Последний полет Александра Карташова – «главное, чтобы была память…»

…День выдался по-осеннему ненастным – в Находке лил проливной дождь, а в бухте Шепалово ветер, срывая с небес крупные капли, разгонял сгущающиеся тучи. Легкая осенняя грусть передалась и нам – участникам открытия памятника летчику авиационного гарнизона Унаши Александру Петровичу Карташову, который 8 декабря 1969 года не вернулся из учебного полета.

Краеведы и родоведы Находки, Врангеля, Золотой Долины, Владимиро-Александровского, Фокино с готовностью откликнулись на приглашение принять участие в торжественной церемонии, организованной хранителем общественного музея на базе отдыха «Этюд» Анатолием Александровичем КОЛОДЬКО, летчиками Золотой Долины и другими энтузиастами.

…День выдался по-осеннему ненастным – в Находке лил проливной дождь, а в бухте Шепалово ветер, срывая с небес крупные капли, разгонял сгущающиеся тучи. Легкая осенняя грусть передалась и нам – участникам открытия памятника летчику авиационного гарнизона Унаши Александру Петровичу Карташову, который 8 декабря 1969 года не вернулся из учебного полета. Краеведы и родоведы Находки, Врангеля, Золотой Долины, Владимиро-Александровского, Фокино с готовностью отклик-нулись на приглашение принять участие в торжественной церемонии, организованной хранителем общественного музея на базе отдыха «Этюд» Анатолием Александровичем КОЛОДЬКО, летчиками Золотой Долины и другими энтузиастами.

