ОДН: за что мы платим?

Тема начислений за общедомовые нужды не теряет своей актуальности для плательщиков уже несколько лет. Что важно знать об этом коммунальном платеже? Об этом наша беседа с начальником Находкинского отделения филиала ОАО «ДЭК» — «Дальэнергосбыт» Максимом ИЛЮЩЕНКО.

— Максим Викторович, за что платит потребитель, рассчитываясь по квитанции за показатель в графе «ОДН»?
— За разницу между показаниями общедомового счётчика, который учитывает всю электроэнергию, поступившую в дом, и суммарным объёмом электроэнергии, потреблённой в квартирах и иных помещениях в доме. Согласно российскому законодательству начисления включают в себя плату за электроэнергию, потраченную на работу всего электрооборудования, необходимого для комфортных условий проживания в доме. Сюда входит плата за освещение чердачных и подвальных помещений, работу противопожарной автоматики, обеспечение работы антенных усилителей, домофонов, насосов, подкачивающих воду на верхние этажи дома, а также освещение придомовой территории. Кроме того, технологические потери во внутридомовых сетях по закону тоже входят в общую сумму затрат на ОДН.

— А что такое «технологические потери»?

— Потери в линиях электрических сетей, происходящие при передаче электроэнергии, а также обусловленные погрешностями электросчетчиков, хищениями электроэнергии, виновники которых не установлены.

— Влияют ли долги жильцов дома за свет на конечную сумму за ОДН?
— Задолженности на размер ОДН никак повлиять не могут. В формуле, по которой производится расчет ОДН, учитываются только показания общедомового и индивидуальных счётчиков, нормативы потребления, а также площадь жилых и нежилых помещений.

— Почему ОДН может вылиться в круглую сумму жильцам, и можно ли с этим бороться?
— Может быть несколько причин высокого ОДН: не во всех квартирах установлены приборы учета; некоторые пользуются старыми электросчетчиками класса точности 2,5, механизм которых не может учесть всю электроэнергию; наличие алюминиевой, недостаточного сечения электропроводки в старых домах. Скрутки старых проводов в щитках нагреваются, часть энергии переходит в тепло и теряется. Ремонт внутридомовых электросетей и своевременная ревизия этажных электрощитков решит эту проблему.
Также поможет снизить ОДН снятие показаний индивидуальных приборов учета в тот же день, что и показаний общедомового счетчика. Передать их должны все жильцы или выбранный старший по дому. Наконец, уменьшить технологические потери можно, сообщив о расхитителях электроэнергии (если таковые имеются) в управляющую компанию, своему участковому и сотрудникам «Дальэнергосбыта».
В домах, где жильцы обращаются в управляющие компании, следят, как расходуются их деньги на ремонт, ОДН резко уменьшается или может быть даже равен нулю.

— Какой штраф предусмотрен за хищение электроэнергии?
— При обнаружении факта, что абонент подключил, минуя счетчик, какой-либо электроприбор, мощность его будет умножена на 24 часа, затем на период, в течение которого он эксплуатировался (но не более шести месяцев). Если же будет установлено, что поврежден сам прибор учета, то будет учтена вся электробытовая техника (плита, холодильник, чайник, стиральная машина, титан и т.д.) и все осветительные приборы. Мощность этого оборудования также умножается на 24 часа и на количество дней с момента последней проверки. В результате сумма будет очень значительной.

— Максим Викторович, подлежит ли ОДН перерасчету?
— Да. В постановлении правительства №354 сказано, что ОДН не зависит от индивидуального потребления электроэнергии и рассчитывается ежемесячно пропорционально площади жилого помещения. Поэтому даже если квартира будет пустовать несколько месяцев и потребление электроэнергии нулевое, собственник будет обязан ежемесячно оплачивать электроэнергию, потраченную на общедомовые нужды.

— Если общедомовой прибор учёта по каким-то причинам выйдет из строя, кто должен будет его заменить и в какие сроки?
— Новый прибор учёта должны будут установить собственники за свой счет, как того требует федеральный закон №261. В интересах жильцов сделать это в первые три месяца после поломки, так как до этого времени расчёт электроэнергии, израсходованной на общедомовые нужды, будет производиться исходя из среднемесячного объёма потребления, определённого по показаниям общедомового прибора учёта за период не менее одного года. В том случае если период работы коллективного счётчика составляет меньше года, то за фактический период работы прибора учёта, но не менее чем за три месяца. Если прибор не будет установлен, то расчёт будет производиться на основании норматива, утверждённого постановлением администрации Приморского края. При этом ежемесячно по нормативу сумма ОДН будет значительно больше, чем по показаниям общедомового счётчика.

— Ожидают ли нас какие-нибудь изменения в принципах расчета за электроэнергию?
— В постановлении есть нововведения, которые вступят в силу с 1 января 2015 года. Они коснутся тех абонентов, которые не имеют приборов учета и рассчитываются за потребленные ресурсы по нормативу. К нормативам потребления будет применяться повышающий коэффициент. Каждые полгода он будет повышаться примерно на 10%. Это коснется как индивидуального потребления, так и общедомового. Общедомовыми приборами учета на сегодня по нашему отделению оборудованы практически все дома, а вот индивидуальные счетчики не стоят примерно у двух тысяч абонентов. Норматив и сейчас не маленький, а с повышающим коэффициентом суммы в квитанциях станут еще больше.

— Какому алгоритму надо следовать, решив установить счетчик?
— Прежде всего в магазине электротоваров нужно приобрести однотарифный или многотарифный прибор учета любого завода-изготовителя, причем многотарифный прибор учета должен быть запрограммирован на тарифные зоны Приморского края (дневная с 7.00 до 23.00, ночная – с 23.00 до 7.00). Далее установить счетчик, обратившись к электрику управляющей компании или специалисту организации, выполняющей электромонтажные работы.
Обратите внимание на то, что с даты изготовления до момента установки однофазного электросчетчика должно пройти не более двух лет. Нужно сделать заявку на опломбировку прибора учета в центре обслуживания потребителей (ул. Верхне-Морская, 6а) или по телефону 62-30-77. Чтобы согласовать время работы по опломбировке, агент по сбыту электроэнергии филиала «Дальэнергосбыт» заранее свяжется с вами по оставленному контактному телефону. Услуга оказывается бесплатно.

Анастасия БРАТЧИКОВА, студентка ДВФУ
Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.