Поменьше пыли, стивидоры

SONY DSCВ администрации Находки прошло совещание с участием представителей стивидорных компаний округа, федеральных служб Росприроднадзора и Роспотребнадзора, правоохранительных органов и группы неравнодушных граждан. Речь шла о принятии дополнительных мер местными терминалами к уменьшению выбросов угольной пыли в окружающую среду. Провёл совещание первый заместитель главы городского округа Борис ГЛАДКИХ.


Он сообщил, что за минувший год находкинские терминалы переработали 86,5 миллиона тонн угля. Находка по объёмам перевалки грузов обогнала Санкт-Петербург и вышла на второе место в стране после Новороссийска. Лидирующую позицию в отгрузке твёрдого топлива занимает АО «Восточный Порт», переработавшее за прошлый год 22,7 млн тонн. Акционерное общество завершает строительство третьей очереди угольного терминала. Введение её в эксплуатацию позволит ему увеличить перевалку до 39 млн тонн в год.
Продолжают наращивать темпы перевалки и другие компании. К примеру, ЗАО «Дальмормонтаж» переработало за минувший год 810 тысяч тонн, где также отмечается существенный прирост объёмов по отношению к предыдущему году.
Переработкой угля через причалы торгового порта Находка занималась ещё в конце 70-х. На тот момент это было единственное предприятие с такой спецификой работы, поэтому остро вопрос по угольной пыли в городе ещё не стоял. В 1978 году вступил в эксплуатацию специализированный угольный комплекс в порту Восточном. А в 90-х, с ухудшением экономической ситуации в стране, многие находкинские предприятия, имеющие морские причалы, переоборудовали их под перевалку твёрдого топлива.
Спрос на этот груз в странах Юго-Восточной Азии постоянно растёт. Так, появились новые терминалы на территории Приморского завода, жестянобаночной фабрики и т. д. Сегодня экономическая ситуация по экспортному твёрдому топливу помогает стивидорным компаниям удержаться на плаву, что обеспечивает поступление налогов в бюджеты всех уровней.
Экспортный уголь — источник жизни для нашей территории, и ставить вопрос о закрытии угольных терминалов нельзя. Находка — важный транспортный узел, и мы будем прилагать все старания к тому, чтобы развивать его возможности. Сегодня есть все основания для того, чтобы в ближайшие годы увеличить грузооборот угля через наши порты в два с лишним раза. Другое дело — вопросы экологической безопасности. Совместными усилиями органов местной власти и стивидорных компаний нужно постараться найти эффективные пути к решению этой проблемы, чтобы выбросов угольной пыли в окружающую среду стало значительно меньше, — подчеркнул Борис ГЛАДКИХ.
За 2014 год в муниципальные органы власти и контролирующие структуры поступило пять жалоб от населения на работу угольных предприятий, за прошлый год — четыре, и три жалобы — с начала текущего года. Представители инициативных групп на совещании обратили внимание на факты загрязнения воздуха и территорий вблизи угольных терминалов. С этими доводами вполне согласны и представители контролирующих органов.
В свою очередь, стивидорные компании принимают различные меры по снижению уровня загрязнения воздуха. К примеру, в АО «Восточный Порт» специализированная техника на перегрузочных комплексах оснащена системой орошения, позволяющей значительно снизить выбросы угольной пыли в окружающую среду. В зоне вагоноопрокидывателей работает аспирационная система, действуют установки для очистки воздуха и сточных вод. Ко времени вступления третьей очереди угольного терминала планируется создать многоуровневую систему фильтрации.
Серьёзная работа в этом направлении ведётся и в компании ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт», грузооборот которой за минувший год составил 9,3 млн тонн. На предприятии регулярно проводится мониторинг воздуха, для пылеподавления используются пожарные гидранты и водяные пушки, каждую смену две поливочно-моечные машины поливают дороги и проезды внутри терминала и на прилегающей территории жилого микрорайона Астафьева. На причалах № 71 и № 72 возведены защитные сооружения, ограждающие угольные склады с трёх сторон. Проектируется строительство пылезащитного экрана, разработан проект по переводу производства на закрытый способ перевалки угля, который в настоящее время находится на утверждении в управляющей компании. Также планируется строительство закрытого вагоноопрокидывателя, что в совокупности должно принести значительный эффект в улучшении экологической обстановки.
К закрытому способу перевалки твёрдого топлива стремятся и в компании «Терминал Астафьева», переработавшей за прошлый год чуть более полутора млн тонн в направлении Индонезии, Китая, Тайваня и Индии. Проектом предусмотрено строительство уникального экологически чистого терминала. Но в силу экономических возможностей реализация этих новаций продвигается с большим трудом. По словам представителя компании, окончательно этот вопрос должен быть решён в первой половине 2018 года. С другой стороны, мало где в мире сегодня имеются закрытые способы перевалки угля — это очень дорогостоящая технология. К примеру, морские порты Шанхая перерабатывают до 140 млн тонн угля в год, и всё открытым способом.
Учитывая ситуацию, представители контролирующих органов предложили властям города организовать проверку экологической безопасности и работы очистных сооружений ряда угольных терминалов. А также порекомендовали стивидорам принять дополнительные меры по снижению выбросов пыли в атмосферу.

Владимир ФЁДОРОВ
Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.