В Ливадии, на территории Гайдамакского ремонтно-судостроительного завода, стоит неброский памятник, посвященный молодому человеку, комсомольцу, участнику Гражданской войны на Дальнем Востоке Виталию БАНЕВУРУ, герою той жестокой войны.
Все дальше в прошлое уходит от нас бурный XX век, с его войнами и их жертвами, великими изобретениями и открытиями, гениями и злодеями. Любая война — зло, какова бы ни была причина конфликта, это горе, разрушения, смерть. Но нет ничего страшнее для народа, чем война внутренняя, гражданская – между людьми одной страны, детьми одного народа, где нет ни правых, ни виноватых, ни победителей, ни побежденных. И где проигравшие – все ее участники. Именно такая война произошла в России в начале прошлого века. Она наложила отпечаток на всю ее последующую историю и определила развитие страны на целый век. Гражданская война охватила все общество, и безвозвратные потери были признаны не поддающимися подсчету.
Те далекие события можно оценивать с разных точек зрения, но всегда есть те, к кому интуитивно испытываешь симпатию, переживаешь за его жизнь, желаешь удачи, даже не разделяя его убеждений. Потому что есть подвиг и подлость, героизм и предательство, любовь и ненависть. Только от поступков человека все зависит.
Таким он был
Виталий Борисович Баневур (1902 -1922 гг.) родился в Варшаве в семье ювелира Бориса Залмановича Баневура. В 1915 семья эвакуировалась в Москву, а в 1917-м вся семья: мать Анна Наумовна и дети Виталий и Лидия — переехали на Дальний Восток и окончательно обосновались во Владивостоке. Здесь Виталий окончил гимназию и вступил в молодежный Союз социалистов. Брат и сестра Баневуры были двойняшками, но не похожими ни внешне, ни внутренне. Лидия, которая училась в женской гимназии Владивостока, была приятная голубоглазая блондинка, спокойная и уравновешенная девушка. Делами брата и политикой вообще она совершенно не интересовалась. Виталий — абсолютная противоположность — взрывной, деятельный, увлеченный общественной жизнью. Как большинство его сверстников, он принимал самое активное участие во всех происходящих вокруг него событиях. Несмотря на такие различия, Виталий и Лидия поддерживали прекрасные отношения между собой и с матерью Анной Наумовной. Близкие к семейству Баневуров друзья даже утверждают, что она помогала сыну в его работе. Сам же Виталий однажды в разговоре с подругой семьи Еленой Громоковской печально сказал: «Мама давно уже примирилась с таким непутевым сыном».
На подпольной работе
Виталий вскоре присоединился к партизанам, так как его активная деятельность: распространение листовок, организация стачек и забастовок — привлекла внимание белогвардейцев, и оставаться в городе становилось опасно. В партизанском отряде он был связным. В этот момент во Владивостоке все еще хозяйничали японцы и белогвардейцы.
C 25 августа 1922 года японцы стали поэтапно выводить свои войска с территории Приморья. Освобождаемые территории занимали двигавшиеся из Хабаровска части ДВР под руководством И.П. Уборевича или же вышедшие навстречу из Уссурийска войска Земской рати Верховного правителя генерала М.К. Дитерихса.
Дальше история распадается на огромное количество разных домыслов и предположений. Вот что гласит официальная версия: «В 1921 году т. Баневур был избран кандидатом в областной комитет РКСМ Приморья. В то же время он был руководителем Владивостокской городской организации и являлся делегатом IV Всероссийского съезда Российского Коммунистического Союза Молодежи от Приморья. В 1922 году областное бюро Приморья направило т. Баневура в Никольск-Уссурийский район и назначило членом районного бюро РКСМ Никольска, где он и вёл работу, проявив себя при этом находчивым, ответственным, умным и исполнительным человеком».
17 сентября 1922 г. белогвардейский отряд неожиданно совершил нападение на деревню Кондратенково. Баневур был предупрежден об опасности, но уйти не успел, и был захвачен в плен. Вот что писал об этом член правительства Дальневосточной республики Моисей Губельман: «Выполняя задание партизанского отряда, Виталий Баневур тайгой пробирался к наступавшим на Приморье советским частям и возле деревни Кондратенково был схвачен часовыми вражеской заставы. Документ секретного характера он съел на глазах у врагов».
Жизнь и смерть Виталия Баневура
Есть много описаний допросов Баневура, но ни одна версия не отрицает бесспорного факта: боец партизанского отряда 20-летний комсомолец Виталий Баневур был взят в плен белогвардейцами и замучен до смерти. Он был из первых комсомольцев, настоящих, пылких, готовых умереть за свои убеждения. Виталий вынес жесточайшие пытки, противные человеческому разуму, он не выдал никого из своих товарищей и был зверски казнен белогвардейцами. Это везде и во все времена – подвиг. А те, кто совершил все эти зверства, везде и во все времена — палачи, какими бы убеждениями они ни прикрывались и ни оправдывались. Все очевидцы, присутствовавшие при подъеме тела из ямы, сходятся в одном: смерть Виталия Баневура была страшной. Его палачи чувствовали свое близкое поражение и зверствовали, уже не стесняясь. Совесть и сострадание были погребены в огне братоубийственной войны.
Память не умирает
Похоронен герой-комсомолец Виталий Баневур в селе Кондратенковке Приморского края.
1 мая 1971 года после реконструкции там был открыт памятник герою-комсомольцу, погибшему от рук белогвардейев. Он представляет собой меморил в виде бюста-памятника на высоком постаменте. Вниз от него, в виде ступеней, уложено три плиты, на которых высечены слова: «Герой-комсомолец», «Патриот Родины», «Борец революции». С декабря 1974 года в стране стартовала Всесоюзная акция «За себя и за того парня». Эта крылатая фраза из песни, написанной композитором Марком ФРАДКИНЫМ на стихи Роберта РОЖДЕСТВЕНСКОГО, в 1970 году получила название «трудовой почин», с которым выступили московские комсомольцы И. Скриник и И. Бондарева в честь наступавшего 30-летнего юбилея победы СССР над фашизмом. Они предложили выполнять план работы за себя и за одного погибшего на войне.
Со слов Галины БАЛАН, директора ливадийского музея «Залив Восток», работники Гайдамакского судоремонтного завода приняли участие в этой акции и постановили зачислить Виталия Баневура в одну из заводских бригад. А в 1978 году был совершен комсомольский поход к его могиле, была привезена капсула с землей, взятой с нее. Сейчас эта капсула хранится в музее Ливадии.
Имя Виталия Баневура стало знаменем, символом, примером не только для своего времени, но и для многих будущих поколений комсомольцев и обычных людей. Его именем называли пионерские дружины и отряды, о нем сняты фильмы, написаны книги и песни, названы улицы в более чем семи городах. В Находке, Владивостоке и нескольких других городах установлены памятники и бюсты Виталию Баневуру.
Давно нет на свете людей, с которыми Виталий сражался, нет и страны, за которую он отдал свою молодую жизнь, подвергнуты сомнению или отвергнуты многие его принципы и убеждения, но жива память о его подвиге и о нем самом. Хочется повторить: подвиг всегда остается подвигом, а герой всегда остается героем.
Ольга ТЮКАВКИНА,
экскурсовод Музейно-выставочного центра