Почти миллиард рублей направили в 2020 году на обеспечение образовательного процесса в школах и детских садах Приморья.
На вопросы о том, кто решает, на что потратить выделенные деньги, должны ли родители платить за рабочие тетради и учебники, а также на какую помощь от государства могут рассчитывать мамы и папы, воспитывающие детей-инвалидов, отвечает первый заместитель министра образования Приморского края Ирина БУШМАНОВА.
– Ирина Олеговна, подскажите, какие средства выделяются на обеспечение образовательного процесса в школах и детских садах края?
– Согласно действующему федеральному законодательству полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса – полномочия субъекта. Их исполнение министерство образования Приморского края осуществляет через передачу средств субвенции муниципалитетам. В 2020 году на обозначенные цели было направлено 246,4 миллиона рублей детским садам, 692,1 миллиона рублей – школам
Средства, которые получает то или иное учреждение, рассчитываются по количеству обучающихся или воспитанников. Сумма, которую направляют на одного ребенка, зафиксирована в краевом законодательстве. К примеру, на одного учащегося первого-четвертого классов выделяют 2696 рублей, пятого-девятого – 3681 рубль, 10-11 класса – 4594 рубля. На воспитанника детского сада полагается 2815 рублей. Данная сумма ежегодно индексируется.
Основным направлением расходов в школах являются учебники, компьютерное оборудование, школьная мебель, программное обеспечение, средства обучения и прочие, в детских садах – игры, игрушки, краски, пластилин, карандаши. Возможно также приобретение игрового и учебного оборудования, компьютерных классов – в общем всего, что необходимо для образовательного процесса. Покупка хозяйственных средств за деньги из краевого бюджета категорически недопустима.
– Почему в одних школах, порой, можно увидеть новое оборудование, недавно купленную мебель, а в других может быть все старое и потрепанное. На каком уровне принимаются решения по обновлению материально-технической базы?
– Потребности, приоритеты определяют сами образовательные учреждения. Директора школ и заведующие детскими садами решают, что приобрести в первую очередь. И я считаю, это правильный подход, поскольку руководители на местах полностью владеют ситуацией и знают, в чем существует потребность в настоящий момент. Только руководитель учреждения в соответствии с планом развития своей школы или садика, с учетом потребностей всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей, расставляет для своего учреждения приоритеты по годам в части оснащения.
– А должны ли родители платить за что-то в школе? Как реагировать, если, к примеру, требуют деньги на рабочие тетради для детей, замену окон в ученических классах?
– У образовательных учреждений имеется достаточно средств для обеспечения дошкольников и школьников всеми средствами обучения, в том числе учебниками и рабочими тетрадями, если в них есть необходимость. Установление каких-либо денежных взносов, сборов и других форм материальной помощи в принудительном и обязательном порядке не допускается как для закупки канцелярии, инвентаря, оборудования и всего, что необходимо для образовательного процесса, так и для покрытия расходов на содержание недвижимого имущества школ и детских садов, в частности, косметический или капитальный ремонт зданий, установку или замену систем освещения, отопления или водоснабжения. Привлечение средств родителей возможно только на добровольной основе на счет учреждения.
– Оказывает ли государство какую-либо финансовую помощь родителям, которые воспитывают детей-инвалидов? Собрать такого ребенка в школу особенно дорого.
– В октябре текущего года региональные власти приняли постановление «О размере и порядке выплаты компенсации затрат родителям (законным представителям) детей-инвалидов, обучающихся по основным общеобразовательным программам на дому, в Приморском крае». Согласно этому документу, компенсация затрат на образование производится родителям в размере фактически произведенных затрат, но не более 10 тысяч рублей в год. Выплачивается эта мера поддержки одному из родителей или законному представителю ребенка-инвалида или инвалида старше 18 лет, обучающихся на дому, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации.
– Еще один важный вопрос – ремонт школьных спортзалов. Средства на эти цели выделяются, в том числе и из федерального бюджета. Какая работа ведется в данном направлении?
