Сергей ШЕЛУПАЙКО: Трудности нас только закалили

Исполнилось 30 лет, с тех пор как генеральный директор ОАО «Строитель-43» Сергей ШЕЛУПАЙКО был назначен руководителем этого предприятия. Грамотно проведя строительную компанию через тернии перестройки, кооперации, акционирования и рыночной экономики, ему удалось удержать её на плаву в то нелёгкое время, когда рушились даже очень крепкие организации. Чем особенно запомнились минувшие десятилетия, какой вклад внесли строители в развитие города и края? Об этом наша беседа с руководителем компании.

SONY DSC

 


— Сергей Николаевич, сколько Вам было лет, когда приступили к обязанностям начальника СУ-43?
— 31 год. До этого несколько лет отработал главным инженером ПМК-143. В составе треста КПД-2 строили жильё и объекты соцкультбыта в посёлке Береговом и Находке, выполняли другие заказы. А в июле 1986 меня назначили начальником. Здесь было всего 60 работающих, пять вагончиков, ломы, лопаты и никакой строительной техники. Почему выбор пал на меня? Подразделение было отстающим, мне поручили поднять его.
В то время в Находке и порту Восточном активно шло строительство жилых и промышленных объектов. Железобетонных изделий катастрофически не хватало, они расписывались среди предприятий стройиндустрии буквально поштучно. Перед трестом КПД-2 была поставлена задача увеличить объёмы производства ЖБИ, чтобы вдоволь обеспечить ими всех заказчиков. А для этого нужно было провести реконструкцию и расширение заводов КПД-80 и ЖБИ-50. А проблем была уйма. К примеру, для увеличения объёмов производства стеновых материалов хронически не хватало керамзита. В соответствии с решением Минвостокстроя пришлось развернуть строительство цеха керамзита, а затем и ремонтно-механического завода, где планировалось выпускать гидроподъёмники, буровые установки и другую строительную технику, оборудование и механизмы по японской технологии.
Но пришли тяжёлые 90-е годы, централизованное финансирование иссякло, строительство цеха керамзита, завода ЖБИ и некоторых других объектов заморозили. Каркас из металлоконструкций под РМЗ в Северном промузле долго простоял брошенным, потом его переделали под склад, а сегодня здесь размещается магазин «Кашёлка».
— В конце 80-х в стране получило поддержку движение молодёжно-жилищного строительства, участие в котором приняло и Ваше предприятие… Какой внесли вклад?
— С созданием молодежного жилого комплекса перед нами встала задача по освоению технологии монолитного домостроения. Несколько сотрудников управления побывали в Вильнюсе, изучая опыт этой технологии. Литовские проектировщики помогли на первых порах выполнить проектные работы, в том числе и по опалубке. Имея необходимую производственную базу, в районе МЖК построили первую монолитную 16-этажку, заказчиком которой выступила администрация города. Это был единственный дом такого типа до Урала, а мы стали пионерами монолитного домостроения на российском Дальнем Востоке. Потом возвели здесь ещё два аналогичных дома. Чуть позже взялись за строительство 10-этажки в порту Восточном. Но у последнего заказчика не хватило денег, и объект перешёл в разряд долгостроев. Вернулись к нему только тогда, когда в порту Восточном началось строительство сухого дока.
Из монолитных изделий Вы строили не только многоэтажки, но и индивидуальное жильё…
— Когда появились частные заказчики, изготовили под них опалубку и построили семь коттеджей. Параллельно по договору с ПМП планировали возвести для моряков 15-этажный жилой дом в районе Пограничной и даже изготовили комплект металлической опалубки. Но дальше дело не пошло. А в целом наравне с панельным и кирпичным домостроением одновременно готовы были вести монолитные работы ещё на пяти стройобъектах. Но в это время Союз развалился, и наша огромная работа по развитию базы монолитного домостроения оказалась невостребованной.
— Как прошло предприятие этап акционирования?
— К этому времени предприятие уже было арендным, 86 % основных фондов принадлежали трудовому коллективу, остальные предстояло выкупить у государства. С этой задачей справились легко, но радость была преждевременной. Ушла в историю плановая экономика, прекратилось централизованное финансирование, пришла инфляция, и для строителей настали тяжёлые времена.
В переходный период от советской к новой экономике выручили новые заказчики. В это время для Приморского морского пароходства построили два 60-квартирных панельных дома по улице Мичурина, провели реконструкцию мореходной школы, большой объём фасадных и благоустроительных работ в административном городке, где наиболее ярко проявились профессионализм и мастерство наших специалистов.
В то время, когда находкинские строительные фирмы одна за другой разорялись, нас эта печальная участь миновала благодаря платёжеспособности ПМП.
В конце 90-х у Вашей компании появилось новое направление — заготовка леса. Оно было прибыльным или убыточным?
— Чтобы выиграть конкурс, пришлось занизить цены на свои услуги. В результате на Ливадийском хребте получили в аренду на пять лет участок под заготовку леса в 40 тысяч гектаров. Изначально ориентировались поставлять древесину на экспорт. Однако лесной фонд на участке оказался старым, к тому же в это время изменилось российское законодательство не в пользу лесозаготовителей, сильно подорожало топливо, и лесозаготовка стала убыточной.
