Минприроды РФ недавно опубликовало перечень объектов, производственная деятельность которых негативно влияет на окружающую среду. В это число попали 1777 приморских объектов разного назначения, 159 из них расположены непосредственно в Находкинском городском округе.
Решая вопросы экологической безопасности, девять наших стивидорных компаний уже подписали соглашение с врио губернатора Приморского края Андреем ТАРАСЕНКО, по которому в течение двух ближайших лет на охрану окружающей среды обязались направить в совокупности полтора миллиарда рублей. В их числе и АО «Дальмормонтаж». Какие мероприятия планируется провести в рамках соглашения, в частности, на этом угольном терминале? На этот и другие вопросы мы попросили ответить генерального директора АО «ДММ» Михаила ПАНЧЕНКО.
— Михаил Григорьевич, президент России Владимир ПУТИН на днях дал поручение председателю правительства Дмитрию МЕДВЕДЕВУ и генеральному прокурору РФ Юрию ЧАЙКЕ проконтролировать создание благоприятных экологических условий в Находке при работе с пылящими и навалочными грузами. Теперь на законодательном уровне к нарушителям будут приниматься очень жесткие меры, вплоть до приостановки предприятия. На ваш взгляд, насколько справедливо такое решение?
— Дело даже не столько в справедливости данного решения, сколько в его последствиях. Резкая приостановка работы стивидорной компании, безусловно, повлечет нарушение ритма в системе всего технологического процесса. На перевалке угля завязана не только одна стивидорная компания, но и железная дорога, и морской транспорт иностранных государств.
Поезда идут согласно утвержденному ранее графику и находятся в пути от угольного разреза до Находки примерно от 12 до 15 дней. А значит, резкий запрет в принятии их под разгрузку сразу же приведет к затору на железной дороге, что недопустимо. То же самое касается и судов, приходящих в наши морские порты под погрузку твердым топливом. Весь флот зафрахтован. Один сухогруз уже подошел и в данное время находится в ожидании своей очереди на погрузку на рейде бухты Находка, другой только на подходе… Это процесс непрерывный.
Даже временная приостановка работы стивидорной компании негативно отрази-тся не только на экономике компании, но и благосостоянии ее работников. И что не менее важно, бюджеты разных уровней в такой ситуации недополучат существенных налоговых отчислений, а у страны в целом снизится имидж перед морскими государствами-партнерами.
Я не говорю уже о том, что предприятие понесет колоссальные убытки из-за вынужденного возмещения затрат поставщикам угля. Эта мера наказания все же предусмотрена законодательством, поэтому применение ее должно быть разумным и позволяющим исключить коллапс в технологической цепочке. На мой взгляд, в данной ситуации необходимо предоставлять «проштрафившейся» стивидорной компании как минимум две-три недели для урегулирования неожиданно возникших вопросов с поставщиками.
— На реализацию проекта по защите окружающей среды ваша компания планирует направить в нынешнем году 66,8 млн рублей. Какие мероприятия предстоит выполнить?
— В рамках плана по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха на угольном терминале ЗАО «Дальмормонтаж» предусмотрено и выполняется немало мероприятий. Так, с помощью локальной метеостанции внедряется автоматизированный контроль состояния атмосферного воздуха по общей запыленности, скорости и направлению ветра на границах территории предприятия. Это делается для того, чтобы при изменении погодной ситуации оперативно повлиять на производственный процесс путем приостановки отдельных видов работ, включения дополнительного орошения и пр.
Продолжается установка ограждений из пылеулавливающей сетки на основе монофиламентной полиэтиленовой нити и металлических панелей. Со стороны моря их высота будет девять метров, а вот со стороны жилого микрорайона устанавливается более надежный двойной кордон из защитных сеток высотой в 9 и 12 метров.
Параллельно решаются вопросы по модернизации существующих установок пылеподавления с целью увеличения их производительности. Прорабатывается вопрос с поставщиками о приобретении дополнительных водяных пушек. Заключен договор с МУП «ДЭУ» на оказание услуги по поливу в теплое время года проезжей части по улице Портовой, вблизи которой расположена наша производственная база. Кроме этого, принимаем участие в финансировании мероприятий по благоустройству и озеленению города.
— Президент России дал указание до 2020 года всем стивидорам городского округа перейти на закрытый способ перевалки. Насколько реально выполнение такой задачи, в частности, для вашей компании, и какие средства потребуются на достижение этой цели?
Мы уже занимаемся этим вопросом, решая ряд задач поэтапного перехода терминала на закрытый способ перевалки. Так, в первом квартале нынешнего года была приобретена и в данное время используется в тестовом режиме судопогрузочная машина закрытого типа Superior telestaker.
Планируем произвести реконструкцию причала с целью установки второго мобильного телескопического погрузчика и конвейерного перегружателя закрытого типа вместо нынешних портальных кранов. Это первый этап перехода угольного терминала к закрытой перевалки, который требует больших затрат.
Беседовал Владимир ФЕДОРОВ