21 сентября исполнилось четверть века, как средней общеобразовательной школой №9 руководит заслуженный учитель России Наталья Петровна БОРИСОВСКАЯ. В 2005 году по результатам конкурса «Лучшая школа России» это учебное учреждение вошло в десятку лидеров. Школа известна в городе и крае как участник приоритетного национального проекта «Образование» и победитель в области инноватики, славится учебными и спортивными успехами учеников, за которыми стоит ежедневный, ежечасный труд высококлассных педагогов, здесь с 1994 года ведется обучение в профильных классах. Список достижений школы можно продолжать и продолжать.
.Наталья Петровна, как вы пришли в педагогику и каким был путь от учителя русского языка и литературы до директора?
На филфак ДВГУ пошла по зову сердца и под впечатлением, которое оставила моя родная третья школа. Преподаватель Валентина Николаевна ХОМЕНКО смогла привить большую любовь к литературе. Я обожала историю. Ее вела Нина Федоровна ПРЯДУН, человек легендарный, участница Великой Отечественной войны, умевшая найти в каждом своем ученике какую-то изюминку. Она привлекла меня в клуб «Прометей». Помню, как мы проводили вечера, собирались, спорили, общались. Это была школа нашего становления. Мы с одноклассниками встречаемся до сих пор, вспоминаем добрым словом учителей и особенно директора Юрия Васильевича БОГДАНОВА.
После окончания университета пришла работать в школу №13 по улице Сенявина. До сих пор благодарна родителям, которые поверили в меня – молодую неопытную учительницу и поддержали. Эта поддержка ощущалась всегда. А потом была школа №4, в которой мне многое дала работа с ее директором Ниной Иосифовной ПРОЖУГАН.
Предложение возглавить школу №9 поступило неожиданно. Тогда, в 1989 году, были модными выборы руководителей. 19 сентября меня представили на собрании коллектива, и он проголосовал за. Школа, которой шел второй год, объединяла тогда молодых, профессионально настроенных на все новое учителей. В моем становлении как директора большую роль сыграла завуч Вера Васильевна УНЖАКОВА. В свое время она много лет руководила школой №11 и обладала большим опытом в этой сфере. И вот уже за плечами четверть века.
.Что было и остается важным в работе коллектива, организации учебного процесса, кадровой политике вашего учреждения?
— Парадоксально, но в так называемое «безвременье» 90-х мы чувствовали воздух свободы. Это было трудное, но интересное время. Я вообще не помню застоя в образовании. Для нас открывались новые возможности, и приходило понимание, что все зависит от учителя. Мы начали применять «коммунарскую методику» профессора Игоря ИВАНОВА и учили детей коллективному творчеству, старались, чтобы их жизнь была ежедневно наполнена массой сменяющихся событий, авторами которых были они сами.
Мы строили свой уклад и закладывали традиции школы по методикам педагогов-новаторов: Александра ТУБЕЛЬСКОГО и Шалвы АМОНАШВИЛИ, провозгласивших педагогику сотрудничества и самоопределения. Главным были не предметные знания, а раскрытие потенциала ребенка. Учитель посредством математики, физики и литературы помогал ученику образовывать себя, создавать свой образ, делать восхождение к себе лучшему. В этом процессе важно все: и отношение к учебе, и победа в спартакиаде, и успех на сцене, и научные открытия в рамках исследовательской работы, и многие другие вещи, которые мы называем укладом школьной жизни.
Уже не первый год наши ребята побеждают в городских спортивных соревнованиях и спартакиадах. Конечно, это профессионализм учителей физкультуры, но и дети сами понимают идею – надо где-то быть успешным. И если кому-то не очень даются школьные предметы, то есть возможность проявить себя в спорте. Мы чествуем всех: отличников, хорошистов, победителей олимпиад и обязательно – спортсменов, тех, кому важно не только достичь личных побед, но и постоять за честь школы. Кстати, в 1992 году мы учредили большой праздник под названием «За честь школы». И это одна из наших главных традиций.
Мы никогда не считали себя новаторами, но пытались найти одну-единственную связующую нить, главную идею всей школьной жизни. И мы ее нашли: «Сперва люби – потом учи». А вот насколько учитель может донести эту мысль до детей, насколько удается влюбить их в свой предмет, настолько успешными и будут его ученики. С годами приходят новые учителя, дети и родители, но этот подход к обучению остается главным. Это педагогика сердца.
Коллектив школы – семья, которая изначально строилась на капитале доверия, и развитие происходило за счет ресурса доверия. Не знаю, можно ли это назвать кадровой политикой, но именно на нем строится вся наша работа. А еще – на поддержке учителя в его профессиональном поиске, инициативе и личной ответственности. Более 20 лет назад пришла в школу Людмила Александровна ЛАЦКОВА, учитель физики от Бога, педагог-профессионал. Кабинет, в котором ей предстояло работать, не был приспособлен для занятий физикой. И совсем скоро мы сделали его таким, каким он должен быть. Просто Людмила Александровна не могла работать по-другому.
Лучший кабинет в городе, с подиумом, был у преподавателя музыки Веры Ильиничны СКРЕБНЕВОЙ. 23 года назад под ее руководством запела вся школа. Появились детские и учительские хоры, а хор мальчиков был известен не только в Находке. А сегодня ее традицию замечательно продолжает учитель музыки Ольга Сергеевна МАЛЬЦЕВА, радуя нас музыкальными спектаклями и великолепным вокалом.
