Нехватка флота сдерживает экспорт

 

Лет пять-шесть назад в Находке на лесоэкспортном направлении работало почти полтора десятка компаний, которые из года в год имели стабильные объемы по переработке круглого леса и пиломатериалов.

Сегодня из них осталось на плаву около половины, включая несколько небольших отдельных площадок по перевалке лесоматериалов на НСРЗ, Приморском заводе и др. Остальные, что называется, приказали долго жить. Что послужило тому причиной? Насколько изменился за последние годы рынок экспорта круглого леса и пиломатериалов? Какая из азиатских стран теперь является основным потребителем нашей древесины и чего лесоэкспортеры ждут от нового года? На эти и другие вопросы мы попросили ответить директора находкинской экспедиторской компании ООО «Далькомтранс» Валерия СУСТАВОВА.
Валерий Геннадьевич, на ваш взгляд, с чем связано уменьшение лесоэкспортных предприятий в Находке?
— Одна из главных причин — постоянно меняющееся российское законодательство. Новые веяния, как правило, далеко не всегда на пользу лесоэкспортерам. Тенденция сокращения компаний началась лет пять-шесть назад, а точнее, с тех пор, когда Россия ввела заградительные пошлины на экспорт круглого леса. Первыми на это отреагировали японцы, которые традиционно потребляли достаточно много отечественного кругляка и пиломатериалов. Они перестроились быстро и безболезненно для своей промышленности – нашли новых поставщиков сырья и лесоматериалов в Индонезии, Филиппинах и других странах Юго-Восточной Азии, а доля поставок из России при этом заметно поубавилась.
Наравне с круглым лесом Страна восходящего солнца продолжает закупать у нас для промышленного и гражданского строительства пиломатериалы и полуфабрикаты из древесины. Кругляк и заготовка приходят в Находку по железной дороге навалом, перегружаются на суда и дальше отправляются морем в японские порты. А вот готовая продукция доставляется уже не в вагонах, как раньше, а исключительно в контейнерах. Основная ее часть для нужд Японии, Кореи и Китая по-прежнему перерабатывается портами Владивостока и Восточным портом.
Каких изменений ожидаете в новом году по номенклатуре груза, объемам?
— Особых изменений, думаю, не произойдет. Перевалка леса – сезонный бизнес. С осени объемы обычно нарастают, к лету падают. Так было всегда. В настоящее время хорошо востребована в Японии сибирская сосна в круглом виде и в виде пиломатериалов. Традиционно с января по май японские торговые компании увеличивают закупки. Объемы продаж, к примеру, только по нашей компании достигают в этот период 15 тысяч кубометров в месяц. Раньше пользовалась спросом приморская елка, сейчас ее заготовка значительно снизилась.
Продолжаются поставки леса и пиломатериалов в Китай. Это стабильный рынок сбыта. Поднебесная в среднем в месяц через порты Находки ввозит от пяти до восьми тысяч кубометров только российских пиломатериалов. Меня иногда спрашивают: увеличение поставок отечественной древесины сюда, наверное, зависит от политического сближения двух стран. Я бы так не сказал. Китай традиционно вывозит из России в среднем около пяти миллионов кубометров круглого леса и пиломатериалов в год. Это значительно больше, нежели потребляют все вместе взятые страны АТР.
Высоким спросом там по-прежнему пользуется сибирская сосна и лиственница, хабаровская елка как в обработанном, так и круглом виде, доска из хвойных пород. Некоторые страны Юго-Восточной Азии закрыли на своей территории лесоперерабатывающие предприятия и перенесли их в Китай. Здесь из наших пиломатериалов выпускается готовая продукция, часть которой распродается в Китае и Японии, остальное экспортируется в Россию. Ценовая политика на экспортном направлении отечественного кругляка и пиломатериалов за последние годы особо не изменилась.
С какими результатами завершила ваша компания минувший год? Есть ли в Находке производства глубокой переработки леса?
— За ушедший год переработали на экспорт 155 тысяч кубометров древесины, что на десять тысяч больше предыдущего года. Основную долю в этом объеме занимают пиломатериалы, на круглый лес приходится примерно пятая часть от общего показателя. Никаких сверхожиданий с наступившим годом не связываю. В нынешних экономических условиях сложно планировать что-то масштабное, главное — сохранить существующее производство и объемы.
