Покорители морских глубин

SONY DSCООО «Морские технологии» – крупное высокомеханизированное предприятие с уникальным дноуглубительным флотом и штатом опытных квалифицированных специалистов. Главное направление – оказание услуг по дноуглублению и строительству подводной части гидротехнических сооружений. География деятельности весьма широка. Это морские порты Находка, Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Славянка, Посьет… Коллектив профессионалов из года в год успешно выполняет различные заказы на Сахалине, Курилах, Камчатке, в Татарском проливе… Свой почерк морские строители оставили и во многих странах АТР.
Возведённые с их непосредственным участием гидротехнические сооружения успешно работают десятки лет. Один из последних уникальных и технически сложных проектов – участие в прокладке по морскому дну в проливе Невельского газопровода Сахалин — Хабаровск — Тихий океан — Владивосток. Это сложнейший федеральный заказ по линии ОАО «Газпром», где «Морские технологии» были задействованы в качестве субподрядчика, и специалисты справились с заказом успешно. Сегодня по этой подводной нитке длиной в два с лишним десятка километров подаётся жидкий газ с островных нефтеплатформ на материк.
Накануне профессионального праздника – Дня строителя – мы встретились с генеральным директором ООО «Морские технологии» Евгением ГРЕБЕНЮК и попросили его рассказать о некоторых последних проектах компании.
— В последние годы технический флот был задействован на различных дноуглубительных и гидротехнических операциях. Решая важные государственные задачи по линии Росморпорта и Минатома, выполнили серьёзные заказы в морской акватории залива Америка, дноуглубительные работы в бухте Чажма, где построены огромные саркофаги по утилизации ядерных подводных лодок. Работали на строительстве морского порта в заливе Китовом, что на Курилах, отсыпке основания моста на остров Русский. Это федеральные программы. Прочные деловые отношения выстроены не только с такими крупными организациями, как ФГУ «Росморпорт», ОАО «Восточный Порт», ОАО «НК «Транснефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЕВРАЗ НМТП», но и небольшими морскими портами и стивидорными компаниями.
Некоторые наши заказы плавно перешли с прошлого на нынешний год – продолжили работы на строительстве 3-й очереди угольного терминала в порту Восточном проектной мощностью 20 млн тонн в год. Это будет самый большой угольный терминал в России, благодаря которому производственные мощности порта увеличатся в три раза, а по объёмам перевалки твёрдого топлива он выйдет на первое место в стране. Здесь мы принимали участие в искусственном образовании территории и берегообразовании, выполняли дноуглубительные работы, укладку подводных опорных берн, служащих для укрепления создаваемой территории причала и удержания всего берегообразования. Работа, конечно, не из лёгких. Крупногабаритные камни с помощью системы позиционирования «Джи-Пи-Эс» нужно было уложить на морское дно плотно, образуя жёсткое основание.
Другая часть нашего флота по линии ОАО «НК «Роснефть» работает на морских изысканиях нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в заливе Восток. Здесь с помощью 100-тонного плавучего крана бурим подводные скважины для геологических изысканий. Также принимали участие в транспортировке металлоконструкций разной конфигурации и сложности с завода «Звезда», что в Большом Камне, в ОАО «НСРЗ» для строительства танкера дедвейтом три тысячи тонн. Кстати, судно уже построено и в данное время находится на слипе завода.
В прошлом году выполнили большой объём работ по берегоукреплению и замене каменных массивов на нефтетерминале в бухте Козьмина. В нынешнем году занимались здесь установкой выдвижных трапов, а на будущий запланировано выполнить большой объём дноуглубительных и берегоукрепительных мероприятий.

— Евгений Иванович, из года в год ваш флот выполняет какие-то заказы и на Сахалине…
— В нынешнем году впервые за девять лет работы компании в обновлённом виде не принимали там никакого участия. А вот на 2015-й поступил заказ произвести очистку морской акватории сахалинского завода СПГ «Пригородное», куда заходят бункероваться сжиженным газом большие иностранные танкеры.

— Вашей компании, единственной в дальневосточном регионе имеющей уникальный флот, приходится немало работать и по такому направлению, как поддержание естественных глубин в портах Находки и Владивостока. Есть ли подобные заказы на ближайшее время?
— Ремонт, черпание, удаление с морского дна различных предметов захламления с целью поддержания проектных глубин – такие работы выполняем регулярно. В основном это небольшие заказы, но сложные по своей специфике.
Так, по заявке Росморпорта в ближайшее время предстоит основательно почистить морское дно акватории морвокзала во Владивостоке. Выполнение работ усугубляется тем, что здесь никогда не было хороших очистных сооружений, отсюда на дне бухты Золотой Рог образовались большие скопления нефте- и метанолосодержащего грунта, который относится к классу опасности 2. Можно представить, что будет, когда начнём всё это ворошить? Тем не менее Росморпорт принял решение нейтрализовать эту вредную среду.

— Где работает техфлот в настоящее время?
— К концу июля почти все наши основные контракты завершились, и сейчас большинство судов временно стоят у берега: идёт поэтапное переоснащение их для перехода на работу с малых на большие глубины, устанавливаются стрелы, ковши, палубное оборудование.

