Находкинского психолога и директора частного детского сада «Мастерская детства» Екатерину СТЕБЛИНУ отличает гуманистический подход к своим клиентам и воспитанникам. Поняв, что педагогика ее призвание, Екатерина однажды сделала выбор и никогда об этом не жалела.
— Екатерина, давайте начнем с фактов вашей ранней биографии?
— Я родилась во Владивостоке, до восьми лет жила в этом городе. Потом родители решили переехать в Нижний Новгород. В детстве была достаточно активным и чувствительным ребенком, склонным к анализу, мне очень нравились люди. Занималась танцами, помогала воспитывать младшего брата. В старших классах увлеклась графологией — изучением характера человека по его почерку, были целые теории на этот счет.
— Как правило, никогда не ошибаетесь?
— У меня нет задачи — «не ошибиться». Когда ко мне приходит клиент, моя задача помочь ему в собственном поиске.
— Какое образование вы получили?
— В Нижнем Новгороде, окончив школу, получила среднее специальное образование. Должна была стать филологом, поскольку очень любила русский язык и литературу. Поступила на вечернее отделение в Нижегородский государственный университет им. Лобачевского (ННГУ), параллельно работала в детском приюте. Поработав с детьми, я поняла, что выбрала не ту профессию.
— Что больше всего за два года учебы разочаровало на факультете русской филологии?
— На третьем курсе узнала, что психология и педагогика будут на последнем курсе, и всего полгода. Очень разочаровалась, хотя училась хорошо. Могла бы стать учителем русского языка и литературы, но больше хотелось работать именно как воспитатель. Я ушла из университета и поступила в педагогический колледж.
— Не пришлось жалеть об этом?
— Три года учебы в колледже были лучшими в моей жизни, я окончила его с красным дипломом. Там меня научили работать с детьми. Училась на дневном отделении и одновременно работала воспитателем в частных и государственных детских садах, получила огромный опыт.
— Когда вы переехали в Находку?
— Мне было 22 года, я работала в частных детских учреждениях, проводила занятия для малышей. Потом уехала в Нижний Новгород, где решила выучиться на психолога. Училась дистанционно в филиале Современной гуманитарной академии (СГА теперь закрыта в Находке). Специально выбрала его, потому что в филиал в Нижнем Новгороде легко можно было перевестись и доучиться. После защиты диплома в Москве вернулась в Находку.
— С чего началась работа в новом качестве?
— Открыла частный детский сад, который действует и сейчас. Это не простой, но интересный опыт. Наряду с частной практикой регулярно уезжала повышать квалификацию психолога на специализированных курсах в Москве и Петербурге.
— Вам понравилось жить в Находке?
— Нижний Новгород не стал для меня родным городом, хотя я его и люблю, там живут мои родственники. Не очень люблю крупные города, но жизнь меняется не только вокруг нас, а и внутри нас. Мы выбираем себе город, соответствующий нашему внутреннему состоянию.
— Расскажите об экзистенциальной терапии, которую вы практикуете как психолог?
— Это направление длительной терапии, очень развитое на Западе. Подход к пациенту бережный и аккуратный, но долгий. Здесь человек излечивается не через техники, приемы и упражнения, а в ходе диалогов с с психологом обо всем, что окружает, тревожит, волнует, радует человека. Тогда появляется возможность поменять то, что не устраивает. Экзистенциальная терапия направлена на улучшение качества жизни. Я работаю с детьми, подростками, взрослыми и семьями.
— Какой основной возраст ваших клиентов?
— От 30 до 40 лет. Сейчас уже приходят и 25-летние, что удивительно. Я им даже завидую, была бы у меня в 25 лет возможность прийти к психотерапевту…
— Есть ли у терапевта универсальное правило при работе с клиентом?
— Одно из самых важных правил — терапевт должен быть готов к изменениям, если хочет, чтобы изменился его клиент.
— Четыре года назад вы открыли частный детский сад «Мастерская детства». Расскажите о том, как всё начиналось.
— После участия в открытии одного из детских садов в Находке, решила открыть свой бизнес. С партнером Марией открыли детский центр. Сначала это было маленькое помещение, потом разрослись до коттеджа на улице Школьной. Теперь переехали в новое здание, бывшее помещение лицея ИТиБ. У нас определенное направление, которое понятно не всем, — гуманистический детский сад. Так как я гуманистический психолог, сад является просто продолжением моей идеи.
— В чем она заключается?
— В том, что каждый имеет право на счастливое детство. Для этого рядом с ребёнком должны быть понимающие взрослые. Имея опыт работы детским психотерапевтом и психологом, я видела, через что травмируются дети и что потом происходит с ними.
— Вы принимаете детей с особенностями в развитии?
— Изначально инклюзия (работа с детьми с инвалидностью) не была нашим профилем. Сейчас мы помогаем таким детям научиться жить с этим ограничением.Эмоциональные и физические травмы у всех детей очень похожи. Ребенок аутист и ребенок агрессивный — у одного есть диагноз, у другого нет. Но одинаково сложно работать с обоими, к ним нужен особый подход. В таком ключе оказалось легче взглянуть на проблему. Идея о том, что все дети имеют равные возможности, стала оправданной.
— В чем нуждаются воспитанники?
— Важно предоставить ребенку среду для развития и любящего взрослого. Вот и всё. А это очень сложно. Зачастую в обычном саду дети не имеют такой возможности, педагог не способен, чаще всего ему некогда найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
— В чем главная особенность вашей программы, по которой вы обучаете сотрудников?
— В гуманистической педагогике не применяются никакие виды насилия — ни эмоциональное, ни физическое. Вы спросите, как же тогда проявлять родителям и педагогам свою здоровую власть по отношению к ребенку? Я учу, как это делать грамотно, так, чтобы личность развивалась. При этом полноценно. Гуманистический сад — это отнюдь не место, где «всё можно». Мы показываем через отношение педагогов людям, приходящим к нам, что у ребенка такие же права и возможности, как и у всех. Дети могут развиваться в соответствии со своими возможностями, а они, поверьте, огромные! Наша задача — узнать о ребенке и помочь ему расти и развиваться.
— Ваши ближайшие планы?
— Продолжать профессиональную практику, изучить новые вещи, учить и учиться новому. Хочу, чтобы детский сад хорошо работал.
— Ваш девиз?
— Боли не избежать, но страдать от нее не обязательно.
— Ваши пожелания для наших читателей?
— Стремиться к счастью, и не ожидая потрясений от жизни, прожить ее по максимуму!
Беседовал Сергей ПЛЯСОВ