Не все предприятия лесного сегмента Находки работают устойчиво. Есть такие компании, которые, присутствуя на рынке, не особо влияют на физические показатели этого направления. Переработка одного вагона сушеной или строганой доски определенных размеров раз в два-три месяца — это разве показатель? Иные мелкие предприятия занимаются переработкой древесины с выпуском на местный рынок доски половой, обналички, вагонки… Такие производства есть во многих районных и краевых городах Дальнего Востока и Сибири.
Что касается глубокой переработки леса, в Находке ее нет. Когда-то было перспективное современное предприятие «Приско-Форест», но после пожара оно много лет находится на консервации. Вместе с тем строятся современные производства в Хабаровском крае, Приамурье. Планируется запустить в нынешнем году в Ванино установку по изготовлению пилетов — топливных брикетов из коры и опилок по заказу руководства японских и корейских теплостанций. В связи с кризисом атомной энергетики, в частности, Япония начала возводить по стране теплостанции, сырье для их работы частично ввозит из Китая, Малайзии и Новой Зеландии. С подобным заказом она обратилась и к дальневосточным лесопромышленникам.
Кроме того, холдинг «ЕВРАЗ» запустил в Комсомольске-на-Амуре завод по производству пиломатериалов и шпона. Несколько лесоперерабатывающих предприятий строятся и вводятся в эксплуатацию в Сибири. На подъеме приморские леспромхозы и деревоперерабатывающие компании. Но это пока особо не влияет на рост показателей лесной отрасли края.
Есть мнение, что одной из серьезных проблем лесоэкспортеров в настоящее время является нехватка транспортного флота?
— Так оно и есть. Новые суда практически не строятся, потому что очень дорого, а старые постепенно выходят из эксплуатации. К примеру, в ноябре прошлого года в Японском море затонул сухогруз «Реал» владивостокской компании. В том же году транспортное судно «Сейв» одного из приморских предприятий во время шторма получило сильную пробоину и очень долго находилось в ремонте. Нехватка флота сказывается на объемах компаний и развитии направления. По-хорошему, в стране должна быть принята государственная целевая программа по субсидированию судостроения. А ее нет. Слышал, два парохода ледового исполнения с участием государства заложили на судоверфи в Большом Камне для каботажных перевозок в районы Крайнего Севера. Но это мизер для нашего морского региона. Сегодня обновление флота могут позволить себе только те, у кого есть на это средства.
К примеру, компания «Доброфлот» строит газовозы дедвейтом в 100 тысяч тонн с перспективой эксплуатации на перевозке жидкого топлива, добытого на полуострове Ямал. В настоящее время это одно из крупнейших месторождений России. В рамках мегапроекта «Ямал» ПАО «Газпром» ведется разработка Бованенковского месторождения, где обнаружены запасы природного газа в объеме 4,9 триллиона кубометров. С такими перспективами есть смысл вкладывать деньги в строительство танкерного либо транспортного флота. А лесной рынок нестабилен, особенно в нынешнее время.
Валерий Геннадьевич, накануне Нового года вы побывали в Москве, где приняли участие в Национальном приеме «Россия, вперед!». Расскажите об этом.
— По приглашению оргкомитета Общероссийского патриотического движения «Россия, вперед!» участие в этом торжестве приняли представители бизнес-сообщества, а также выдающиеся артисты, спортсмены, общественные деятели, в числе которых — известный певец Иосиф КОБЗОН, волейболистка, двукратная чемпионка мира Екатерина ГАМОВА, художник Никос САФРОНОВ и др. Национальный прием проходил под эгидой управления по делам президента России. Прозвучали экономические итоги года страны, где было акцентировано, что Россия встает с колен, возрождается экономика и вместе с этим перед государством открываются большие перспективы как во внутренней, так и международной политике.
Для меня было высокой честью представлять наш город на мероприятии такого масштаба. Как дипломанту национального приема, мне вручили свидетельство с формулировкой «За возрождение патриотического духа в современной России». Такие мероприятия проводятся в нашей стране ежегодно, тем самым оказывается внимание наиболее работоспособным компаниям, которые вносят посильный вклад в общее дело по выводу страны из экономического кризиса, успешно ведут производство и регулярно платят налоги. Приятно, что тебя замечают на таком уровне. Это дает определенный стимул в дальнейшей работе и жизни в целом. Сегодня так много вокруг нас негатива и так мало событий, дающих положительные эмоции, жить без которых очень и очень грустно.
Записал Владимир ФЕДОРОВ
На снимке: Геннадий СУСТАВОВ с наградой оргкомитета «Россия, вперед!»

Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.