31 мая Анатолию КРОХИНУ, бывшему директору Находкинского судоремонтного завода, одному из первых в истории предприятия, исполнилось бы 90 лет. В памяти ветеранов Анатолий Дмитриевич остался как выдающаяся личность, грамотный и принципиальный руководитель, порядочный человек.
Окончив в 60-х годах Новосибирский институт инженеров водного транспорта, он приехал на предприятие молодым специалистом. Работая в конструкторском бюро, за несколько лет вырос до главного инженера завода. В 1951 году, когда предприятие из объекта № 106 было реорганизовано в НСРЗ, была поставлена важнейшая государственная задача – в кратчайшие сроки, а точнее, в ближайшие пять лет, провести реконструкцию всех основных цехов.
Предусматривалось помимо москитного и среднего флота начать ремонт крупнотоннажных судов. Но по некоторым причинам это дело растянулось до 80-х годов. На плечи Анатолия КРОХИНА, как главного производственника, легла огромная и ответственная работа — нужно было как можно скорее провести реконструкцию завода. И он с ней справился успешно. Вскоре к причальным стенкам стали приходить на ремонт большие сухогрузы крупнейшего в регионе судовладельца — Дальневосточного морского пароходства. А в целом мощности завода позволяли восстанавливать суда любого класса – от пассажирского флота до ледоколов.
Анатолий КРОХИН стоял у руля завода с 1976 по 1982 годы. Предприятие под его руководством кроме основных задач по ремонту и докованию гражданского и военного флота разворачивает на своих площадях новое для себя направление – судостроение. Начиная с 1971 года было построено 17 пассажирских судов типа «Находкинский рабочий», которые получили имена знатных рабочих НСРЗ. Для Военно-Морского флота завод строил плавпричалы наподобие барж и изготавливал сменно-запасные части. Это был период расцвета предприятия.
— Анатолий Дмитриевич КРОХИН — яркая и запоминающаяся личность в истории НСРЗ. Завод для него был как песня, в которую он вкладывал всего себя, не жалея ни времени, ни сил. Я в то время работал начальником отдела капитального строительства. Постановлением Совмина СССР в начале 70-х годов развернулось строительство Восточного порта. Трест «Дальморгидрострой», с которым мы сотрудничали много лет, значительно сокращает объемы строительно-монтажных работ по развитию завода и по решению партии передислоцируется на строительство порта, — вспоминает Александр АРХИПЕНКО. — Завод остается один на один со строительством промышленных объектов и жилья. Ситуация не из простых. Объемы по судоремонту и судостроению растут, надо набирать новых людей, а квартирами обеспечить их не можем. И тогда руководство завода принимает решение заняться строительством жилья хозспособом. На базе ремонтно-строительного участка из числа работников цехов, стоявших в очереди на получение жилья, создали ремонто-строительный участок, во главе которого встал Николай Михайлович ШАРЫГА. И взялись за дело.
Строительным специальностям судоремонтники учились по ходу. Под чутким руководством КРОХИНА они построили собственными силами в районе улицы Заводской 60 пятиэтажек, или около 120 тысяч квадратных метров жилья, в котором и поныне живут. Субподрядчиков привлекали только на электромонтажные работы и благоустройство.
КРОХИН болел за каждый участок работы. Поднявшись от рядового конструктора до директора завода, хорошо знал спе-цифику всех служб предприятия. Почему удалось достичь таких высоких показателей, к примеру, при строительстве жилья? Люди строили для себя, а значит, не было резона растягивать на годы. Как правило, не уходили со стройобъекта, не выработав последний куб бетона. А это зачастую случалось уже ночью.
— Я в это время работала на заводе контролером ОТК, временно вынуждена была пойти на стройку, чтобы получить квартиру. Каждое утро до начала рабочего дня Анатолий Дмитриевич приходил на стройобъект и лично проверял выполнение дневных план-заданий. Требовал со всей строгостью. Таким же скрупулезным был и Николай ШАРЫГА. Чтобы убедиться в качестве бетона, порой проверял раствор на язык, содержится ли в нем необходимое количество соли или нет, — вспоминает ветеран завода Раиса ВОЛОДИНА. — Простоев на стройке не было практически никогда, потому что в росте темпов был заинтересован, прежде всего, директор завода. Это был прекрасный руководитель и порядочный человек. Распределение построенных квартир – вопрос болезненный. Анатолий КРОХИН не занимался этим единолично, а создал специальный штаб, который под его контролем эти вопросы всегда решал справедливо. Его всегда отличала скромность. Будучи руководителем, не построил для себя коттеджа и не имел роскошной дачи. Всю жизнь обрабатывал свой дачный участок. В то время когда завод масштабно строил для работников новое жилье, КРОХИН продолжал жить в стареньком доме на улице Ленинской. Хотя мы неоднократно предлагали ему перебраться в благоустроенную квартиру. Он жил для людей, наверное, поэтому очень рано ушел из жизни – в 50 лет с небольшим, заболев раком. Хоронили его с почестями от Дворца культуры моряков, а пароходы в заводе провожали его продолжительными гудками.
