10 февраля Министерство иностранных дел России в 21-й раз отметило День дипломатического работника. В этом году он, тем более примечателен, что совпадает со 100 — летним юбилеем основания территориального органа министерства в Приморском крае.
О празднике, перспективах и особенностях современных международных отношений рассказал руководитель представительства – посол по особым поручениям Андрей БРОВАРЕЦ.
– Андрей Петрович, расскажите коротко об исторической подоплеке сегодняшнего праздника.
– 10 февраля 1549 года впервые упоминается созданный царем Иваном IV Грозным Посольский приказ, который на тот момент включал всего 17 подьячих и несколько переводчиков. Постепенное повышение роли страны в европейских и азиатских делах привело к усложнению функций ведомства и появлению в начале ХIX века привычного для современного слуха названия – министерство иностранных дел. Посольский приказ также является предтечей современных российских средств массовой информации, поскольку именно там в 1600 году начали издавать первую в России рукописную газету «Куранты».
– А теперь то же самое, но про 100-летний юбилей представительства МИД во Владивостоке.
– В феврале 1923 года с целью содействия выводу молодой Советской России из международной изоляции во Владивостоке было основано Управление уполномоченного Народного комиссариата иностранных дел СССР (НКИД). Тогда, по нашим сведениям, здесь находились генеральные консульства Германии, Китая, Японии и Чехословакии.
Дальнейшая история представительства в полной мере отображает неоднозначную и бурную историю России ХХ века. У нас сохранились некоторые биографические данные. Двое руководителей представительства периода трудных 20-х начинали карьеру в среде подпольных анархистских движений юга России. Шесть человек были репрессированы в 30-е. Один – занимал должность заместителя политсоветника в Союзном Совете для Японии от СССР в 40-е и 50-е. Ряд дипломатов дослужился до ответственных постов послов в Аргентине, Сомали, генеральных консулов в Китае, Румынии, Конго в 60-е и 70-е, а также оставили след на литературном и преподавательском поприще.
– Обычно дипломатия ассоциируется с «высоткой» МИДа и Москвой. Какая дипломатия может быть во Владивостоке?
– Помимо того, что здесь расположено одно из старейших территориальных представительств МИД, Владивосток занимает четвертое место по стране (после Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга) и первое в ДФО по числу иностранных консульских представительств. Даже с учетом закрытия генерального консульства США.
В 2020 году у нас начали работу два новых почетных консула – Индонезии и Филиппин, в 2021 году – Испании и Франции. Из Хабаровска переехало отделение посольства Республики Беларусь. В 2022 году открылось торговое представительство Монголии. На очереди стоит учреждение поста почетного консула Мьянмы, премьер-министр которой посетил Владивосток в сентябре 2022 года.
Владивосток – уникальное пересечение торговых и культурных путей, двух равнозначных культурных пластов – европейского и азиатского. Это дает возможность ощущать себя максимально комфортно людям самых разных национальностей. Для многих из них Приморье стало родным домом, куда хочется возвращаться снова и снова.
– Раз уж вы сами упомянули закрытие генерального консульства США…
– Оно, кстати, было достаточно неожиданно обставлено. Американская сторона уведомила российскую, что закончился срок аренды здания генконсульства, и ключи возвращены владельцу. Значит ли это, что итоговый вердикт «закрыто» повис в воздухе – вопрос для размышлений.
– Как Вы лично оцениваете перспективы международных связей Приморского края в контексте современной ситуации?
– Работающие во Владивостоке иностранные бизнесмены, деятели культуры, дипломаты представляют, не побоюсь этого слова, мировые цивилизации, которые издревле отличались самобытностью, самостоятельными суждениями и подходами к выстраиванию своей судьбы. Поэтому лишь единицы из них готовы безоговорочно следовать приказам откуда бы то ни было. В том числе из Вашингтона. Для остальных менторский тон Соединенных Штатов, которые (и только которые), якобы, имеют право диктовать миру правила, является неприемлемым по целому ряду причин. В этой связи уверен, что в международной жизни Приморского края будет и далее преобладать прагматизм и конструктивный подход.
