Пионеры рыбного промысла

В середине XIX столетия российское правительство, стремясь вытеснить браконьеров из русских вод, поручило Российско-Американской компании, обладающей монопольным правом заниматься промыслами, организовать самостоятельный китобойный промысел.


Первая Российско-Финляндская китобойная флотилия, созданная в 1848 г., просуществовала до 1862 года и, несмотря на получаемую прибыль, прекратила свое существование. Дело в том, что прибыль, главным образом, тратилась на длительные переходы от места промысла и обратно. Отто Вильгельм Линдгольм одним из первых начал вести китобойный промысел на российском Дальнем Востоке. Успешно занимался добычей китов морской офицер А. Эльсберг. За три года деятельности его компанией (1863-1865 гг.) было получено 2,7 тыс. бочек жира и 31,0 тыс. фунтов китового уса.
Эстафету китобойного промысла на Дальнем Востоке подхватил флотский офицер, капитан 2-го ранга А. Дыдымов. Используя личные связи в правительстве, он получил ссуду в размере 50 000 руб., хотя капитал был нужен во много раз больший. Тогда Аким Григорьевич продает свое имение в Тульской области. К полученной сумме добавляются деньги друзей. Построенное на эти средства в Норвегии судно 16 июля 1889 года вышло из Осло во Владивосток. Бухта Гайдамак стала береговой базой компании А. Дыдымова по разделке китов. Здесь был построен первый жиротопный завод с шестью котлами: у пирса стояла конфискованная американская шхуна «Надежда». Современники так характеризовали деятельность А. Дыдымова: «…В пустынной бухте закипела жизнь, построен завод, дающий заработок исключительно русским, большей частью бессрочноотпускным. В заводе пока имеются устройство для разделки китов, паровая топка жира, предложено устроить мельницу для молки костей и паровой пресс, устроено два маячных огня. Для рабочих сооружены хорошие казармы, разведены огороды, а для скота убирают сено с прилегающих лугов». В 1890 г. А. Дыдымов создает во Владивостоке «Товарищество по переработке китового жира». 31 декабря 1890 г. китобоец Геннадий Невельской под командованием А. Дыдымова, попав в шторм, погиб вместе с экипажем, никому не удалось спастись.
Аким Дыдымов не был женат и ушел из жизни в 35 лет. После его гибели база в Гайдамаке не использовалась по назначению, и попытка возродить китобойный промысел никем не воспринималась всерьез. Дальневосточный писатель Анатолий Вахов в середине 50-х годов прошлого столетия написал книгу «Трагедия капитана Лигова», в которой явно просматриваются главные герои – Лигов (Линдгольм) и Клементьев (Дыдымов).
В 1891 г. крейсер «Память Азова» вошел в залив Петра Великого с великим князем, цесаревичем на борту. Среди офицеров крейсера был лейтенант граф Генрих Г. Кейзерлинг, состоящий в дружеских отношениях с наследником. Трагедия, случившаяся с китобоем А. Дыдымовым, и часто встречающиеся в заливе киты подогревали разговоры о продолжении китобойного промысла в дальневосточных морях. Тогда-то молодой офицер и принял решение оставить службу и попытаться заняться новым для себя делом. В конце 1893 г. Г. Кейзерлинг предоставил план создания компании «Тихоокеанский китовый промысел графа Г. Г. Кейзерлинга и Ко» и получил от правительства ссуду в 125 000 рублей и лицензию на промысел китов на 24 года в пяти районах тихоокеанского побережья. В этот момент графа привлекла пустующая база в бухте Гайдамак, начался подъем брошенной дыдымовской фактории, строительство китобойцев «Георгий» и «Николай», завезли оборудование для изготовления жестяных банок для китового жира. В 1899 году в Англии был закуплен большой пароход с новым именем «Михаил», который вскоре переоборудовали и оснастили всем необходимым для переработки китов. Это была первая китобойная база в мировом промысле. В мире заговорили о русских китобоях: «Нет в настоящее время другого русского предприятия на Дальнем Востоке, чья деятельность достигла бы подобного размаха». К этому времени у компании насчитывалось 9 судов, из которых 5 были зафрахтованы. На заводе работало около 70 рабочих.
