Новые правила для аптек

С 1 марта работники аптек больше не смогут лоббировать продажу определенных лекарств. Фармацевтов обязали рассказывать покупателям об аналогах медикаментов, уточнять их цену и нюансы клинического воздействия. Профильный приказ Минздрава опубликовали на официальном интернет-портале правовой информации на минувшей неделе. Эксперты предполагают, что из-за новых правил аптеки могут лишиться части прибыли, однако клиенты получат доступ к более полной информации, сообщает «Приморская газета».


Подписанный в августе прошлого года приказ «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» вступает в силу 1 марта. Документ включает в себя восемь крупных разделов и около семи десятков подпунктов, каждый из которых так или иначе определяет условия работы аптек.
— Правила устанавливают требования к осуществлению розничной торговли аптечными организациями, — отмечено в документе. — Они направлены на обеспечение населения качественными, эффективными и безопасными медицинскими изделиями.
Большая часть правил посвящена организационным моментам: порядку ведения документации, закупкам, размещению инфраструктуры и т.д. Например, в документе указано, что лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту, должны размещаться в специальных шкафах отдельно от безрецептурных, все помещения аптеки должны быть «функционально объединенными» и изолированными от остальных организаций, а у круглосуточных аптек обязательно должны быть освещенные вывески.
Эксперты считают, большинство вышеперечисленных требований и так строго соблюдаются руководителями аптечных пунктов. Однако есть в приказе Минздрава и новшества, которые потенциально могут оказать существенное влияние на будущее аптек. Речь прежде всего о требовании запретить фармацевтам скрывать от покупателя информацию о наличии альтернативных лекарств (например, у популярного анальгетика «Нурофена» есть отечественный аналог «Ибупрофен» — более дешевый, но в определенной степени менее эффективный). Сейчас многие аптечные организации заключают с производителями медикаментов маркетинговые договоры и за определенную плату продвигают среди клиентов тот или иной препарат.
Запрет на утаивание данных об альтернативных медикаментах для клиентов фактически означает получение доступа к более полной информации. То есть вместо того, чтобы предлагать более выгодный его организации препарат, фармацевт должен рассказать покупателю обо всех вариантах — предложить более дешевое лекарство или то, которое окажется более эффективным.
Для аптек по понятным причинам перспективы не столь радужные. Правда эксперты призывают не торопиться с выводами и дождаться возможности посмотреть на правила «в действии». Дело в том, что наказание за нарушение норм до сих пор не прописано, а вид санкций будет иметь решающее значение при определении эффективности инициативы.

Запись опубликована в рубрике Закон и право. Добавьте в закладки постоянную ссылку.