

Город-порт Находка был самым молодым и единственным открытым портом, для захода иностранного флота на Дальнем Востоке. Здесь также швартовались к причалу морского вокзала белоснежные лайнеры с туристами с Азиатско-Тихоокеанского региона, желающие познакомиться с историческим, культурным наследием Советского Союза, посещением мест захоронения бывших военнопленных. На улицах города постоянно звучала иностранная речь гостей города.

Темпы строительства и развития города-порта Находка в те годы, можно сравнить только со строительством города Комсомольска-на-Амуре в тридцатых годах 20 века. Молодежь из городов и поселков Советского Союза приезжала по комсомольским путевкам на работу и учебу в Дальневосточное Мореходное Училище. Все факультеты ДМУ были заполнены будущими специалистами рыбодобывающего и рыбообрабатывающего флота Дальнего Востока.

Многих парней влекла морская романтика, начитавшихся книг Стивенсона, Жюль Верна и насмотревшихся фильмов о море, многие выпускники ДМУ навсегда связали свою жизнь с городом Находка. Средний возраст жителей в 1974 году составлял 34 года.

В план мероприятий по достойной встрече юбилея города были включены изготовление новых видовых площадок, ремонт уже существующих, разбивка новых цветочных клумб, ремонт городского стадиона для проведения массовых встреч с приглашенными артистами для концерта, спортивных мероприятий, футбольных матчей городского клуба «Рыбак» и многое другое.

Руководство города предложило поставить списанную шхуну «Кооператор» на гребне сопки Находкинского перевала, в качестве визитной карточки города. Предложение было принято и определены предприятия, участвующие в этом мероприятии и установлены сроки. Времени до юбилея оставалось мало.

Шхуна «Кооператор» была деревянной, постройки 1956 года, водоизмещением 200 регистровых тонн, длиной 40 метров и принадлежало Управлению Морского рыболовного и зверобойного флота СССР. В 1974 году шхуна «Кооператор» была выведена из состава Управления, ввиду значительного износа корпуса, механизмов судна и восстановительный ремонт был экономически нецелесообразен. Была достигнута договоренность о приобретении списанной шхуны между руководством города и Управлением Морского рыболовного и зверобойного флота СССР.

В апреле 1974 года к причалу Гайдамакского СРЗ пришвартовалась шхуна «Кооператор». Директор ГСРЗ Мурашев Альберт Николаевич организовал быстрый демонтаж всего от оборудования, металлического, электрического насыщения внутренностей шхуны, но встала проблема, как вытащить главный двигатель весом 26 тонн. В это самое время прораб Строительного управления 402, выпускник Хабаровского института инженер-строитель Подольский Виктор Васильевич строил блок цехов Гайдамакскому СРЗ. Для монтажа балок пролетов строящегося блока цехов, трестом ДМГС, управляющий Андреев Александр Александрович, был приобретен первый в городе японский кран «КАТО», грузоподъемностью 30 тонн. Управлять дорогостоящим подъемно-транспортным средством было поручено самому опытному крановщику ДМГС – Федору Герасимову. Руководство ГСРЗ попросило помочь вытащить Главный двигатель из чрева судна. Всё тщательно взвесив, расчитав правильно угол подъема стрелой, приблизившись к корпусу судна вплотную, кран вытащил Главный двигатель. Это сэкономило десяток дней на разборку и выгрузку.

Далее буксиром, шхуна «Кооператор» была доставлена на Приморский СРЗ, поднята на слип, где была распилена на три части. Эту работу ювелирно выполнили – бригадир судовых плотников Дутиков Александр Иванович и член бригады Мурзин Николай. Следует отметить, что Дутиков А.И. пришел работать на Приморский СРЗ в 1958 году и за долголетний добросовестный труд был награжден двумя орденами «Трудового Красного Знамени».

Руководству Приморского судоремонтного завода (Директор Заяц Юрий Николаевич) была поставлена задача доставить распиленные части шхуны на Находкинский перевал. На плашкоуте, распиленные части были доставлены в район Сучанского магазина и затем на заводском трейлере, водитель Тимочук Михаил Павлович, доставил каждую часть шхуны к месту назначения. Для проезда по улице Портовой, были обрезаны все выступающие ветки тополей на проезжую часть дороги. Сопровождение спецгруза шло автомашиной со спецсигналом с лейтенантом водного отдела милиции Алиевым Виктором Алиевичем.

А тем временем на Находкинском перевале шла активная работа по подготовке бетонной подушки для установки корпуса шхуны. Старший прораб Строительного Управления № 402 Тарасов Александр Иванович, по чертежам подводной части шхуны, бетонировал основание установки корпуса судна. В течении месяца водный отдел милиции, лейтенант Алиев В.А., производил охрану строящегося объекта, материалов, технику. Затем охрану взяла на себя пограничная служба в/ч 2020.

