Рыбак живет от хвоста, а перевозчик — от билета

В минувшем полугодии в Находке два раза поднимались тарифы на проезд в городском общественном транспорте. Сегодня одна поездка уже стоит 40 рублей. Возросла стоимость и на пригородных сообщениях. Что толкнуло руководство Находкинского АТП, как и других перевозчиков, на такой шаг?

Куда идет основная часть денежных средств, получаемых от пассажиров за счет продажи билетов? На эти и другие вопросы мы попросили ответить генерального директора Находкинского пассажирского автотранспортного предприятия Алексея ГАШЕВА.
— Алексей Александрович, хотелось бы услышать, какие проблемы предприятия помогают решать средства пассажиров?
— На протяжении последних нескольких лет подразделения Группы компаний Находкинского ПАТП живут исключительно за счет инвестирования пассажиров, то есть от проданных билетов, так же, как рыбак — от хвоста, то есть от пойманной рыбы. Никаких дотаций на перевозки как на городских, так и пригородных и междугородных маршрутах мы давно не получаем ни из местного, ни из краевого бюджетов. А тем временем регулярно дорожает топливо, запчасти и сами машины, к тому же хоть чуть-чуть хочется корректировать доход водителей и кондукторов. Потому что удержать людей на такой зарплате, как у нас сегодня, очень и очень сложно. А задачи, поставленные перед Группой компаний, выполнять необходимо. Это стратегические задачи. Если общественный транспорт даст сбой, это, в первую очередь, болезненно может отразиться на организациях бюджетной сферы, частично — коммерческих предприятий. Поэтому, несмотря на зигзаги рыночных отношений, приходится искать выход из любой ситуации.
За счет увеличения тарифов на проезд в первом полугодии текущего года для ООО «Центр развития спорта» приобрели два новых микроавтобуса марки «Газель», которые работают на маршруте № 4. Это очень удобные, модернизированные маломестные машины с низкой ступенькой и просторным салоном. Также приобрели два бэушных большеместных автобуса южнокорейского производства, которые обслуживают пассажиров на междугородных маршрутах. За это время парк пополнился одним новым «пазиком», который пустили на 26 маршрут Находка — Врангель.
Поскольку перевозки пассажиров в последние годы полностью переложены на плечи самих перевозчиков, автопарк АТП существенно «постарел». К примеру, часть машин южнокорейского производства, которые на протяжении последних лет нас очень выручали, пришлось разом аннулировать. А это 21 автобус. Ремонтировать их накладно, эксплуатировать — опасно. А поступления транспорта в объеме, равноценном списанию, не было ни разу. Из-за нехватки средств обновлением парка вынуждены заниматься постепенно и малой долей.
Сегодня со скрипом, правда, но закрываем графики всех маршрутов. Ежедневно на линию выходит 41-42 машины. По разным причинам за эти годы заметно снизился и пассажиропоток. Люди стали экономны, многие две-три остановки стараются пройти пешком, чтобы сэкономить на проезде, без особой нужды уже не едут в город из пригородных населенных пунктов. Больше находкинцев стали пользоваться личным автотранспортом. И это не временная тенденция. Думаю, к прежним объемам пассажироперевозок по городу и пригороду мы уже не вернемся никогда.
Тем не менее стараемся сохранить график движения автобусов по городу и пригороду, закрываем дачные маршруты, правда, последние порой приходится корректировать в соответствии с непогодой. На межгороде из-за того что сложная грунтовая дорога, к примеру, в Преображение, и всегда мало пассажиров в Дальнегорск, регулярность движения в эти населенные пункты пришлось пересмотреть и сделать вместо трех раз в неделю — два.
— Каким-то образом отра-зились экономические санкции со стороны некоторых иностранных государств против России на работе Группы компаний Находкинского ПАТП?