Более того, как вы могли видеть из примера выше – даже США не «жгут все мосты». Это «привилегия» не субъектных государств, которые в попытках выслужиться пытаются быть «святее Папы Римского».
Поэтому ожидаем существенный качественный и количественный рост контактов в 2023 году. В пользу этого говорят и торгово-инвестиционная статистика, и резкий старт в январе делегационных обменов, и, собственно, сами западные эксперты, оценки которых применительно к Приморью мы периодически публикуем в нашем Telegram-канале.
– Расскажите о каких-нибудь курьезных случаях, связанных с работой или международной практикой?
– Пример на злобу дня. Как вы знаете, ряд стран в последнее время полюбил накладывать санкции. Порой, складывается впечатление, что теперь это основной (и единственный) инструмент их международной политики. Мы часто отвечаем, что такие санкции политически ангажированы и не обоснованы. Однако, что это значит на практике? Применительно к Приморью последние пару лет мы сталкивались с ситуациями, когда персональному преследованию подвергались люди, которые много лет, как умерли. Или длительный период несуществующие организации. Или «наказание» шло за действие, которое было совершено до вступления в силу ограничительного международного акта. Про доказательства я вообще молчу.Понимаете? Наших западных коллег в принципе перестала заботить правдивость, обоснованность и доказательность предпринимаемых шагов. Санкции ради санкций. Иллюзия контроля.
Другой пример из разряда мистических совпадений. Когда в 2005 году во Владивостоке открывалось Генеральное консульство Украины, в ходе торжественной церемонии внезапно упал украинский флаг, а магнитофон «зажевал» кассету с гимном. В итоге генконсульство просуществовало у нас лишь несколько лет и стало своеобразным «антирекордсменом» по длительности работы, что странно, учитывая большое количество приморцев с украинскими корнями.
– Чем для представительства был примечателен прошедший 2022 год?
– Конечно, в первую очередь, завершением многолетней процедуры передачи индийской стороне для нужд генерального консульства земельного участка и здания по адресу Уборевича, 25, где раньше размещался Владивостокский институт международных отношений, а еще ранее – Восточный факультет ДВГУ. Место, так сказать, «намоленное» многими поколениями студентов и преподавателей-международников. Надеемся, что для индийской стороны оно станет точкой нового старта в части развития двусторонних связей.
Кстати, раз уж мы затронули имущественную тематику – в 2022 году начались работы и китайской стороны по ремонту нового большого здания на улице Всеволода Сибирцева, куда планирует переехать генеральное консульство КНР. Как говорил Михайло Ломоносов, впервые сформулировавший закон сохранения энергии: «Если где-то убыло, значит, где-то прибыло». Пока одни уходят, другие расширяют свое присутствие.
– Что бы вы хотели сказать жителям Приморского края и, возможно, иностранным коллегам в свой профессиональный праздник?
– Уважаемые читатели! Мир гораздо шире навязываемых штампов и навешиваемых ярлыков. Несмотря на преобладающий в западном мире американский дискурс, реальность, в которой мы живем, сложнее, многограннее и интереснее. Колесо истории совершило полный оборот, и сейчас перед нами встали схожие, как и 100 лет назад, задачи – преодоление попыток изоляции России.
Мы все вместе справились тогда, справимся и сейчас. И это не пустая бравада. Наши ценности и установки – суверенитет, неделимая безопасность для всех, мир, основанный на международном законодательстве, а не правилах, – разделяет подавляющая часть азиатских партнеров. Они нацелены на сотрудничество. Мир меняется, и меняем его мы. Своими делами, поступками, словами.
-10 февраля хочу пожелать, чтобы каждый стал чуть-чуть дипломатом ради одного общего большого дела!
Пресс – служба правительства Приморского края
Фото — Представительство МИД РФ во Владивосток