Два года назад в канун Дня Победы в издательстве «Русский Остров» (г.Владивосток) вышла книга-альбом «Памятники Победы», получившая широкий общественный резонанс, которая разошлась практически в течение месяца. Минуло достаточно времени, но интерес не только жителей края, но и живущих в других регионах не утихает. Теперь уже новые поколения вносят свои предложения, как нам всем вместе сохранить и приумножить священную память о Великой Отечественной войне, людях, которые погибли на полях сражений, вернулись с победой и строили мирную жизнь.
Идея создания подобной книги впервые прозвучала на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны в мае 2005 года, в дни празднования 60-летия Великой Победы. Поначалу высказанные пожелания показались не столь уж актуальными, ведь на территории Приморского края не было боевых действий, залпов орудий и уничтожающего огня. Трудовой фронт – отдельная, самостоятельная страница истории. Обратился в органы государственной власти и в общественные организации, занимающиеся данными вопросами, и, к великому своему сожалению, узнал, что подобной информации в полном объёме просто не существует.
Местные органы власти, ссылаясь на всевозможные объективные причины, после событий августа 1991 года даже не удосужились поставить их на баланс муниципалитетов, под многими памятниками и обелисками до сих пор не узаконена земля, и они фактически считаются незаконно возведёнными. И это одна из причин, отчего в последнее время немало памятников, обелисков и даже захоронений сносятся, и никто за это не несет ответственности. Тогда и было принято решение совместно с Приморским советом ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов сохранить память об имеющихся.
Итогом двух с половиной лет напряжённой работы явилась книга-альбом «Памятники Победы». Сколько их на приморской земле? Я и сегодня не в состоянии однозначно ответить. В книгу вошло 473 объекта, 38 – не удалось даже современными техническими средствами привести в нормальное состояние, чтобы можно было поместить на страницы издания. По моим далеко не полным данным, таких памятных мест на приморской земле не менее 700. К примеру, в городе Владивостоке на балансе стоит только 23 из 60, в Уссурийском городском округе – 15 из 36, и т.д.
В крае ещё немало воинских частей, на территории которых создавались памятники, возводились обелиски и стелы. Отдельные из них в результате реформирования Вооружённых сил ликвидированы, а вместе с ними ушли в небытие и памятные места. А ведь за каждым из них стоят человеческие судьбы, бессмертный подвиг старших поколений. А, возможно, по некоторым участникам войны это единственное место, пусть даже символического захоронения, куда можно было прийти, зажечь поминальную свечу, побыть наедине в молчании с близким человеком.
Читатели книги-альбома и просто неравнодушные люди подсказывали нам, что немало памятников и обелисков находится на территории сопредельных государств (Китай, Корея), где покоятся останки советских воинов, погибших во время войны с милитаристской Японией, они просят восстановить и напечатать фамилии всех тех, чьи имена начертаны на гранитных плитах (около 6 000 человек), напоминают о героях войны в Корее 1950 – 1953 гг.
Это изложено в отдельной записке на имя главы региона В.В. Миклушевского. И наша озабоченность в том числе стала основой для издания его распоряжения о подготовке к 70-летию Великой Победы и приведении в порядок памятных мест.
А всё ли мы сделали в своём родном городе? Спросите у жителей Находки о памятных местах, связанных с Великой Отечественной войной, на территории округа, попросите их хотя бы перечислить. Лишь единицы будут в состоянии подобное сделать. А вместе с тем таких мест в городе 16. Но и это далеко не всё.
15 июля 1942 г. Народный комиссариат морского флота вводит на судах ученичество из числа подростков в возрасте до 14 лет. Спустя три месяца отдельным приказом возрастной ценз воспитанников-юнг снижается до 12 лет. В Находке на том месте, где находится в настоящее время генеральное консульство КНДР, располагалась школа мореходного обучения. Один из её воспитанников Василий Батлук ушёл учиться из шестого класса школы № 4, начал работать на судах типа «Либерти» машинистом. На его судьбу выпало шесть «огненных» рейсов. Награждён орденом Отечественной войны II степени. После окончания войны и вплоть до ухода на заслуженный отдых трудился в Находкинском морском торговом порту. Почему же эта страница военной истории незаслуженно забыта?
Несколько лет назад поисковики Находки обнаружили в лесном массиве фрагменты разбившегося военного самолёта времён Великой Оте-чественной войны. Со временем удалось выяснить, что это был самолёт-разведчик, установить имена членов экипажа. И на том месте, где погибли лётчики, должен стоять «свой» обелиск.
Ещё во время подготовки книги к печати, обратил внимание, что на отдельных территориях края вместе с табличками погибших на фронтах сражений появляются фамилии тех фронтовиков, кто умер от ран или скончался значительно позже по возрасту. Беседуя с руководителями ветеранских организаций городов и районов, ещё раз убедился, что имена участников войны должны сохраниться на века. Установил такую традицию, судя по датам, Лазовский район. Почему бы и в нашем городе не восстановить такую традицию?
На территории Находкинского городского округа располагались объекты военного назначения, которые не принимали непосредственного участия в боевых действиях, но сыграли немаловажное значение в том, что Япония не рискнула даже на вооружённый конфликт с Советским Союзом на дальневосточной земле, ни один снаряд не упал на находкинской территории. Советскому правительству было хорошо известно, что, начиная с 1928 года, генеральным штабом вооружённых сил Японии велась интенсивная разработка плана вторжения в Приморье. Исходя из потенциальной угрозы в южной части Приморского края начал создаваться Сучанский сектор Приморского укрепрайона, подчиненный непосредственно морским силам Дальнего Востока.
С 1934 года начинается строительство дотов «Находка», «Песчаный», «Парус» и двух полукапониров (ОРПК) на побережье бухты Находка, в районе горы Сестра. На батарею № 905 на полуострове Сысоева у мыса Тунгус возлагались обязанности не только обстреливать подходы к заливу, но и защищать весь залив. В 1940 году было окончено строительство батареи № 970, вооружённой 180 мм батарей с дальностью стрельбы 37,0 км и весом снаряда 97,5 кг, изготовленных на Обуховском заводе в Ленинграде (Санкт-Петербурге). И таких объектов было немало.
Сучанский укрепрайон был по тем временам весьма надёжным военным щитом в Южном Приморье. Конечно, восстановить хотя бы внешний облик таких сооружений невозможно, весьма затратно. Но можно было бы внимательно изучить, выбрать один-два объекта, обустроить всем миром и сделать центром военно-патриотического воспитания. Ведь давно понятно, что любовь к Родине, патриотизм не воспитывают на пальцах. Координатором такой работы могли бы стать МВЦ г. Находка и городской совет ветеранов.
От нас, ныне живущих, во многом зависит, насколько долговечной будет память: окончится через несколько поколений или будет жить в веках.