Сколько еще тайн хранят села и деревни Южного Приморья? А если это поселение основано корейскими иммигрантами и его история обрывается в далеком 1937 году?
Чтобы восстановить прошлое корейского поселения Николаевка, родоведы поучаствовали в нескольких экспедициях: посетили старое корейское кладбище, Николаевское городище, школьный музей, проехали по улицам бывшей корейской деревни. А проводником в мир прошлого поселка стала сотрудник гарнизонной библиотеки Дома офицеров Валентина Семеновна ЛИТВЯКОВА.
Оказывается, первые корейские переселенцы обосновались на территории Николаевского городища. Этот факт подтверждается материалами исследовательской работы старшего чиновника по особым поручениям Н.А. Насекина «Корейцы Приамурского края»: «Корейская деревня Николаевка была основана в 1868 году. Первыми поселенцами здесь стали пять семей корейских иммигрантов, которые разместились в бывшем средневековом городище, представляющем собой «правильный четырехугольник из валов, очень хорошо сохранившихся, две версты в ширину и две – в длину».
Фамилии крестьян и дату основания села удалось установить пытливой исследовательнице из Ливадии Елене Эдуардовне БЕНДЯК. Хотя с датой до конца не всё ясно, ведь в разных источниках она указана по-разному: 1868, 1870 и 1872 годы. А вот список жителей «крепости» села Николаевка 1890 года существует, по которому в ней на тот момент проживала 31 семья с такими фамилиями: Тон, Ким, Пак, Ли, Тим, Чу, Ити, Хан, Ники, На, Ом, Цхой и другие.
В списке есть некий Николай Ким, который, видимо, и избирался старостой села в течение нескольких лет. Он хорошо владел русским языком и исполнял обязанности сельского писаря.
Основное селение находилось за пределами городища — на территории нынешней улицы Советской. В некоторых местах до сих пор лежат жернова. По рассказам экскурсовода Валентины Семеновны, местные жители долго еще находили предметы корейского быта в своих огородах. Более 20 лет назад исчезла последняя фанза. Глиняную черепицу свалили прямо в ров, который опоясывает городище. Остатки черепицы мы и обнаружили в образовавшемся овраге, рядом со входом в средневековый город.
В 1925 году селение посетил корреспондент газеты «Красное знамя» А. Колбин, рассказавший об этом населенном пункте в статье «В корейской деревне (Николаевка Сучанской волости)». «Во всю ширь Сучанской долины разбросалась дворами корейская деревня Николаевка. Часть деревни расположена на развалинах Бохайской крепости. Деревня имеет 150 дворов с населением шесть тысяч человек. Среди азиатских культур преобладают рис и мак», — написал автор.
По предположениям родоведов, корейское поселение Николаевка простиралось от вала и на пару километров вперед, по тому полю, где в советские годы проходили военные учения. В доказательство этому исследователи нашли на поле следы существования фанз – фундаменты, которые остались от них. Были и другие интересные находки: битая черепица, фрагменты корейского чана, серп и корейская тяпка.
К слову, так как большая часть населения Кореи традиционно проживала в деревнях и занималась сельским хозяйством, то все сельскохозяйственные орудия корейцев связаны с земледелием: плуг с плоским лемехом, мотыги, серпы, ручные жернова и прочее.
Ким Сын Хва, автор книги «Очерки по истории советских корейцев», вот как отзывается о традиционных занятиях своих земляков, переселившихся в Приморье: «Наряду с чумизой корейцы культивировали рис. Ими возделывались в основном три сорта риса: обыкновенный, поливной и суходольный. Для разведения риса выбирались самые низкие места долины реки, сооружалась ирригационная система… Большое распространение получили посевы сои и кукурузы».
Еще одно доказательство существования корейского поселения – огромное корейское кладбище, которое расположено в сопках, просто так без экскурсовода его и не найдешь. Могилы похожи на небольшие курганы, и именно поэтому кладбище сохранилось и очень хорошо просматривается, хотя ему, по всей вероятности, около 150 лет. Валентина Семеновна узнала о существовании этого захоронения еще в детском возрасте. Она помнит, что уже тогда могилы осквернялись, многие просто раскапывались. Наверное, копали те, кто мечтал найти здесь несметные богатства. Но увы! Драгоценностей у крестьян не было. Родоведы зажгли свечу на одной из могил и помянули почивших минутой молчания.
Интересно, что корейцы хоронят своих умерших головой на север, а памятник устанавливают у ног, причем памятник подписывается с наружной стороны. Несколько таких памятных плит сохранились на корейском кладбище Таудеми, и там же родоведы наблюдали, как представители Находкинской национально культурной автономии корейцев проводили обряд поминовения своих предков.
Еще одна поездка в Николаевку была посвящена осмотру местного школьного музея, который организовала Валентина Литвякова, будучи еще учителем истории. Музей официально существует с 2003 года, в нем собрано несколько исторических экспозиций. Родоведов привлекли предметы быта славянских переселенцев. Широко представлены средневековое железо и керамика – это артефакты с Николаевского городища. Есть и несколько предметов корейской культуры, рассказывающих о прошлом корейского поселения в Николаевке. Экспонаты советского периода, фотоальбомы и материалы по истории школы переносят экскурсантов в далекое пионерское детство.
Отрадно, что в этом путешествии в мир прошлого поселка к членам клуба «Находкинский родовед» присоединились представители корейского клуба «Ариран» из Партизанска, которые увлечены историей Южного Приморья. Руководитель творческого коллектива Алла ЛИ отметила, что рядом с нами находятся значимые исторические объекты, такие как Сучан (Партизанск), село Николаевка, и что хотелось бы передать знания о своих корнях и традициях школьникам. В планах клуба «Ариран» – посещение ребят средней школы №12 Партизанска с сообщениями по краеведению.
А участники очередной экспедиции по селам Сучанской долины в рамках проекта «Восстановленная история» и его руководитель Елена Бендяк пообещали, что обязательно вернутся в гарнизонную библиотеку Дома офицеров Николаевки для того, чтобы наглядно показать результаты своей поисковой работы.
Ольга ГОРЕЛОВА,
участница экспедиций