Отработав на лесосеке четыре года, были вынуждены искать альтернативные направления. Освоили производство щебня на собственной промбазе в черте города, чем, кстати, занимаемся и по сей день. Многие годы ведём мелиоративные работы на речках Партизанской и Литовке. Изымаем песчаный грунт, с помощью специальной техники и технологии промываем его и получаем высококачественный речной песок. По сравнению с морским он не содержит соли и более востребован в строительстве. Это направление стоит в числе приоритетных на протяжении многих лет.
Сергей Николаевич, один из больших и ответственных объектов в Вашей практике — строительство саркофага в Большом Камне. Страшно было браться за этот заказ?
— Конечно. Подобного в нашей практике не встречалось. В рамках международной программы ядерного разоружения правительство США выступило инициатором с последующим финансированием строительства на Дальнем Востоке России склада для временного хранения жидких радиоактивных отходов. Когда определились с местом, стали искать подрядчика. Выбор остановился на нашей компании, потому что у нас имелся комплект для монолитного строительства и опыт работы в этом направлении.
Представители заказчика — американской компании «Локхид Мартин» — вместе с английскими специалистами прежде изучили нашу производственную базу и монолитные строения и только потом включили «Строитель-43» в число субподрядчиков. Применяя специальные добавки и систему прогрева, бетонные работы вели даже в сильные морозы. По окончании иностранные эксперты устроили нам экзамен — сделали тщательный анализ саркофага и пришли к заключению, что работы выполнены на уровне международных стандартов.
После этого они заключили с нами контракт на благоустройство в Большом Камне. В истории компании это был первый международный заказ, и мы выполнили его с честью, высоким качеством и в обозначенные сроки.
Ваша компания принимала участие ещё в одном серьёзном заказе — строительстве бетонных оснований для проекта «Сахалин-2». Чем запомнился он?
— К этому времени у нас уже сложилась репутация крепкого и надёжного партнёра на международном строительном рынке. Поэтому, когда формировался состав участников «Сахалина-2 БОГТ», норвежская генподрядная компания «Аккер Квернер» и финская подрядная организация «Квадра Джемини» вышли на нас и первыми из числа подрядчиков предложили поучаствовать в проекте. Имея специальную технику для вырубки леса, а также три бригады лесорубов, мы довольно быстро убрали деревья с территории в 25 гектаров. Затем на протяжении полутора лет реализации проекта с нами был заключён ещё 21 контракт, в том числе и по размещению на базе отдыха «Сестра» передвижного посёлка из трейлеров для временного проживания иностранных специалистов.
Но самой большой и самой оплачиваемой работой в рамках контракта оказалась поставка щебня разных фракций. За семь месяцев мы выдали заказчику 64 тысячи тонн щебня, соответствующего международным стандартам. Чтобы окончательно убедиться в его качестве, иностранцы взяли пробы и отвезли их на испытание в лучшие производственные лаборатории Норвегии и Финляндии. Хороший результат подтвердился и там.
Мы прекрасно понимали важность и серьёзность международного проекта, поэтому отнеслись к нему со всей ответственностью. Специально под него приобрели современное технологическое оборудование по изготовлению щебня, на котором практически весь период работали в три смены, и ни разу оно не подвело. Всё это в целом помогло предприятию пережить тяжёлые времена.
Сергей Николаевич, многие из вашей команды, как и Вы, посвятили предприятию большую часть своей жизни. Что хотели бы пожелать ветеранам и всему коллективу?
— 30 лет — срок, конечно, немалый. За эти годы я, а также нынешний исполнительный директор компании Леонид Павлович ДРОЗДОВ, прораб Александр Васильевич ПЛИСКО удостоены почётного звания «Заслуженный строитель России». Признателен всем, кто на протяжении трёх десятков лет продолжает оставаться с нами в одной обойме, разделяя трудности и удачи предприятия. Это главный бухгалтер Татьяна Дмитриевна ПОСТНОВА, секретарь Любовь Ивановна СУХАНОВА, операторы бетонного завода Сергей Викторович НЕГРЕБА и Сергей Валентинович ШЕМЕТОВ, специалист по охране труда Татьяна Филипповна ДВОРЦОВА, инженер по снабжению гаража Алла Викторовна БАЩУК и др. Многие из тех, кто стоял у истоков, давно на заслуженном отдыхе. К примеру, технический директор Тамара Павловна ВОЛЧУГИНА. А иные продолжают вносить посильную лепту в укрепление позиций и формирование положительного имиджа «Строителя-43».

Уважаемые коллеги! История предприятия — наша с вами трудовая биография. И я искренне благодарен, что вы по-прежнему остаётесь верны компании. Трудности были во все времена. Надеюсь, нынешний кризис продлится недолго, и наш с вами созидательный и благородный труд снова будет востребован на крупнейших стройках Дальнего Востока.

Записал Владимир ПАНТЮХОВ

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.