В кабинете истории, расписанном нашим художником Вячеславом Петровичем ПОПОВЫМ, присутствует дух различных эпох, а поддерживает этот дух талантливый педагог Наталья Григорьевна УГРИНА. Когда человек хочет работать, мы всегда стараемся создать ему все условия. Если не будет уважительного отношения к профессионализму учителя, веры в то, что он способен на многое и может сделать даже больше, в коллективе мало что получится. Вот и вся кадровая политика.
.В сфере образования постоянно происходят изменения, появляется что-то новое, современное. Как это воспринимается педагогами, учениками, родителями? Взять хотя бы введение электронного журнала.
В быстро меняющемся мире обязательным становится сочетание традиций и новаций. Конечно, информатизация нужна. И программа «Сетевой город», и введение электронного журнала – это благо. Родители могут в режиме онлайн посмотреть, что делал на уроке их ребенок, за что получил оценку, что задано на дом, какой его рейтинг в классе. Электронный ресурс избавил нас от многочисленных бумажных отчетов, туда можно вносить любую информацию, передать сообщение родителям и пообщаться с ними на форуме. Это мощный канал связи и возможность анализировать свою деятельность.
В этом большой помощник нашим учителям и двигатель процесса заместитель директора по учебно-воспитательной работе Зинаида Петровна ЕРЫШЕВА. В прошлом году под ее руководством мы много работали над проблемой повышения качества образования через аналитическую деятельность учителя. Она научила, как это можно сделать конкретно на примере «Сетевого города». Сегодня больше половины учеников школы учатся на четыре и пять.
.Наталья Петровна, как вам удается выстраивать цепочку взаимоотношений школа-семья?
— На ресурсе доверия и взаимопонимания, иначе ничего не получится. Сегодня закон «Об образовании в РФ» закрепил «приоритетное право» родителей на воспитание и образование детей. Ни один закон до этого не содержал такой формулировки. За все отвечали школа и общество. Надо сказать, что родители учеников начальных классов уже более осознанно подходят к тому, что учеба – это главный потенциал семьи, который не девальвируется. Но проблем много. И мы не всегда терпеливы и терпимы, и родители не всегда нас понимают. Я не устаю повторять им: приходите, двери всегда открыты, решим любые проблемы.
Мы работаем в этом направлении. Начали курс лекций «Школа ответственного родителя», приглашаем психологов и врачей, которые поднимают вопросы компьютерной зависимости, медицинской помощи. У нас очень часто бывает отец Виталий из Находкинской епархии, причем ребята просят его прийти с конкретной темой, например, о семье и семейных отношениях. К сожалению, уже несколько лет не удается выехать с детьми в поход. А помнится, как еще недавно до 400 человек отправлялись в ночное, занимались спортивным ориентированием, сидели у костра и пели под гитару. Дети, родители и учителя. Это было здорово!
.Что дает школьникам обучение в профильных классах? Насколько они подвижны и жизнеспособны?
Самые первые профильные лицейские классы, ориентированные на морские профессии, появились в нашей школе в 1994 году и просуществовали 16 лет. Это была очень солидная работа с ОАО «Приморское морское пароходство». С 2009 года в рамках проекта компании «Роснефть» «Школа-вуз-предприятие» открылся «Роснефть-класс» с физико-химическим профилем. Социальным партнером школы стало ОАО «РН-Находканефтепродукт», руководство которого трепетно относится к классу и помогает во всех делах. Это не только материальная поддержка, это выстраивание жизнедеятельности класса в соответствии со стандартами компании, вживание его в институты взрослой жизни, психологическая поддержка, профилизация и другие преимущества.
У нас есть класс социально-гуманитарного профиля. Ребята с удовольствием изучают социальные науки, обществознание, историю, экономику, сотрудничают со школьной газетой «Зеркало». Куратор издания Ирина Леонидовна ДЕМЧЕНКО, учитель русского языка и литературы, со своими учениками не раз одерживала победы в конкурсах самого высокого уровня. Будущее у профильных классов есть. Но при условии солидной поддержки и кураторства компаний.
.Вы гордитесь своим коллективом? И чего бы хотели пожелать ему накануне праздника.
— Слово «гордиться» не люблю, но своим коллективом горжусь. И учителями, которые сегодня работают с детьми, и замечательными нашими ветеранами, ушедшими на заслуженный отдых, но всегда готовыми прийти и выручить в трудный момент. Это Вера Васильевна УНЖАКОВА – знаковая фигура в школе. Ее помнят все учителя и ученики. Много души вложили в учебный процесс Лидия Петровна КОКОСОВА, которая является нашей помощницей и сейчас, учителя Галина Васильевна ЦАКУН, Антонина Никифоровна ЛЕВИНА, Светлана Васильевна ЗИМИНА.
Горжусь своей командой: заместителем директора по учебно-воспитательной работе Зинаидой Петровной ЕРЫШЕВОЙ, профессионалом высочайшего уровня, которая много сделала для того, чтобы школа была такой, какая она есть сейчас, заместителем директора по воспитательной работе Татьяной Анатольевной МАКАРОВОЙ, душой коллектива, главным бухгалтером Ириной Гарриевной ВАСИЛЕНКО, всей душой болеющей за школу, и молодым бухгалтером Ириной Сергеевной КУТУЗОВОЙ, специалистом по кадровой работе Викторией Владимировной РТИЩЕВОЙ, работающей здесь с самого основания школы, и, конечно, заместителем директора по АХЧ Галиной Владимировной РЫБАКОВОЙ, замечательной хозяйкой школы. Очень хотелось бы назвать всех наших педагогов. Среди них много людей, которые преданы школе, детям и учительству. Я хочу пожелать им профессионального оптимизма и веры в то, что у нас самые лучшие ученики, а у них – самые лучшие учителя. С праздником!