Публичное акционерное общество «НБАМР» — одно из крупнейших рыбодобывающих предприятий России. С недавнего времени оно входит в группу компаний, работающих под эгидой ПАО «Тихоокеанская инвестиционная группа» («ТИГР»).
Ее флот круглогодично ведет добычу промысловых объектов в экологически чистых морях Тихого океана, у Курильских островов и Японии. Стратегическая задача компании — ежегодное увеличение объемов вылова морских биоресурсов, безупречное соблюдение Правил безопасности мореплавания, улучшение благосостояния акционерного общества и работников.
Накануне профессионального праздника — Дня рыбака — мы встретились с заместителем генерального директора по управлению флотом ПАО «НБАМР» Сергеем ЮРТАЕВЫМ и попросили его рассказать о буднях предприятия, планах на ближайшую перспективу.
3 Сергей Георгиевич, из года в год одной из основных промысловых экспедиций для БАМРа является Охотоморская минтаевая путина. С какими производственными показателями завершили ее в нынешнем году?
— Флот в экспедицию вышел подготовленным, серьезных поломок и простоев судов не было. Производственный план по добыче выполнили. Наиболее отличились экипажи БМРТ «Капитан Фалеев» и БМРТ «Сивинд-1« во главе с капитан-директорами Владимиром ВОЖЖОВЫМ и Владимиром КАЛИННИКОВЫМ.
3 В нынешнем году часть бамровского флота работает на промысле скумбрии и сардины в Южно-Курильской экспедиции. Что в итогах этой путины?
— Около трех лет назад мы приобрели два судна-наливника: РТМКС «Царица» и СТР «Лидер». В чем их особенность? В отличие от прежних методов работы пойманная рыба прямо из мешка трала наливается мощным насосом в охлажденные РСВ-танки, откуда поступает на заморозку. При наполнении емкостей судно-наливник в районе лова перегружает морепродукцию на плавбазу и дальше занимается промыслом.
Такие суда успешно зарекомендовали себя на добыче сельди иваси и скумбрии в прошлом году в экономической зоне России. И в нынешнем году мы отправили их на добычу тех же объектов. На траулерах установлены мощные двигатели марки «Вяртсиля», которые позволяют вести промысел любых видов биоресурсов, включая иваси и скумбрию. Экипажи РТМКС «Царица» и СТР «Лидер» с поставленными задачами по выпуску свежемороженой продукции справляются успешно. Суда надежные, продуктивные, поэтому руководство группы компаний планирует приобрести еще один наливник.
Ждем с ремонта из Даляня плавбазу «Царь», которая принадлежит ООО «Де-Фриз», входящему в группу компаний «ТИГР». После укомплектования экипажа, доработки технологического производства, ориентировочно в середине сентября, она уйдет в район промысла на приемку сырца от нашего флота. Из иваси, скумбрии, сайры и кальмара впервые за последние годы будем выпускать привычные для нашего населения Находки и края рыбные консервы. Это направление производства нам хорошо знакомо, главное — соблюсти все требования технологии, чтобы качество продукции было на высоком уровне.
3 Пандемия коронавируса как-то отразилась на ремонте флота за границей?
— Отечественные судовладельцы по причине запретов вынуждены переориентировать плановые ремонты флота на российский рынок, что не совсем удобно для нас. Во-первых, уже столкнулись с тем, что у отечественных судоремзаводов не хватает мощностей и квалифицированных специалистов, во-вторых, существенно увеличились сроки выполнения заказов. А это не в наших интересах. И, что не менее важно, цены на услуги в отечественных СРЗ не уступают иностранным, а порой и выше.
3 Сергей Георгиевич, с прибытием плавбазы «Царь» в район промысла хватит ли у ПАО «Находкинская БАМР» транспортных судов для обслуживания добывающего флота?
— Сегодня у нас работают три транспортника: «Балюзек», «Тигр-2» и «Фрио Мурманск». С подходом полавбазы объемы продукции, естественно, возрастут. В следующем году руководство группы компаний намерено приобрести еще одно транспортное судно.
3 Проблема физического и морального старения флота — одна из актуальных. За последние годы БАМР освободилась от многих старых траулеров, заменив их более новыми. Но некоторые по-прежнему нуждаются в модернизации. Как решается этот вопрос?