Наступил ответственный момент – соединение всех частей в единое целое, путем скрепления спецсредствами. Командирами воинских частей, для монтажа в единое судно, были выделены два 63-ти тонных крана. Уникальная операция была произведена, крепление производили специалисты Находкинского судоремонтного завода, директор завода Карабанов Дмитрий Иванович, в дальнейшем долгие годы возглавлял Приморский Краевой исполнительный комитет. Вся внутренняя и наружная отделка шхуны была поручена деревообрабатывающему цеху Находкинского судоремонтного завода (начальник цеха Шамакин Александр Иванович).

Руководство Находкинской БАМР приняло решение помочь городу в оснастке и установке такелажа шхуны «Кооператор» на Американском перевале. Данную работу поручили боцману ТПР «Скрыплёв» Голинскому Ярославу Федоровичу (будущий «Почетный работник» Находкинской БАМР, награжденный Орденом Трудовой славы двух степеней. Голинскому Я.Ф. помогали матросы: Сиз Михаил, Королев Владимир, Вахитов Захар. Были произведены все замеры палубного такелажа, подготовлен необходимый материал, и когда зверобойная шхуна «Кооператор» встала на пьедестал на вершине Американского перевала, все работы были выполнены с высоким качеством. Стоит добавить, что боцман Голинский Ярослав Федорович, во время ремонта ТПР «Скрыплёв» в порту Сингапур, установил, на вновь выделенном посольству СССР земельном участке, мачту для подъема государственного флага СССР. Помогали Голинскому Ярославу Федоровичу, как всегда, его друзья – матросы. Это был 1975 год.

Жители города, при открытии шхуны в эксплуатацию, были приятно удивлены высоким качеством внутренней и внешней отделкой судна. Были сделаны банкетные залы для проведения торжественных мероприятий, трюма переоборудованы для посетителей, сцена для оркестра, бытовые, служебные и санитарные помещения. Внутреннее достойное убранство интерьера помещений было обеспечено Управлением ТоргМорТрансом (начальник Ким Константин Никитич), посуда, мебель были представлены, как паруснику со всеми морскими атрибутами. Форштевень шхуны украшала, вырезанная из дерева, фигура женщины, которую искусно выполнил скульптор, резчик по дереву, художник, талантливый во всём – Рассоленко Николай Захарович, работник Приморского судоремонтного завода. Его произведениями и сегодня украшены фасады Дворца Культуры Моряков, Дворца Культуры Рыбников и многие другие здания города Находки. Первое название шхуна получила «Ассоль». Но долго это имя не продержалось в наименовании шхуны. Идеологический отдел ГК КПСС не видел вдохновения, движения вперед в этом имени. Поэтому имя «Надежда» устроило всех. Шхуна «Надежда» была приписана к Тресту столовых и ресторанов города и первым директором был назначен Андрианов Александр Александрович, который проработал несколько месяцев и перешел на другую работу. Следующим директором был назначен Вячеслав Ким.

Торжественное открытие состоялось 18 мая 1975 года в день 25 летнего юбилея города Находка. Всё было великолепно сделано. На вершине перевала «Находкинский» стояла белоснежная шхуна, встречая и провожая гостей нашего города. Слава о «летучем голландце» в городе Находка, сразу разнеслась по всему Дальнему Востоку. Многочисленные делегации, гости нашего города считали особой честью посетить ресторан «Надежду».

В книге почётных посетителей шхуны «Надежда», мелькали фамилии знаменитых людей Советского Союза, которые искренне желали процветанию, развитию молодому порту Находка, с надеждой смотревшему в будущее.

Каждая свадебная процессия, считала честью посетить шхуну «Надежда», и запечатлеть свой первый день новой жизни с счастьем, верой, любовью и надеждой в будущее. Жителям Находки, возвращаясь домой из командировок, проехав поселок «Новолитовский», представала перед глазами красочное зрелище – белоснежная шхуна на гребне перевала. Сразу пропадала усталость в руках и в теле, появлялись дополнительные силы, поднималось душевное настроение, что мы дома, нас ждут и любят.

Мое поколение сверстников – молодежь, комсомольцы 60-70х годов двадцатого века, приняли самое активное участие в продолжении строительства города-порта Находка. Мы работали на фабриках и заводах, ходили в моря, перевозя генеральные грузы, добывая рыбные запасы, решая продовольственную программу страны, строили жилые микрорайоны и предприятия, работали в школах, учебных заведениях, обучая и воспитывая подрастающее поколение. Каждый из нас был участником знаменательных событий города. Моё первое знакомство со шхуной «Кооператор» состоялось в сентябре 1969 года.