– На сегодняшний день ремонт школьных спортзалов осуществляется за счет средств субсидии из федерального бюджета в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Всего в период с 2017 по 2020 год в крае привели в порядок помещения для занятия физической культурой в 30 учреждениях, расположенных в сельской местности. Кроме того, мы оснастили спортивным оборудованием и инвентарем четыре стадиона, создали семь школьных спортивных клубов. На эти цели было направлено более 91 миллиона рублей.
– В 2021 году эта работа продолжится?
– Разумеется. В следующем году новые спортивные залы должны получить и другие школы края.
Общий объем финансирования составит более 27 миллионов рублей. При этом 23,9 миллиона рублей направят из федерального и 3,3 – из краевого бюджета.
– В условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, когда часть уроков рекомендуется проводить в дистанционном формате, особенно актуальным становится и вопрос оснащения школ компьютерным оборудованием. Обновляется ли оно со временем?
– Министерством образования Приморского края подана заявка на участие в конкурсном отборе на оснащение образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в 2021-2022 годах. По итогам конкурсного отбора Приморский край в период 2021-2023 годов на указанные цели получит 739,3 миллиона рублей для оснащения 459 образовательных учреждений оборудованием.
Вместе с тем хочется особенно подчеркнуть, что каждая школа вправе самостоятельно обновлять материально-техническую базу в рамках выделяемых субвенций, о которых я говорила ранее. Средства предназначены для покрытия учебных расходах в муниципальных образовательных учреждениях.
– Родители могут как-то отследить, на какие цели то или иное учреждение направляет средства субвенции, или это секретная информация?
– Это ни в коем случае не секретная информация. Напротив, министерство образования Приморского края настоятельно рекомендует всем управлениям образования в муниципалитетах и самим образовательным учреждениям размещать в открытом доступе, на информационных стендах и сайтах организаций сведения о том, когда и какие суммы субвенций из краевого бюджета ими были получены, на какие цели потрачены. Мы считаем необходимым, чтобы каждый родитель при желании могут без труда найти и изучить такую информацию.
– Вернемся к вопросу о компьютерах. То, что они есть в школах – хорошо. Но не всегда все необходимое оборудование есть в семьях ребят. Как решается этот вопрос? Не рассматривалась ли, к примеру, возможность передачи списанных компьютеров тем, кто в них нуждается?
– Для организации дистанционного обучения с марта по май 2020 года руководителям школ рекомендовалось передавать компьютерное оборудование во временное пользование ребятам, у которых отсутствует необходимая техника, что и было сделано многими школами. Передавать списанную аппаратуру нецелесообразно, поскольку к моменту списания, как правило, она или находится в нерабочем состоянии, или очень сильно устарела и не соответствует современным требованиям.
– Школы ежегодно получают средства из краевого бюджета на обновление материально-технической базы. Подскажите, а как обстоят дела с приморскими колледжами?
– Этот вопрос находится на особом контроле у региональной власти. Обновление материально-технической базы краевых профессиональных образовательных учреждений осуществляется как за счет средств краевого бюджета, так и с привлечением федерального финансирования. Еще в 2018 году была проведена модернизация более половины колледжей на сумму почти 250 миллионов рублей. Было приобретено современное учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование, соответствующее высоким международным стандартам WorldSkills.
Второй год подряд в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы», направленного на повышение конкурентоспособности профессионального образования, проводится оснащение специальных мастерских для подготовки к чемпионатам и проведению демонстрационных экзаменов по стандартам WorldSkills.
Кроме того, из краевого бюджета осуществляется софинансирование вузовских структур, которые готовят молодых специалистов со средним профессиональным образованием. В 2020 году средства получают ВГУЭС и ДВФУ, на 2021-й также планируется направить средства ВГУЭС, который выиграл оснащение мастерских в рамках проекта «Молодые профессионалы»
В соответствии с поручением губернатора Приморского края Олега КОЖЕМЯКО в Приморском политехническом колледже сейчас также проводится капитальный ремонт и переоборудование учебных лабораторий и кабинетов по направлению «Строительство». Позже здесь планируется организовать онлайн-занятия с привлечением специалистов ведущих образовательных организаций страны, располагающихся в Москве и Казани.
Пресс-служба правительства Приморского края