В годы руководства Анатолия КРОХИНА предприятие достигло пика расцвета. Оно нуждалось в кадрах, люди приходили сюда и оставались надолго. Здесь они имели не только стабильную зарплату, но и социальные гарантии, профессиональный рост, а самое главное – обеспечивались благоустроенным жильем, местами в детских садах и пионерском лагере «Волна», имели возможность поправить за счет предприятия здоровье в санатории-профилактории. Так численность завода постепенно выросла до пяти с лишним тысяч человек. С удовольствием проходили здесь производственную практику учащиеся ГПТУ № 14, устраивались подработать на время летних каникул ребятишки из подшефных школ № 24 и 10. Завод имел свой учебно-курсовой комбинат, где готовили рабочих необходимых специальностей, построил стадион «Водник», оказывал спонсорскую поддержку ДКМу.
— При КРОХИНЕ на предприятии построено шесть высоких пролетов механосборочного цеха общей площадью почти 21 тысяча квадратных метров, пирс № 1 с длиной причального фронта 424 погонных метра. По сути был выстроен еще один завод. С Анатолием Дмитриевичем всегда работалось легко. Он был требовательный, но коммуникабельный и простой человек. К нему можно было подойти с любым вопросом, он находил время выслушать и помочь, — вспоминает Тихон ТРОФИМОВ, один из заместителей КРОХИНА, а ныне председатель совета ветеранов ПАО «НСРЗ».
В советские времена партия возлагала на каждое предприятие обязанность брать шефство над совхозами и колхозами и в летнее время помогать крестьянам убирать урожай. За НСРЗ были закреплены два подшефных совхоза — «Восток» в районе села Владимиро-Александровского и «Сокольчи». Иногда выезжали на сельхозпредприятие Лазовского района. В основном заводчане помогали селу в заготовке сена. Ответственным за это дело всегда был бригадир слесарей механического цеха Виктор ЛИТОВЦЕВ.
Обычно задачу по сенозаготовке ставил горком партии. Выезжали на луга практически все отделы, косили траву и собирали сено вручную. За день две бригады заготавливали до десяти тонн сена. Особенно работоспособным было звено механизаторов из восьми человек, которое за полтора месяца заготовило 1200 тонн сена. Это был рекорд. В целом заводчане отработали на селе 17 лет. По распоряжению председателя крайисполкома ЧУБАЯ, который отвечал в Приморье за это направление, работников НСРЗ иногда бросали на прорыв в сложные точки.
— Как-то работали на уборке сена в Лазовском районе. Вдруг с проверкой приезжает на четырех уазиках делегация из крайисполкома во главе с председателем ЧУБАЕМ. Повар, готовивший обед, почему-то показал рукой на мой трактор. Чиновники подъехали, поздоровались и стали расспрашивать о темпах заготовки. Я сказал, что все у нас нормально, через пару недель закончим. ЧУБАЙ подает мне руку и говорит: «Рад, что здесь работают настоящие мужики, которые дело ведут по-хозяйски». А я в ответ: «Я не сельский, из Находкинского судоремзавода…». И показал рукой на свой трактор с эмблемой НСРЗ. Оказалось, что директор совхоза представил меня делегации как опытного сельского труженика. Несколько позже, видимо, с подачи крайисполкома, за хорошие показатели в заготовке сена мне и другому судоремонтнику Володе МАЦУКУ предоставили право вне очереди купить по «Москвичу». Директор завода относился к людям по-доброму, и мы старались не подводить его, где бы ни работали, — подчеркнул Виктор ЛИТОВЦЕВ.
Виктор Михайлович вспомнил еще одну историю, когда благодаря Анатолию КРОХИНУ удалось избежать ЧП. В администрации завода существовал порядок продвижения итээровцев по служебной лестнице, и нужно было пройти каждую ступеньку. А КРОХИНА, минуя очередную ступень, сразу назначили заместителем главного инженера завода по новаторству. В это время здесь строилась зачистная станция, экскаватор прокопал траншею к бухте, и ее еще не успели закрыть.
Одновременно проводились ремонтные работы портального крана «Кировец», который занимался на причале разделкой металлолома. Когда специалисты Дальмормонтажа закончили ремонт, то приступили к ходовым испытаниям крана. И забыли поставить упор на рельсы. Кран поехал и вдруг сильно накренился, вот-вот упадет в бухту. Сообщили Анатолию КРОХИНУ. Тот, бросив все дела, срочно вызвал электрокары со слипа к месту происшествия и сам прибежал на причал. На месте оценив ситуацию, судоремонтники подбили под колесо крана кильт-блоки, а затем с помощью спецтехники поставили его ровно на рельсы. Таким образом удалось избежать падения крана в бухту и гибели людей. И сколько таких сложных ситуаций было в те годы! Директор всегда находил время для решения любых задач. Потому в памяти ветеранов Анатолий КРОХИН остался хорошим и порядочным человеком.
Владимир ФЕДОРОВ