«Лучи» тунцеловного промысла

100В этом году исполняется 50 лет активному тунцеловному промыслу Дальнего Востока нашей страны. Его пионером в Находке был клипер «Нора», построенный в 1959 году в Японии. Он был сравнительно небольшим, длина всего 43 метра и экипаж около 30 человек. Работать в океане одной «Норе» было нелегко, и тогда принимается решение переоборудовать СРТР и увеличить тунцеловную группу. Но результаты все равно не устраивали руководство Управления активного морского рыболовства (УАМР), и только после ввода в эксплуатацию тунцеловных баз и тунцеловных судов ситуация изменилась к лучшему.
По программе, разработанной Министерством рыбного хозяйства и утвержденной правительством, на фирме Hitachi Zosen, Mukaishima (Япония) было заложено пять тунцеловных баз: «Ленинский луч» и «Светлый луч» для Находки, «Красный луч» для Керчи, «Яркий луч» и «Солнечный луч» для Калининграда. На каждой базе — по шесть тунцеловных ботов. Выполнение программы курировал министр рыбного хозяйства СССР Александр Акимович ИШКОВ, с которым нам довелось пообщаться в 1966 году в порту Находка.
Одновременно на Хабаровском судостроительном заводе были заложены четыре тунцеловных судна, которые начали поступать в УАМР: «Нереида», «Нерица», «Невер» и «Нарвал». А на самом предприятии было принято решение переоборудовать еще два СРТМ — «Звезда рыбака» и «Матрос».
В 1964 году я был на промысле красного окуня в районе Алеутских островов. В июле прошла информация, что с флота отзывают специалистов на какое-то новое судно. С нашего «Амурска» тоже отозвали в порт двух человек: мастера обработки Николая ДЯДЮКА и официантку Ольгу СИРЕНКО. А позже мы узнали, что формируется большой экипаж из 180 человек на тунцеловную базу «Ленинский луч». Вскоре она вышла в свой первый рейс в Индийский океан.
В 1965 году я работал на радиоцентре УАМР. В январе меня вызвали в отдел кадров и сообщили, что меня назначили радиооператором первого класса на тунцеловную базу «Светлый луч». В феврале наш экипаж прибыл в Ономичи на прием судна. В марте под российским флагом база вышла на промысел тунца в Тихий океан к берегам Мексики.
На борту кроме 180 членов экипажа была ещё научная группа в составе пяти человек — ихтиологи и другие специалисты. «Светлый луч» вёл опытный капитан-директор Анатолий Михайлович МАРИЛОВЦЕВ. Район для нас был неизвестным, и никто из иностранных государств активным тунцеловным промыслом здесь не занимался. В уловах кроме тунца попадались парусники, акулы разных видов, меч-рыба, марлины и все остальное, что водится в поверхностных слоях океана, вплоть до черепах.
В августе база встала на профилактический ремонт в порту Масатлан (Мексика). Новость о том, что сюда приходит крупная советская тунцеловная база, долетела даже до США, потому что уже на второй-третий день нашей стоянки в порту было много желающих американцев посмотреть, как живут и в каких условиях работают советские рыбаки. Десять дней мы стояли в ремонте, и все это время не пропадал интерес к нашему судну. Местные власти в дневное время вынуждены были поставить у трапа полицейских, которые комплектовали группы и регулировали посещение судна.
Необходимо отметить, что в порту Масатлан это было первое крупное советское рыбопромысловое судно после 1946 года. В ноябре наш экспериментальный рейс к берегам Мексики закончился, прибыли в порт Находка и в конце декабря уже вышли на промысел в Индийский океан, где традиционно занимались промыслом тунца рыбаки Японии, Китая и Кореи.
Тунцеловный промысел рыбаки Находки прекратили во второй половине 70-х годов в связи с передачей баз в «Дальморепродукт», но и там он тоже не прижился. Очень жаль. Мы потеряли такой ценный вид рыбы, который на мировом рынке ценится очень высоко. Много хороших специалистов прошли кузницу кадров на «Лучах», но особенно хочется отметить тех, кто впоследствии стал знаменитыми капитанами-рыбаками. Это Владимир Иннокентьевич БУЛДАКОВ, Михаил Фомич ПРОЖУГАН, Иван Петрович САМСОНОВ, Анатолий Яковлевич САФОНОВ, Борис Илларионович ШИЛКИН, Александр Дмитриевич ЮРКОВ, Иван Степанович САХАРОВСКИЙ и многие, многие другие.

Валерий ЧЕРНИКОВ
Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.