Анатолий поведал, что мысль увековечить память летчика и его боевого товарища – самолета Су-15 – принадлежала ему. Останки истребителя-перехватчика, почти полвека пролежавшего на берегу моря в районе мыса Лисученко, показал известный в крае исследователь Владимир ДАВЫДОВ. Увиденное поразило: от самолета остались шасси, макеты ракет и несколько мелких кусков алюминия, остальное люди растащили на металлолом и сувениры. «Меня потрясла мысль, что пройдет еще полгода-год и от самолета не останется ничего, и люди забудут об этой авиакатастрофе. Главное, чтобы была память!», отметил он. По странной случайности через пару месяца исполнится ровно 50 лет с момента страшной трагедии – вот такой печальный юбилей.
Анатолий Александрович был немногословен и вскоре перешел к церемонии открытия Памятного камня (как он сам его назвал). Ярко-желтый парашютный шелк легко пошел вверх, обнажив глянцевую поверхность гранита. И нашему взору представился несколько необычный мемориал: на серой плите — фотография летчика Александра КАРТАШОВА, две таблички и над плитой — стремящий в небо макет самолета Су-15. Чуть ниже изображения пилота на золоте черными буквами надпись: «Они погибли 08.12.1969 у камня Сивуч в районе мыса Лисученко, исполнив свой воинский долг». Внизу, у основания камня, на небольшом постаменте – вместо привычного вазона – искореженный взрывом фрагмент погибшего самолета.
Участники церемонии под грозные порывы надвигающейся стихии и глухие мерные удары музейного колокола почтили память безвозвратно ушедших минутой молчания.
К слову сказать, гранитный блок для Памятного камня предоставил Восточный порт, а обработал и привел его в надлежащий вид сам хозяин базы «Этюд». Изучая историю каменоломен бухты Врангеля, жизнь камнетесов, их инструменты, он научился рубить и обрабатывать местный гранодиорит. Кроме того, Анатолий Александрович отдал порту многие годы своей энергии, сейчас он на заслуженном отдыхе, но связь с коллегами не потеряна.
В то время пока хранитель музея под открытым небом занимался техническими вопросами установки памятника, родовед Андрей Иванович ВЕПРЕНЦЕВ собирал недостающую информацию. Во-первых, нужно было найти фотографию погибшего летчика, во-вторых, понадобились факты из его биографии. И третье, чем озаботились поисковики, – это исследование родственных связей. Андрей учился вместе с дочерью Александра КАРТАШОВА – Еленой, и он хорошо помнит семью КАРТАШОВЫХ – супруга летчика работала в школе учительницей. Поиски велись в разных направлениях: были сделаны запросы в архивы, размещены объявления в соцсетях, разосланы письма коллегам. Через социальные сети следопыту удалось раздобыть фотографию погибшего пилота, а из Центрального архива МО РФ г.Подольска пришла архивная справка, в которой были указаны некоторые биографические данные.
Андрей ВЕПРЕНЦЕВ — представитель 47-го истребительного авиационного полка, майор в отставке, его детство прошло в гарнизоне Унаши (Золотая Долина). Возможно, именно поэтому ему эта тема так близка: «Когда учился в 9 классе, произошло трагическое событие, которое потрясло всех жителей гарнизона, – авиационная катастрофа самолета Су-15, пилотируемого летчиком полка Александром Петровичем КАРТАШОВЫМ. Шел декабрь 1969 года, который выдался на редкость морозным и ветреным. В те времена в строевых частях МО СССР с 1 декабря начинался новый учебный год и проводилась командирская подготовка. Проходило интенсивное переучивание на новейший самолет Су-15, который поступил в полк «Унаши» весной 1969 года. 8 декабря командир авиационного звена капитан Александр КАРТАШОВ выполнял плановое упражнение – перехват учебной цели. Перехват происходил в море, в районе мыса Поворотный.
Трагедия развернулась, когда после постоянного напряженного внимания в тубус радиолокационного прицела, после выполнения перехвата Александр обнаружил, что горит лампочка с надписью 650 кг (это аварийный остаток топлива). На высоте десять тысяч метров двигатели встали, о чем пилот доложил руководителю полетов. Двигатели работали в режиме ротации, затем на высоте 8800 метров летчик произвел запуск на остатках топлива. В районе мыса Лисученко он сделал разворот, двигатели окончательно встали, и машина начала падать. На высоте 1000 метров летчик катапультировался в условиях сильного ветра и тридцатиградусного мороза. Его отнесло на 5 километров в море, а самолет спланировал на землю практически без повреждений. В течение часа из морской авиации КТОФ с.Новонежино на место падения прибыл вертолет, не оборудованный средствами спасения. Когда спасатели вернулись во второй раз, то ни летчика, ни спасательной лодки на воде уже не было. Могилой для Александра Карташова стала пучина Японского моря».
Ответ на вопрос, почему же произошла трагедия, волнует Андрея ВЕПРЕНЦЕВА до сих пор. Тем более что ровно год спустя судьбу Александра КАРТАШОВА повторили его сослуживцы — летчики полка ГРИГОРЬЕВ и ТОНКИХ, которые столкнулись при выполнении перехвата. А 24 апреля 1984 года Виктор ГОЛУБЕВ при выполнении перехвата, упав с высоты 1500 метров, столкнулся с поверхностью моря. У майора в отставке есть несколько логичных объяснений: первое — заправка топливом происходила в условиях аномального холода и машину КАРТАШОВА просто недозаправили на 2 тонны; второе – особое устройство радиолокационного прицела, которое очень сильно сокращало сектор обзора, и авиатор просто не мог быстро сориентироваться в обстановке.
Вскоре после авиакатастрофы жена Александра КАРТАШОВА с детьми покинула гарнизон и переехала под Ленинград, в Красное Село. И вот, к радости исследователей-родоведов, был найден ее адрес проживания — на данный момент ей 85 лет. Дочь Лена умерла от инфаркта, а сын Андрей жив, проживает в Ленинградской области.
После истории, рассказанной Андреем ВЕПРЕНЦЕВЫМ, у собравшихся нашлись теплые слова в адрес радушного хозяина базы «Этюд». С небольшими сообщениями и уточнениями выступили: Владимир ДАВЫДОВ, Василий МОКРЕНОК, Татьяна МОТОРИНА и другие.
Пришло время для возложения цветов и общей фотографии. Атмосфера легкой грусти витала над местом установления Памятного камня, у подножия сопки с вековыми дубами, именно здесь, в тихом райском месте у озера, и будет храниться память ушедших героев, которые защищали восточные рубежи нашей родины…
Можно сказать, что это событие стало знаковым, ведь в наших приграничных краях установленных летчикам монументов – по пальцам пересчитать. А это часть истории нашей малой родины.
По окончании церемонии Анатолий КОЛОДЬКО провел интереснейшую экскурсию по базе отдыха «Этюд». Показал и рассказал об удивительных экспонатах и свидетельствах жизни и быта наших предков от времен Бохая, первых поселенцев этих мест, и до наших дней. Оказалось, что вся территория базы – это музей под открытым небом. Остатки старой каменоломни, различного назначения жернова и многое, многое другое.

Председатель клуба «Находкинский родовед»
Ольга ГОРЕЛОВА

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.