— Евгений Иванович, как на предприятии решаются вопросы модернизации?
Этим вопросам по-прежнему уделяем пристальное внимание. Из последних приобретений – итальянское технологическое оборудование, которое позволяет выполнять дноуглубление путём всасывания сыпучих грунтов и выброса их на сушу на расстояние до одного километра. Это современная технология. При минимальных затратах можно делать максимальные объёмы. Таким способом можно не только выполнять дноуглубление, но и добывать морской песок для строительной отрасли, создавать искусственные пляжи путём намыва территории для отдыхающих. Проектная мощность оборудования – пять тысяч кубометров грунта в час.
С помощью специального оборудования, установленного на судах, можем осуществлять спутниковое сканирование и мониторинг морского дна. А наш новый штанговый земснаряд теперь работает в формате 3D, благодаря чему машинист чётко видит на мониторе, какие функции под водой выполняет его ковш или грейдер. Кроме того, машина автоматически считает объём переработанного ею грунта и полученные данные в автоматическом режиме передаёт в офис предприятия.
Все наши суда оборудованы системой видеонаблюдения, с помощью которой из управления компании прекрасно видно всё, что происходит на палубе и внутри судна, в какой бы точке мира оно ни находилось. Это позволяет не только вести оперативное управление его передвижением, но и принимать конкретные решения по тем либо иным вопросам. Наши будущие потенциальные заказчики – представители солидной японской фирмы, когда побывали на шаландах и земкараванах компании, были приятно удивлены тем, насколько технически они оснащены.
И это не предел. Продолжаем внимательно следить за последними мировыми достижениями в области дноуглубительных работ и строительства гидротехнических сооружений, анализировать тенденции мирового рынка, изучать характеристики современного землеройного флота, а также всех специализированных систем и оборудования, применяемых в этой сфере деятельности. Всё лучшее из мировой практики стараемся внедрять у себя.
Последние годы компания работает стабильно и прибыльно, растёт число заказов. Всё это даёт возможность наравне с модернизацией рассматривать и вопросы увеличения флота. В частности, намерены построить ещё две шаланды и приобрести новый замснаряд. Согласно концепции развития Дальнего Востока на период до 2020 года планируем своё участие в гражданском строительстве и реализации многих федеральных программ по возведению государственных объектов морского и берегового назначения.

— Евгений Иванович, «Морские технологии», участвуя в различных тендерах, смело берутся за выполнение даже самых сложных заказов. Каков же технический и кадровый потенциал предприятия?
— Динамично развиваясь, год за годом компания последовательно наращивает производственные и людские ресурсы. В настоящее время имеем на вооружении 11 единиц технического флота: такие специализированные суда, как земснаряды для разработки грунтов любой сложности, грунтоотвозные самоходные шаланды, плавучие краны, плавкопёр, морские буксиры и катера. На Дальнем Востоке нет другой компании с таким уникальным флотом и богатейшим опытом в решении сложных государственных задач в этой области.
За последние девять лет сформировался дружный, сплочённый и работоспособный коллектив профессионалов, способный решать любые производственные задачи. В управлении трудится 30 человек, 95 процентов из которых имеют высшее техническое образование. Добрая половина окончила ДВВИМУ, ныне МГА им. Невельского. Сегодня все наши сотрудники в обязательном порядке заочно повышают свой образовательный уровень в разных вузах гидротехнического строительства. К примеру, заместитель генерального директора по производству Руслан МУХТАРОВ, не единожды ходивший в рейс начальником каравана, учится в ДВФУ. Рука об руку с молодёжью трудятся в управлении опытные специалисты, возраст которых уже свыше 80 лет. Это наши уважаемые ветераны Михаил Николаевич ОВЕЧКИН и Галина Алексеевна АЛЁХИНА.
Накануне профессионального праздника хотелось также отметить инженеров Вениамина КОЗЫРЕВА и Игоря МАКЕДОНОВА, которые занимаются восстановлением флота, установкой нового технологического оборудования на суда и совершенствованием производства, ведущих специалистов компании Александра ЗАЛИЗСКОГО и Александра КРАМАРЕНКО, Эмму Александровну МАСЛЁХУ, отдавшую компании более полвека и недавно ушедшую на заслуженный отдых, всех ветеранов бывшего Дальтехфлота. У нас работают и прекрасные капитаны судов. Среди них Виктор КУЛЫГИН, капитан-багермейстер, который совмещает должность судоводителя с профессиональными навыками по дноуглублению.

Искренне поздравляю коллектив «Морских технологий», их семьи, и, конечно же, всех строителей Находки
с их профессиональным праздником!
Желаю крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия. Огромное спасибо за ваш нелёгкий труд на благо нашей компании.
Поздравляю с Днём строителя всех наших партнёров по бизнесу.
Успехов всем и финансового благополучия!
Евгений ГРЕБЕНЮК

Записал Владимир ПАНТЮХОВ
Запись опубликована в рубрике Наш город. Добавьте в закладки постоянную ссылку.