РУССКИЕ МОРЯКИ ВРАГУ НЕ СДАВАЛИСЬ

Памяти участников Цусимского сражения

100День 14 мая 2016 года в России прошел, увы, по традиции буднично. Редкое печатное издание напомнило, что 111 лет назад, в 1905 году в этот день началось самое крупное морское сражение XX века между военно-морскими силами России и Японии. Между тем и в наши дни важно помнить сегодняшним потомкам о мужестве и героизме, проявленном в морском бою матросами и офицерами Военно-морского флота царской России. Архивные материалы позволяют восстановить грозные события вековой давности.


Военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке

К концу XIX века международная обстановка на Дальнем Востоке характеризовалась усилением борьбы империалистических государств за господство на Тихом океане и раздел Китая. Здесь сталкивались захватнические устремления США, Англии, Германии, Франции, Японии и царской России.
В 1894 году Япония начала войну против Китая. К этому времени русская эскадра в Тихом океане имела в своем соседстве крейсера первого ранга: “Адмирал Нахимов”, “Адмирал Корнилов”, “Рында”, а также крейсера второго ранга: “Разбойник”, “Крейсер” и “Забияка” и другой военный флот. В 1895 году эскадра Тихого океана была усилена прибывшим из Средиземного моря эскадренным миноносцем “Император Николай I”, крейсерами первого ранга “Память Азова”, “Владимир Мономах”, “Рюрик” и “Дмитрий Донской”.
Усиление русской Тихоокеанской эскадры подействовало на Японию отрезвляюще. Кроме того, при заключении в апреле 1895 года Симоносекского договора правительства России, Германии и Франции выступили против ряда требований Японии к Китаю. Японии нечем было ответить.
Договор с Китаем 1896 года разрешал России строительство в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги. Через два года царское правительство добилось от Китая аренды сроком на 25 лет южной части Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и ближайшими островами. Порт-Артур, занимавший выгодное стратегическое положение в Желтом море, становится военно-морской базой русской Тихоокеанской эскадры. Англо-американских империалистов это не устраивало.
Чтобы ускорить военный конфликт между Японией и Россией, Англия в 1902 году заключила с японским правительством договор о взаимопомощи, а США предоставили Японии огромный заем, который японцы использовали для строительства новых боевых кораблей. Русская Тихоокеанская эскадра уступала японскому флоту не только по количеству кораблей, но и по качеству.
22 января 1904 года правительство Японии решило начать войну с Россией внезапным нападением на Порт-Артурскую эскадру и высадкой войск в Корее. После пиратского нападения японского флота на корабли русской 1-й Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре и Чемулько, после ряда поражений, понесенных на сухопутном фронте, царское самодержавие в апреле 1904 года приняло, наконец-то, решение об усилении военно-морских сил на Дальнем Востоке за счет Балтийского флота.В состав отправляющейся в дальний путь соединенной эскадры, получившей название 2-й Тихоокеанской, были включены как новые, так и старые, уже много лет плавающие броненосцы и крейсера.

Дальний поход

2 октября 1904 года основные силы эскадры (семь эскадренных броненосцев, один бронированный крейсер, пять крейсеров и восемь транспортов) вышли из Любавы. Из-за тихоходных транспортов эскадра могла следовать лишь со скоростью 10 узлов.
Командующим эскадрой был назначен З. П. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, произведенный во время похода в вице-адмиралы. Прослужив в основном на парусных судах, он руководствовался старыми понятиями об использовании сил флота.
Младшие флагманы эскадры контр-адмиралы Д.Г. ФЕЛЬКЕРЗАМ и О.А. ЭНКВИСТ также не соответствовали своему назначению. Первый раньше командовал учебно-артиллерийским отрядом, второй был градоначальником города Керчь. Ни тот ни другой никогда не командовали отрядами боевых кораблей.
Поход эскадры проходил в исключительно тяжелых условиях. На всем пути следования эскадры от Либавы до Дальнего Востока Россия не имела военно-морских баз и портов, в которых можно было бы произвести необходимый ремонт и пополнить запасы. Под давлением Англии некоторые государства отказались снабжать российскую эскадру и не разрешали ей заходить в свои порты. Поэтому нередко погрузку угля и продовольствия, а также ремонт механизмов русским морякам приходилось производить в открытом море, в условиях штормов и непривычной тропической жары.
220-дневный переход 2-й Тихоокеанской эскадры протяженностью 18 тысяч миль сам по себе явился выдающимся событием. История не знала другого подобного похода соединения военных кораблей, ни один флот мира не предпринимал такого плавания. 27 декабря эскадра собралась в бухте Нуси-Бе, на западном побережье Мадагаскара, где простояла до 3 марта 1905 года. Здесь к ней присоединились два крейсера и два миноносца, срочно достроенные в Либаве, и несколько вспомогательных крейсеров (вооруженных пароходов).
В Нуси-Бе РОЖДЕСТВЕНСКИЙ получил известие о сдаче Порт-Артура и гибели 1-й Тихоокеанской эскадры, для усиления которой предназначалась 2-я эскадра. Эти неудачи России изменили стратегическую обстановку на Дальнем Востоке, и дальнейший поход эскадры стал нецелесообразен. Но царское правительство отправило эскадру вперед. К ней у берегов Китая присоединились эскадренный броненосец, крейсер и три броненосца береговой охраны. Это были устаревшие корабли, составившие первый отряд 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н. И. НЕБОГАТОВА.

