11 апреля весь мир отметил День освобождения
узников фашистских концлагерей.
В марте 1945 года на территории Бухенвальда – самого крупного концентрационного лагеря – вспыхнуло вооруженное восстание, организованное интернациональными силами заключенных. Они начали передавать в радиоэфир сигнал SOS. Когда на помощь пришли находящиеся недалеко американские войска, заключенные уже осуществляли контроль над лагерем смерти. Поэтому охрана из числа войск СС не успела замести следы своих страшных преступлений и показания узников дошли до международного Нюрнбергского трибунала.
На территории Германии и оккупированных ею стран, кроме тюрем и гетто, тогда действовало более 14 тысяч концлагерей. По признанию самих эсэсовцев, узник, продолжительность жизни которого в лагере составляла менее года, приносил нацистам почти полторы тысячи рейхсмарок чистой прибыли.
По разным оценкам, за годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли от 18 до 20 миллионов человек из 30 стран мира, в том числе пять миллионов советских граждан. Каждый пятый из них был ребенком. 11 апреля – день вхождения американских войск на территорию Бухенвальда – по решению ООН стал памятной датой для всей планеты — Международным днем освобождения узников фашистских концлагерей.
По этому случаю при поддержке администрации города в Совете ветеранов Находки за сервированными столиками собрались узники концлагерей, проживающие в Находке. Сегодня их осталось 26 человек. По состоянию здоровья многие прийти на встречу не смогли. С приветственным словом к ним обратился председатель городского Совета ветеранов Борис МАНОШКИН.
-Стариков и детей – самые незащищенные слои населения – фашисты сгоняли в концлагеря на смерть и мучения. Советский народ пережил немало бед в Великую Отечественную. Мы собрались пообщаться, поделиться воспоминаниями тех страшных лет, при случае вы должны рассказывать об этом грядущим поколениям. К сожалению, время стирает память о многих событиях, кое-где переписывается история, на территории Польши и некоторых других государств уничтожаются памятники советскому солдату-освободителю, упраздняется роль Советского Союза в борьбе с фашизмом, – подчеркнул он.
Свои пожелания выразил председатель секции узников фашистских лагерей в Находке Шамиль ВАХИТОВ.
– Мы с вами живем в непростое время. Одна из задач – доносить до подрастающего поколения неискаженную историю. День освобождения узников фашистских концлагерей – не праздник, но событие радостное. Хотя миллионы людей не вынесли эти тяжелых испытаний, выпавших на их долю, – сказал он.
Представитель Находкинского филиала АО СК «Колымская» Раиса СЛУЖЕНКО от имени компании поздравила узников концлагерей с годовщиной освобождения их из этого ада и вручила по букету желтых хризантем и ценные подарки.
Комплекс смерти
Когда началась война, Алла ЗАВАЛИШИНА жила в Белоруссии. Через их деревню проходила линия фронта. Немцы то занимали ее, то опять сдавали. В третий раз подступив к деревне, стали собирать жителей, чтобы угнать в концлагерь. Люди бросились бежать кто куда. А ее мама с двухлетним Иваном, шестилетней Аллой и бабушкой побоялись прятаться в колосившейся ржи, чтобы дети своим плачем не выдали людей гитлеровцам, и рванули сколько было сил в соседнюю деревню. Переночевали в сарае, а утром все равно попали в руки немцам, которые собрали почти всю деревню и отправили на пересыльный пункт, а потом взрослых вместе с детьми погрузили в машины и доставили в австрийский концлагерь, где шестилетняя Алла находилась с 1942 по 1945 год.
-Наш комплекс был разделен на три лагеря: мужской, женский и детский. Среди нас были даже груднички. Через колючую проволоку иногда я могла видеться с бабушкой и мамой. В четыре с половиной года мой братик Ванюша заболел и умер. Тяжело переболела тифом и мама. Кормили нас скудно: давали в основном баланду из вареной репы и немного хлеба. Немецкие охранники били наших военнопленных плетками, а мы им кричали: «Фашисты! Гады!» Они в ответ махали руками: «Киндер, шнеле, шнеле…» Среди немцев встречались и добрые. Некоторые охранники спускали нам котелок, мы наполняли его баландой и через них передавали военнопленным. На территории концлагеря была школа, где нас учили немецкому языку.
Бани не было, санитарные условия создавали для себя кто как мог. Многие дети на глазах умирали от истощения или от тифа. Мама с бабушкой иногда часть своей пайки подкидывали мне через проволоку. Взрослые весь световой день «пахали» на заводе, подростки чистили коровники, были заняты другими работами, — вспоминает Алла ЗАВАЛИШИНА.