— С ростом доллара резко подскочили цены на импортные автобусы и запчасти к ним. Потом доллар обвалился, а цены назад уже не вернулись. Как альтернативу перевозчикам теперь предлагают приобретать отечественные автобусы. Конечно, возрождать российский автопром — дело хорошее, но кроме политики и патриотизма, есть еще и такое понятие, как практичность техники. Наши автобусы, мягко говоря, крайне «сырые», коэффициент полезного использования их очень низок, они значительно уступают импортным по комфорту. Не в обиду будет сказано российским автопроизводителям.
Тем не менее в настоящее время в автопарке уже около 40 процентов отечественных машин. Производитель старается по ходу их модернизировать. Но каждая обновленная модель — «головняк» для перевозчика. Автобус вроде один и тот же, но конструкция частично изменена, в некоторых узлах и агрегатах запчасти от прежней модели уже не подходят к обновленной. Вроде усовершенствованная модель, но в ней по-прежнему много разных недоработок, машина как следует не испытана на наших дорогах… Нужны годы, чтобы довести ее до совершенства. А правительство подталкивает нас, чтобы скорее и полностью переходили на отечественные автобусы.
На вид, вроде бы, красивые автобусы Павловского автозавода, а сколько они уже принесли нам хлопот и всяческих проблем. Дилеров, после того как они продали тебе эту машину, не сыщешь днем с огнем. Никакой ответственности за совершенные сделки они не несут. Главное продать, а дальше — проблемы перевозчика. Меньше всего претензий к «Газели», а вот про ПАЗы даже и говорить не хочется. Думаю, многие перевозчики отчасти почувствовали, что значит переходить на отечественные автобусы.
Есть основания полагать, что скоро с этой проблемой столкнутся и владельцы личных авто, которые постепенно будут вынуждены пересесть на отечественные автомобили. Во-первых, цены на импортную технику и запчасти становятся неимоверно высокими, поэтому хочешь не хочешь, а перспектива — за российскими машинами. На худой конец — за китайскими. В прошлом году проехал Москву и Санкт-Петербург, везде цены на южнокорейские автобусы и запчасти просто заоблачные. А мы вынуждены приобретать их не напрямую у производителя, а у российских дилеров, то есть с ощутимыми накрутками.
— Алексей Александрович, нет ли возможности самим ремонтировать некоторые агрегаты или восстанавливать запчасти, чтобы экономить часть средств?
— Мы уже рассматривали эту проблему с разных сторон. В кустарных условиях отремонтировать сложный агрегат или какую-нибудь запчасть технически невозможно, потому что у нас нет необходимых условий, приближенных к условиям завода-изготовителя. Агрегаты и запчасти на автобусах можно только заменить, причем на оригинальные. С другой стороны, при нынешней логистике обеспечения перевозчиков запчастями и агрегатами эти вопросы решаются проще простого. Есть развернутая сеть дилеров по всей стране, и все необходимое можно заказать по интернету. Только плати деньги.
— Иногда люди жалуются на сбои в работе автобусов по маршрутам № 2, 17 и 22.
— В нашу диспетчерскую тоже звонят по этому поводу. «Двойку» обслуживаем частично и всегда стараемся соблюдать свой график. Два других маршрута — не наших компаний. С внедрением спутниковой системы ГЛОНАСС теперь можно отследить движение на линии того либо иного автобуса с помощью Яндекс-карты, приложение которой можно скачать в любой смартфон.
— Какие еще из первостепенных задач приходится решать на предприятии в это время?
— Заняты подготовкой к зиме, ремонтируем топливный котел, чтобы отопительный период пройти без сбоев. Ведутся работы по отведению с территории автопарка паводковых вод. Недавно прошел ливень и затопил не только часть территории, но и некоторые производственные помещения.
— В автопарке в последнее время не хватает водителей и кондукторов. Как решается кадровая проблема?
— С трудом. Средний возраст, в частности, водителей уже за 50 лет. Молодежь неохотно идет на эту работу, потому что тяжелый и неблагодарный труд. Вынуждены привлекать кадры из других городов. К примеру, на сегодня трудоустроили водителями автобусов 15 человек из Партизанского района.
Беседу вел
Владимир ФЕДОРОВ

Запись опубликована в рубрике Актуально. Добавьте в закладки постоянную ссылку.