Компания графа Г. Кейзерлинга вела промысел круглогодично. В летне-осенний период промысел шел у берегов Сахалина, а с наступлением холодов и периода штормов китобои уходили к корейским берегам. На собственном заводе перерабатывались только киты, добытые в российских водах, зимняя же добыча подвергалась засолке и поставлялась в Японию и Англию. Но осенью 1901 г. на береговой базе сгорел жироваренный завод. Убытки были настолько велики, что восстанавливать не имело смысла. На береговой базе стали обрабатывать рыбу, увеличили выпуск деревянной тары. Разразившаяся в 1904 г. Русско-японская война подкосила хозяйство: японцы конфисковали все промысловые суда товарищества, потери составили около одного миллиона рублей. Компанию пришлось ликвидировать. В 1924 г. Г. Кейзерлинг прекратил свою деятельность на Дальнем Востоке, перебрался с семьей сначала в Шанхай, а затем поселился в Германии.
В 1901 году типография канцелярии Приамурского генерал-губернатора в г. Хабаровске напечатала работу старшего чиновника по особым поручениям генерал-губернатора Н.И. Гродекова, который писал: «… берега бухты с одной стороны пустынны, а с другой — оживленны. Пустынны, ибо здесь, несмотря на превосходные условия для сельского хозяйства, скотоводства, нет еще русского населения… Оживленны берега бухты потому, что на всем видимом пространстве ее побережья и в разных местах расположились китайские и корейские промышленники, ловящие здесь камбалу, ходовую селедку, крабов и прочее… Суточная добыча одной сетки составляет в среднем до 600 крабов, а самой большой – до 1 000 штук. Высушенное мясо краба упаковывают в камышовые мешки, тюками по 3-4 пуда».
Последствия Русско-японской войны 1904-1905 гг. негативно сказались на экономическом положении в рыбной отрасли. В своей книге «Приморская Ливадия. От Душкино до Анны» краевед Елена Эдуардовна Бендяк так характеризует состояние рыболовного промысла на приморском побережье того периода: «…Рыболовство в Приморье в первом десятилетии прошлого века находилось в бедственном положении. С 1907 г. оно осуществлялось в российских водах в рамках русско-японской конвенции, навязанной нам (России) по окончании войны 1905 г. На 12 лет японцам предоставлялось право ведения рыбного промысла на одинаковых условиях с русскими рыбаками. Все побережье было разбито на рыболовные участки. Промысел крабов, креветок, трепанга и морской капусты осуществлялся по особым билетам, выдаваемым смотрителем промысла. В 1908 г. промысел в заливе Петра Великого был полностью запрещен. Китайцам и корейцам пришлось довольствоваться ролью скупщиков и продавцов рыбы на рынке Владивостока. На смену им явилась масса мелких предпринимателей, главным образом из столицы края, в большинстве своем не имеющих понятия о рыбном деле».
В ноябре 1912 г. во Владивостоке создается рыбопромышленное общество, объединяющее промысловиков Охотско-Камчатского и Юго-Западного (Тихоокеанского) регионов для «…всестороннего освещения нужд и проведения в жизнь мер, направленных на развитие, упорядочение и поддержку рыбопромышленности в Приамурском крае».
В 1916 г. на западном берегу залива Восток, в бухте Тафуин, русским рыбопромышленником князем Н. Шаховским был построен один из первых крабоконсервных заводов в южной части Приморья. Здесь же возник и рыбацкий поселок из корейских фанз, русских рубленых домов и двух казарм для сезонных рабочих. На обработке краба было занято не более 50 человек. В годы Гражданской войны консервный завод не работал, часть оборудования была разграблена. Местные рыбаки, чтобы как-то выжить, ловили рыбу на парусных шаландах в водах залива Восток и отправляли улов во Владивосток. После освобождения Приморья от интервентов и белогвардейцев предприятие было сдано в концессию на три года японцам, но спустя год за нарушение условий договора в концессии было отказано. В октябре 1924 г. созданный Дальгосрыбпром выкупил консервный завод у Н. Шаховского за 323 тыс. руб. Крабозавод становится первым государственным предприятием, с возрождением которого начинается история рыбной отрасли в Южном Приморье. На данное предприятие и пришла вскоре трудиться Агния Троянова, впоследствии Герой Социалистического Труда БСФ им. Ш. Надибаидзе.