Морское сражение

Утром 14 мая 1905 года эскадра вошла в узкий Цусимский пролив. Здесь их уже ожидали основные силы японского флота. Завязался смертельный бой. Русские офицеры и матросы вели бой до последней капли крови. Предпочитая смерть японскому плену, они оставались на гибнувших кораблях. Когда к разрушенному снарядами флагманскому броненосцу “Суворов”за РОЖДЕСТВЕНСКИМ и офицерами его штаба подошел миноносец “Буйный”, лейтенанты Н. П. БОГДАНОВ И Н. А. ВЫРУБОВ и оставшиеся в живых члены экипажа “Суворова” попросили командира миноносца отойти от борта. Никто из них не захотел сойти с пылающего корабля.
Броненосец “Адмирал Ушаков” днем 14 мая получил большие повреждения и к вечеру отстал от своей колонны. Командир корабля капитан 1-го ранга В. Н. МИХЛУХО-МАКЛАЙ решил идти в направлении общего движения эскадры, чтобы затем или присоединиться к ней, или самостоятельно прорываться во Владивосток. Утром 15 мая броненосец был обнаружен японцами.
Первый же залп с “Адмирала Ушакова” вывел из строя на одном из японских кораблей более 40 человек. А когда все возможности к сопротивлению были исчерпаны,командир броненосца приказал открыть кингстоны. Капитан 1-го ранга Владимир Николаевич МИКЛУХО-МАКЛАЙ мог спастись, но он отказался покинуть мостик и погиб вместе со своим кораблем.
Крейсер “Дмитрий Донской”, успешно прорвав линию японских кораблей, шел курсом на северо-восток. На подходе к острову Дажелет его окружили шесть крейсеров и семь миноносцев врага. “Дмитрий Донской” вступил в неравный бой. Вражеский снаряд перебил привод управления рулем и тяжело ранил командира корабля капитана 1-го ранга Н. Н. ЛЕБЕДЕВА. Бой продолжался до наступления темноты. Ночью японские миноносцы трижды пытались потопить “Дмитрия Донского”, но их торпедные атаки были отбиты. На крейсере иссякли боеприпасы. Команда затопила корабль вблизи острова Дажелет.
15 мая вместе с миноносцем “Буйный”, на котором находился раненый вице-адмирал РОЖДЕСТВЕНСКИЙ со своим штабом, курсом на северо-восток шел миноносец “Грозный”. В районе острова Дажелет русские корабли были атакованы двумя новыми японскими миноносцами. Не оказав сопротивления, РОЖДЕСТВЕНСКИЙ сдался в плен.
Видя это, командир “Грозного” увеличил ход и приказал открыть огонь по противнику. Вскоре один из японских миноносцев получил несколько попаданий и прекратил погоню. “Грозный” дошел до острова Аскольд, где был встречен русскими кораблями, которые привели его во Владивосток.
Во Владивосток прорвались крейсер “Алмаз” и миноносец “Бравый”. Крейсер “Изумруд”, шедший с отрядом старых броненосцев, 15 мая был окружен японским флотом, но сумел отбиться от противника и направился в район между бухтой Ольгой и Владимиром. Из донесения командира корабля капитана 2-го ранга ФЕРЗЕНА: “Выбрал Владимир, а не Ольгу, считая последнюю, как наиболее значительный населенный пункт этого побережья, заминированною”. В бухту Владимир крейсер вошел ночью.
Не имея подробных карт дальневосточного побережья и, в частности, бухты Владимира, корабль уклонился к низкому берегу мыса Орехова и выскочил на каменное плато семиметровой изобаты. Пытаясь стащить судно с мели и работая полным ходом назад, сожгли 10 тонн угля. Утром командир корабля приказал все, что можно, свезти на берег. Не зная обстановки и опасаясь, что крейсер могут захватить японцы, командир решил взорвать корабль. Экипаж крейсера по суше достиг Владивостока.
В 80-х годах XX века Приморский краевой клуб подводного поиска совместно с политуправлением КТОФ сформировали и направили в бухту Владимира, что на севере Приморья, экспедицию. Основной ее целью был подъем 120-миллиметрового орудия русского крейсера “Изумруд”. После подъема оно заняло достойное место на площадке Военно-исторического музея КТОФ, пополнив его уникальную коллекцию артиллерии.
Принимал участие в Цусимском сражении и новейший крейсер “Аврора”, 1903 года постройки. Вся израненная, “Аврора” так и не опустила перед врагом свой флаг, чудом сумев прорвать окружение, она ушла на Манилу (столица Филиппин).
В этом бою погиб командир “Авроры” капитан 1-го ранга Е. Р. ЕГОРЬЕВ. Позднее команда “Авроры” подарила семье погибшего командира его портрет, вправленный в развороченый снарядом кусок бортовой брони, с рамой, сделанной из обгоревших палубных досок. Крейсера “Олег” и “Жемчуг” израненные, с повреждениями, своим ходом дошли до Манилы.
И все же в столь трудных боях русские, самоотверженно сражаясь, нанесли противнику значительный урон. Они потопили несколько японских кораблей и многие вывели из строя. Неприятель понес большие людские потери. Только на броненосце “Микаса” 14 мая было убито и ранено 113, и на крейсере “Ниссин” – 95 человек.
В 80-х годах XX века экскурсионное бюро Владивостока организовало для старшеклассников Приморья экскурсии на туристических судах “Ольга Садовская” и “Любовь Орлова” к острову Цусима. На водную гладь бывших сражений опускались венки, плыли цветы в память о погибших русских моряках и офицерах, звучала траурная музыка. К сожалению, сейчас эта традиция утеряна.

101 102

Шамиль ВАХИТОВ,
ветеран труда Приморского СРЗ,
ветеран комсомола
Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.