С хорошими заказами стало трудно

С каждым годом все сложнее становится работать в строительной отрасли Находки. Одна из главных проблем, которая всерьез беспокоит строителей, по сути, став бичом производства, — несоблюдение сроков взаиморасчетов заказчиками, и хуже того — иные из них становятся «кидалами».

Работа подрядчиком выполнена, но расчет за нее порой приходится ждать месяцами или годами. А нередко заказчик «забывает» про свой долг насовсем. Именно в таких экономических условиях сегодня трудится коллектив находкинской компании ООО «Промстрой ДВ», имеющий опыт работы в отрасли более трех десятков лет.
— Конечно, далеко не все заказчики непорядочные, но некоторые должны нам миллионы рублей, а рассчитываться не спешат. Неплатежи дестабилизируют работу нашего производства, зачастую не хватает средств на восстановление спецтехники, приобретение материалов и запчастей. Исходя из горького опыта, вынуждены более строго подходить к заключению новых договоров, отдавая предпочтение проверенным годами партнерам. С малознакомых заказчиков стараемся брать предоплату, — рассказал директор ООО «Промстрой ДВ» Денис ПОНЯТОВСКИЙ.
Говорят, знал бы, где упасть, соломки бы подстелил. Не всегда удается угадать, кто из заказчиков окажется «неблагонадежным». А работать где-то надо. Одним из основных объектов этого коллектива стала реконструкция железнодорожного узла АО «Восточный Порт», где отработали с апреля по ноябрь прошлого года. Выполнен большой объем земляных работ при расширении транспортного узла морского порта, благодаря чему решена одна из насущных задач. Последние годы железнодорожная станция Находка Восточная уже не справлялась объемами АО «Восточный Порт», нужна была масштабная реконструкция транспортного узла, что позволило бы увеличить пропускную способность вагонов в несколько раз.
И строители по заказу портовиков проделали эту работу. Срывали сопки с помощью мощных гидромолотов, установленных на базе японских бульдозеров «Комацу» и американских «Катерпиллеров». Поскольку скальник был перемешан с землей, самосвалами увозили его за контур и утилизировали в отвалы, переместив порядка 200 тысяч кубов. Ко второй очереди планируют приступить в сентябре. Но тут подрядчик намерен дробить скальник и пускать его на строительные цели.
Завершив работы на первой очереди, ООО «Промстрой ДВ» передислоцировалось на возведение второй очереди газопровода протяженностью от Козьмино до Большого Камня. Правда, здесь роль компании заключалась только в сдаче спецтехники в аренду. С помощью ее машин: мощных бульдозеров, самосвалов и трубоукладчиков — ПО «Трансгаз» по сей день выполняет субподрядные работы на этом объекте. Кроме того, ООО «Промстрой ДВ» на своих тралах перевозит по просьбе подрядчика тяжелую технику по краю, предоставляет вахтовки — вагончики на колесах, поставляет инертные материалы, включая скальник. Поскольку ПО «Трансгаз» работает в две смены, можно представить, как из находкинской спецтехники «выжимаются соки»… После такой нагрузки ее текущий и капитальный ремонт обходятся ООО «Промстрой ДВ» в копеечку. К примеру, сейчас на ремонте регулярно находится пять единиц тяжелой техники, а это 20 процентов парка. Но другого выхода нет. Пока имеются проблемы с хорошими заказами, по этой схеме компания намерена работать и дальше. Аналогичный договор сдачи спецтехники в аренду действует и с субподрядчиком завода «Звезда», который находкинские строители заключили четыре года назад.
— Конечно, особой прибыли на этом деле мы не имеем, но это один из вариантов продержаться на плаву в это непростое время, платить налоги и зарплату. Очень много средств уходит на приобретение расходных материалов для «убитой» техники, включая коронки, гусеницы… Более затратным стал капремонт дизелей. Словом, что заработали на аренде машин, то и уходит на их восстановление. Как ни трудно, пытаемся обновлять парк спецтехники. Правда, не за счет оборотных средств. За последние годы приобрели в лизинг новый экскаватор и бульдозер «Комацу», один новый и два «бэушных» трала с полуприцепами, три «бэушных» самосвала и два новых тягача «Вольво». Два последних, думаю, лет пять должны прослужить без капремонтов.