После провозглашения государством НЭП (новой экономической политики) в деревне Американка наиболее предприимчивые работники промышленной и торговой предпринимательской среды создали сообщество, поставив целью вдохнуть новую жизнь в разрозненные мелкие предприятия. В его состав вошли: Федор Дмитриевич Дерюгин (русский), Алексей Иванович Хегай (кореец), Михаил Карлович Эккерман (немец), Дмитрий Тимофеевич Бойко (украинец). Сообщество плодотворно трудилось до начала 30-х годов.
В 1928 г. на базе поселения корейцев (на месте будущего Гайдамакского СРЗ) был образован первый рыболовецкий колхоз «Сучан», в котором стали работать корейцы, проживающие в бухтах Авангард, Гайдамак, в районе озера Лебяжьего. Спустя 8 лет рыбоколхоз «Сучан» был преобразован в колхоз «Тихий океан» (впоследствии – рыбоколхоз имени XXI съезда партии, затем снова – р/к «Тихий океан»).
В 1938 г. переселенцы из Астрахани организовали в бухте Тихангоу рыбоколхоз имени И. Сталина и колхоз с одноименным названием в бухте Авангард. До 1939 г. на мысе Астафьева работал рыбозавод «Находка» Дальгосрыбтреста, одно из самых передовых предприятий того времени.
В начале 30-х годов все побережье гавани Находка было разбито на участки для ловли рыбы ставными неводами. Номера участков до сих пор в ходу у горожан: 1-й, 2-й, 3-й, … 105-й. Они настолько прижились в обиходе, что стали чуть ли не официальными географическими понятиями.
С 1937 по 1941 г. на острове Лисий существовала маленькая точка империи ГУЛАГа с официальным названием – филиал рыбозавода «Тафуин». По словам старожилов, приехавших работать на Лисий еще в 1937 г., здесь уже тогда был женский лагерь, а заключенные трудились на засолке рыбы и погрузочных работах.
Обилие в местных бухтах рыбы, морской капусты, крабов, морепродуктов с давних пор привлекало в эти места людей на промысел. 12 сентября 1928 г. буксир привел в бухту Анну из Владивостока две большие баржи с первыми строителями и материалами для постройки жилых бараков и рыбозавода. В этом же году поселению было присвоено название Анна.
Об истории основания поселка в бухте Средняя известно крайне мало. В 20-е годы прошлого столетия жители корейской национальности и несколько семей переселенцев, занимающиеся промыслом краба и рыбы в заливе Восток, стали инициаторами создания рыбного промысла Дальгосрыбтреста. Здесь производился посол сельди иваси, камбалы, минтая и разнорыбицы, сушили камбалу, минтай и мясо краба, отходы перерабатывались в тук, производили ивасевый жир. А всего лишь в нескольких километрах располагалась деревня Зембрены, жители которой занимались рыбным промыслом.
В 1928 г. у приморских берегов в большом количестве появилась сельдь иваси. Жители пос. Козьмино в 1930 г. организовали рыболовецкий колхоз имени Ворошилова, который вскоре стал одним из преуспевающих предприятий: имел свою конюшню, пекарню, кирпичный заводик, столовую, клуб, магазин, школу, больницу, родильный дом и почту.
В бухте Сандалянза и у пади Шепалова существовали засольные цеха от рыбозавода Козьмино. В бухте Юзгоу (Краковка) в 30-х годах был организован корейский рыбоколхоз «Сучанский партизан», где колхозники занимались добычей и сушкой морской капусты. В бухте Большой Тазгоу (Спокойная) стоял поселок, в котором насчитывалось более 300 жителей. Здесь были свой клуб, пекарня, электростанция, магазин, радиоузел, медпункт, детские ясли, школа, сельсовет, а колхоз носил название им. А. Микояна.
Юрий МЕРИНОВ
Продолжение следует.

 

 

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.