Закончив в июне 1969 года Хабаровский Политехнический институт, я вернулся в родной деревообрабатывающий цех Приморского СРЗ. Начальник цеха Бауло Федор Иванович был рад приходу на работу молодого специалиста и сразу предложил мне вплотную заняться ремонтом четырех зверобойных шхун, которые уже зимовали вторую зиму на стапелях. Это были финской постройки деревянные суда: «Котик», «Акиба», «Белёк» и «Кооператор». В 1967 году волевым решением ВПО «Дальрыба», четыре зверобойных шхуны были поставлены на ремонт в завод не имеющий спецоборудования для ремонта такого типа судов. Сложность ремонта заключалась в том, что весь корпус был деревянный, использовался материал – только дуб. Кормовые, носовые подзоры имели большую крутизну, пропеллирость. Мною была проведена тщательная дефектовка корпуса, каждого участка. Составлены размеры, определено количество. Руководством завода я был направлен с бригадой столяров в командировку во Владивосток на 602 завод, расположенный в бухте «Малый Улис». Военный завод имел уникальные пресса для выклеивания любых видов деревянных заготовок. В течении полугода, программа обеспечения заготовками зверобойных шхун, была выполнена и в мае 1970 года шхуны покинули завод.

Интересна сама история появления деревянных шхун на Дальнем Востоке. Для этого нам придется вернуться в 50-тые годы двадцатого века.

Закончилась Великая Отечественная война Советского народа Победой над германским фашизмом. В ходе войны, многие удобные подходы к бухтам, заливам, с целью предотвращения высадки вражеских десантов, были заминированы. На морских картах Черного, Балтийского, Северных, Дальневосточных морей в послевоенный период определенные районы плавания были строго ограничены «Район плавания временно запрещен». У Военно-Морского Флота СССР не хватало возможностей разминировать опасные участки.

Во время штормов, мины срывало с якорей, происходил обрыв стальных тросов в процессе износа в морской воде. Плавучие мины создавали реальную смертельную опасность морскому судоходству и рыболовному промыслу. Бывший выпускник Находкинской Морской рыбопромысловой школы юнг «Рыбстроя», бывший китобой, Виктор Щербатюк, бывший капитан дальнего плавания, доцент кафедры судовождения Дальрыбвтуза описывает, как в пятидесятых годах 20 века в заливе «Восток», в сети рыболовного траулера попала оторвавшаяся плавучая мина. Мина с тралом практически была поднята на сейнер. Экипаж проявил мужество и хладнокровие, сумев избавиться от опасного груза. Такая сложившаяся ситуация не могла не беспокоить Военно-Морской Флот СССР.

По заказу ВМФ в Финляндию были заказаны немагнитные, деревянные суда. С 1953 по 1957 годы в г. Турку было изготовлено 72 судна, длиной 40 метров, грузоподъемностью 200 тонн, с мощностью главного двигателя 300 л/с. Подводная часть была полностью защищена медным листом, толщиной 5 мм. Все изготовленные немагнитные шхуны были распределены по флотам СССР. 12 судов попало на Дальний Восток. В течении 5-7 лет до 1962 года опасная проблема с разминированием была решена и принято решение суда передать Управлению Морского рыбного и зверобойного флота СССР, присвоив им названия: «Морж», «Нерпа», «Ларга», «Лахтак», «Белёк», «Котик», «Акиба», «Кооператор».

В начале 70х годов прошлого века, технический моторесурс зверобойных шхун был выработан и все они были списаны и сняты с учета Морского Регистра СССР. Вскоре, взамен, начали приходить из новостроя металлические зверобойные суда Польской постройки, г. Гданьск. Это были суда, размером чуть меньше БМРТ, условия работы, отдыха, безопасности мореплавания были современные. ЗРС «Загорский», «Залесово», «Зверево», «Зубово» приняли достойную вахту.

Ресторан «Надежда» продолжал работать, встречать и провожать гостей. Директором ресторана была Саблина Светлана Ивановна. В 1979 году меня назначили начальником деревообрабатывающего цеха № 7 Приморского СРЗ. В 1980, 1989 годах мы производили текущий ремонт шхуны по замене пришедших в негодность деревянных частей палубы, по заявке-заказу Треста столовых и ресторанов.

В 90х годах 20 века пришло время широкой народной приватизации, ресторан попал в частные руки, восстановительный ремонт не производился. Шхуна пришла в запущенные, не эксплуатировалась, выглядела в аварийном состоянии. В связи с пожароопасным состоянием ресторана «Надежда», в апреле 2000 года силами МЧС шхуна была ликвидирована.

Очень печально, что руководство города не смогло найти средства для восстановления и сохранения в 90х годах символа города-порта Находка. В своей статье я вспомнил многих участников установки шхуны «Кооператор» поименно, как рабочих, руководителей предприятий, чтобы будущие поколения знало их, ведь в нашем городе живут их потомки.

Хочу выразить благодарность Подольскому Виктору Васильевичу, Мокренок Василию Григорьевичу, Алиеву Виктору Алиеевичу, Черникову Валерию Владимировичу за исторические воспоминания.

Шамиль Вахитов

ветеран труда Приморского СРЗ

ветеран комсомола, член РГО ОАИК

Старожил города

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.