Пожалуй, самая затратная статья расходов — приобретение запчастей. Спецтехника в основном импортная, запчасти приходится покупать в большей мере на европейском рынке. В связи с экономическими санкциями новые и «бэушные» запчасти подорожали в два и более раза, в полтора раза подскочило в цене техническое масло. В частности, 200-литровая бочка масла стоит уже порядка 100 тысяч рублей. Ощутимо подорожала резина на колеса. Вот и думай, как выходить из положения, — поделился проблемами Денис Понятовский.
Специализируясь на трубопроводном, наземном и энергетическом строительстве объектов, монтаже сложного технологического оборудования теплоэнергетических, нефтегазовых и топливных комплексов, обвязке технологическими трубопроводами за три с лишним десятка лет работы по линии Миннефтегазстроя и Минтрансстроя специалисты ООО «Промстрой ДВ» поработали на Чукотке и Камчатке, в других районах Крайнего Севера, в Хабаровском и Приморском краях. Принимали участие в возведении больниц и школ, трубопроводов и аэропорта, реконструкции водозаборных и очистных сооружений, строительстве котельных, дизельных электростанций и прокладке высоковольтных кабельных линий. И на каждом объекте оставили после себя добрый след. За успешно выполненную работу коллектив имеет Благодарственные письма от администрации Чукотского автономного округа, а три его сотрудника награждены Почетными грамотами Минстроя России.
Многие заказчики до сих пор приглашают находкинскую компанию ООО «Промстрой ДВ» в качестве субподрядчика принимать участие в тендерах и различных проектах. Но сегодня уже другие времена, работать вахтами на большом расстоянии стало сложнее, возросли риски взаиморасчетов. Поэтому от подобных предложений компания пока отказывается. Хоть и небольшая, но еще находится работа на местном уровне.
— До конца текущего года намерены завершить выполнение заказа по строительству газопровода, а затем получить новый объект. Параллельно ведем подготовительные работы на месте строительства железнодорожной развязки в районе порта Восточного. Уже нынешней осенью планируем начать здесь работы по второй очереди, где объемы в несколько раз больше, чем первой.
Сегодня здесь занято около полусотни человек. На первый взгляд, небольшое, но это мобильное и маневренное предприятие с высококвалифицированной командой профессионалов и огромным опытом строительства под ключ объектов разной сложности и назначения. Персонал периодически проходит переобучение и переаттестацию по основным специальностям, чтобы всегда в совершенстве владеть профессиональными навыками и быть готовыми в любой момент взяться за решение любых поставленных задач, — отметил Денис Понятовский.
Руководителя компании всерьез стал беспокоить вопрос, что в последнее время в Приморье трудно найти специалистов, которые могли бы выполнить квалифицированный ремонт гидравлики, двигателей больших машин и электрической части. На новой технике, по словам Дениса Понятовского, это сделать не так уж и сложно. К примеру, бульдозер «Комацу» по договоренности с автосервисом можно подключить к компьютеру и просканировать, выявив таким образом все его «болячки». Со старой техникой этого не сделаешь, отсюда некоторые из машин постепенно вынуждены ставить «под забор». Строители надеются, что это временное явление, что положение выправится.
— Проблемы были и будут, а праздника хочется всегда. Поздравляю коллектив «Промстрой ДВ» с предстоящим Днем строителя! Желаю крепкого здоровья, терпения, семейного благополучия, побольше хороших заказов. С праздником всех наших партнеров! — сказал в завершение Денис Понятовский.

Владимир ФЕДОРОВ

Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.