— В нынешнем году модернизация прошла на траулере «Сивинд-1», где значительно обновлены и увеличены морозильные мощности. Большая работа сделана и на перерабатывающей фабрике, благодаря чему существенно увеличены производственные мощности. Это очень дорогие мероприятия, поэтому выполняются по мере возможности.
3 В последние годы занимаетесь и добычей краба. Насколько успешно это направление?
— Работаем успешно. Добычу краба ведут две компании: ООО «Аква-Инвест» и ООО «Парус», входящие в группу компаний «ТИГР». В их распоряжении семь краболовов. Восьмой достраивается на верфи в Рыбинске, и в мае будущего года пополнит наш флот. В настоящее время пять судов находятся на промысле, два — на плановом ремонте. Освоение квот краба идет в плановом режиме. С сентября начнем осваивать камчатского краба. Планируем организовать в скором будущем передержку и оптовую продажу уже в Находке. А пока эти процедуры проходят в Зарубино, где есть специальные бассейны с охлажденной водой. Часть краболовов — «Селенга», «Старт» и «Солярис» — изготавливают продукцию в свежемороженом виде, а рыболовные шхуны «Солвейга», «Артык», «Сантана» и «Сокол» поставляют краба в охлажденном виде.
Кроме того, приобрели аукционные квоты краба-ангулятуса (стригуна), которые также предстоит освоить.
3 Планируется ли отправить флот на промысел в Чукотское море, и что там будете добывать?
— В этот промрайон мы зайдем впервые. На этом участке у нас есть квоты на добычу семи тысяч тонн минтая. Это будет экспериментальный поход. Наука утверждает, что рыба там есть, рассчитываем на хорошую рыбалку. Из других новых объектов промысла — креветка шримс (медвежонок). В качестве эксперимента в этом году купили небольшие лимиты на этот объект промысла и в августе выйдем на его добычу в водах Приморья.
3 В планах было на территории базы построить холодильник. Он уже работает?
— Береговой холодильник емкостью 12 тысяч тонн уже построили и ввели в эксплуатацию. Недавно сюда отгрузили из трюмов БМРТ «Александр Беляков» первую партию продукции. Ввод в работу холодильника стал первым звеном в создании эффективной производственно-логистической инфраструктуры. В планах на ближайшее время — построить еще один аналогичный холодильник. В рамках дальнейшего развития берегового комплекса планируется строительство рыбоперерабатывающего завода с проектной мощностью 100 тонн свежемороженой морепродукции в сутки, а также автономными очистными сооружениями и линией электропередач. Здесь будет производиться разделка и заморозка рыбы, выпуск такой продукции с добавленной стоимостью, как филе минтая, обезглавленная рыба и некоторые виды пресервов.
3 Есть ли сегодня у компании проблемы с обеспечением кадрами, в первую очередь, флота?
— К сожалению, да. По-прежнему при комплектации экипажей не хватает таких специалистов, как судомеханики всех категорий, механики-наладчики, помощники капитана по добыче, производству… Для решения проблемы ведется кадровая политика. Работаем постоянно с учебными заведениями. Несмотря на то что на судах регулярно внедряются автоматизированные процессы, труд рыбака был и остается одним из самых тяжелых. Периодически пересматриваем тарифные ставки в сторону увеличения. К примеру, сегодня зарплата матроса 1 класса при выполнении плановых показателей экипажем составляет 130 тысяч рублей в месяц. Плотно сотрудничаем с высшими и средними специальными образовательными учреждениями с целью привлечения молодых, перспективных и амбициозных выпускников.
3 Сергей Георгиевич, что пожелаете коллективу в канун Дня рыбака?
— К сожалению, из-за пандемии не будет традиционного праздника с театрализованными представлениями Нептуна и его свиты, ароматной рыбацкой ухой и массовым семейным отдыхом на берегу моря. Но будет праздничный приказ, многие сотрудники получат Почетные грамоты Агентства по рыболовству, губернатора Приморского края и Законодательного собрания Приморского края, городской думы и главы города.
Искренне поздравляю тружеников моря и их семьи, а также всех горожан с Днем рыбака! Желаю крепкого здоровья, семейного благополучия и успешных рейсов. Также поздравляю всё рыбацкое сообщество Приморского края! Удачных уловов, безопасных рейсов и теплых встреч на берегу!
Беседовал Владимир ПАНТЮХОВ
На снимке: Сергей Юртаев