Маленькая узница предпринимала десять попыток, чтобы сбежать из этого ада. И все время неудачно. Территория тщательно охранялась солдатами с собаками, девочку ловили и снова возвращали за колючую проволоку. В 1945 году в Австрию вошли советские войска и, освободив всех узников концлагеря, переправили их в Баварию. Там распределили по квартирам местных жителей, приказали хорошо кормить и не обижать. Так они прожили около месяца. А потом поездом Алла вместе с бабушкой и мамой приехали в Белоруссию.
Евгению ЕГОРОВУ было пять лет, когда немцы заняли их село в Калужской области. Два «доброжелателя» рассказали оккупантам, что глава их семьи воюет в партизанском отряде. Полицаи выгнали из дома его маму, брата и двух сестер и вместе с другими односельчанами отправили в Жиздренский концлагерь, что на территории Брянщины.
— Там у меня брали кровь для немецких солдат, а взамен давали немного молока. Дети и взрослые находились вместе. Кормили очень плохо. Здесь мы провели два года. В 1943-м налетели наши самолеты и стали бомбить. Немцы от страха попрятались кто куда, а нас мама в этот момент увела в лес. Так мы спаслись. В Находку приехал по оргнабору, работал в торговом порту, БАМРе, 26 лет – на НСРЗ в должности слесаря-судоремонтника, – рассказал Евгений Васильевич.
Самолеты-освободители
Галина КОНОНЕНКО в концлагерь Тельтов попала в 1943-м. Ей было всего три года. Их семья тогда жила в Пскове. Вечером немцы подъехали к их дому, забрали маму, брата вместе с маленькой Галиной, бабушку, тетю и в числе других привезли в Рижский фильтрационный лагерь. Там молодежь отделили и отправили в Гамбург. Оставшиеся взрослые работали на расчистке завалов от бомбежек, дети днями находились в бараках. Иногда ее маме удавалось незаметно проползти под колючей проволокой на соседнее поле, чтобы оттуда хоть немного принести для истощенной дочери морковки или других овощей.
-В конце войны в лагере вспыхнул брюшной тиф, немцы стали редко заходить в наши бараки. А через некоторое время они собрали всех заключенных и вывели на расстрел к большому котловану. Мама обняла меня и братика: если помирать, то вместе. Вдруг налетела наша авиация, и перепуганные немцы всех разогнали по баракам. Так было три раза. Потом в концлагерь ворвались танки с красными звездами на броне и много солдат. Нас освободили. Среди немцев встречались разные люди. Один как-то погладил меня по головке, приговаривая: «Киндер…киндер» и показал, что у самого дома маленькие дети. А вот эсэсовцы… Те жестокие были, – вспоминает собеседница.
Чуть не погубила фамилия
Алла РОДИОНОВА родилась, когда в их деревне Березино, что на Брянщине, уже стояли фашисты. Сама не помнит тех событий, но мама ей рассказывала, что в это время партизанский отряд где-то на Брянщине расстрелял немецкое подразделение. Рассвирепевшие каратели нагрянули в Березино, где дислоцировался советский батальон, и завязался ожесточенный бой. Много было погибших, а капитана СОКОЛОВА и двух красноармейцев взяли в плен.
-Мою маму звали Пелагея ТРУБКИНА, она была однофамилицей командира партизанского отряда Прохора ТРУБКИНА. Немцы подумали, что она его жена, арестовали ее и еще 19 женщин из деревни, раздели догола и построили у школы. Один из немецких офицеров спросил у полицая, указывая на маму: «Это жена командира отряда?» Тот сказал, что нет. Их оставили в живых. А капитана СОКОЛОВА и двух солдат заставили вырыть яму и положить на дно свои шинели. Потом офицеру вырезали на спине звезду, а солдатам полоски и живьем закопали их в яму. Мама говорила, что они перенесли эти истязания молча, стиснув зубы. Сейчас на том месте стоит памятник, – рассказала Алла Ивановна.
В 1942 году ее вместе с братом и мамой в числе других жителей деревни отправили в концлагерь, расположенный на территории Латвии. Там они провели два с лишним года. В Находку Алла РОДИОНОВА приехала уже после окончания Брянского мединститута. Много лет отработала в поликлинике горбольницы стоматологом, где за многолетний и добросовестный труд награждена Почетной грамотой Государственной думы РФ.
Владимир ФЕДОРОВ