Таких женщин еще надо поискать

Татьяна ЗИНОВА — единственная женщина-водитель автобуса Находкинского пассажирского АТП. Почти четыре года назад она получила категорию D и с тех пор занимается регулярными перевозками пассажиров на городском маршруте № 6 «Интернат — Мыс Астафьева».
Помнится, лет 20 назад на одном из находкинских предприятий, кажется, НСРЗ, женщина работала водителем грузовика и часто возила разные грузы по городу. Тогда это было в диковинку. Сегодня, наверное, уже никого и ничем не удивишь. К технике Татьяна Зинова, можно сказать, прикипела с раннего возраста. Когда у ее сверстниц были совсем другие интересы, Татьяну почему-то больше тянуло к «железкам».
Родилась она в Находке, отец практически всю жизнь отработал водителем в автоколонне № 1885. И он часто, особенно в летние каникулы, начиная с 14 лет брал дочь с собой в разные поездки, где она привыкла чувствовать машину и по-особенному относиться к ней. В 15 лет папа позволил дочери впервые самостоятельно прокатиться на своей легковушке.
В 2004 году Татьяна Зинова познакомилась со своим будущим мужем, который в то время трудился водителем автобуса АТП. Поженились. И вскоре перешла к нему кондуктором. В одном экипаже они отработали несколько лет. Муж не раз подшучивал над ней: «Оставляй свои билетики и садись за руль автобуса», но она все отнекивалась, что не женское это дело. Но так оно и случилось. Спустя четыре года супруга окончила курсы и получила водительское удостоверение с категорией B. Покаталась лет десять на личной иномарке, а в 2018 году записалась на курсы в «Автомобилист» и открыла себе еще две категории — С и D.
— Уроки вождения на грузовиках сначала были на учебном полигоне, потом добирала часы по городу. Когда люди видели за рулем Камаза женщину, такое ощущение, что на время уходили в ступор. Инструктор рассказывал, что и до меня приходили к нему на учебное вождение по категории C девушки, но они так и не смогли доучиться до конца. Затем я успешно прошла учебу по вождению автобуса. Далеко не откладывая, в 2017 году пришла устраиваться в автобусный парк. Меня встретил начальник автоколонны Сергей ГАЙДАМАКИН. «Возьмете на работу водителем автобуса?» — несмело спросила его. Он посмотрел мои документы, а потом сказал: «Давай, приходи». С тех пор и тружусь здесь, — рассказала Татьяна Сергеевна.
При перевозке людей требуется аккуратность, осторожность, иначе в свой адрес можно услышать от пассажиров немало нелестных слов. Да и ответственность гораздо выше, чем при работе на грузовике. Особенно при выполнении маневров, когда автобус вдруг внезапно подрезает какой-нибудь автомобилист-лихач. А такое на улицах города случается довольно часто. И здесь водителю автобуса необходимо не только сохранить мир в сердце, но и не допустить дорожно-транспортного происшествия.
— Страшновато было за рулем, когда делала на автобусе первый круг. Потом постепенно привыкла к маршруту, изучила все ухабы и извилины дороги. И все же для меня по-прежнему сложными участками остаются спуск в районе нефтебазы и опасные повороты ближе к мысу Астафьева. Особенно в гололед машину начинает нести так, что порой трудно совладать с ней. В прошлом году на этом участке спускалась на «шестерке», осторожно преодолевая каждый метр. И тут прямо передо мной внезапно закрутило легковушку, да так, что развернуло на месте. Я чуть было не наскочила на иномарку своим автобусом. Перепугалась, конечно, изрядно. И даже не столько за себя, сколько за пассажиров. Но удачно вырулила, и все закончилось благополучно, — вспоминает Татьяна Зинова.
— Трудно справляться с обязанностями водителя? Эта профессия считается мужской, — интересуюсь у собеседницы.
— Кто сказал, что водитель — чисто мужская профессия? Посмотрите, сколько сегодня на дорогах за рулем женщин. Порой кажется, что даже больше, чем мужчин. Главное, что она мне нравится. А если любишь свою работу, то и трудности как-то меньше замечаешь. В любом деле есть свои сложности. Конечно, непросто вставать на смену в четыре часа утра. Особенно зимой. Но уже привыкла. Иногда меня к месту работы доставляет дочь, иногда добираюсь на личном авто сама.
Раньше на этом автобусе работал мой муж, потом ушел на пенсию. Он хорошо знает машину. Случится какая-нибудь поломка на дороге, позвоню ему, подъедет и поможет исправить. Он же прочистил печку и подготовил автобус к зиме. С другой стороны, в автопарке хорошо организован сервис. Что-то «беспокоит» твой автобус, написал заявку, и слесарная группа к нужному времени «подлечит» машину. Поэтому я в этом плане особо не перегружаюсь. Поскольку одна на автобусе, то работаю удобным графиком — на пятидневке: с шести утра до 18.00. Единственное, что изматывает, — повышенная напряженность на дороге, особенно, когда автолюбители лихачат, всячески нарушая правила и подрезая там, где даже и не ожидаешь, — поделилась Татьяна Зинова.
В свободное от работы время Татьяна Сергеевна находит отдушину в своей первой внучке Дарине, с которой много проводят времени то в городском парке культуры и отдыха, то на площадке «Сити Центра», где девочка любит кататься на разных аттракционах и, конечно же, на лошадях. Когда Татьяна на смене, кухней занимается ее муж. Она приходит с работы уставшая, а стол уже накрыт. Супруг не считает за трудность налить горячий чай в термосок и вынести его к остановке «Моручилище», рядом с которой проживают Зиновы, чтобы подкрепить в дороге жену. Порой эти функции берет на себя дочь. Вот такая дружная у них семья. В выходные стряпней занимается сама хозяйка. Когда выдается часик-другой, она с удовольствием уделяет это время своему любимому увлечению — рисованию картин по номерам и собиранию картин из мозаики.
— Я очень рада, что наше предприятие отметило свое 60-летие, прошло через шторма формирования рыночных отношений и удержалось на плаву. Хочется пожелать, чтобы и дальше оно успешно выполняло перевозки на всех направлениях и развивалось, а мы имели здесь нормальную и стабильную работу. Мне кажется, теперь я уже точно не брошу руль. В нашей семье все, кроме мамы, — водители. Мой брат Женя — дальнобойщик, не раз уговаривал меня, чтобы я сдала на категорию Е и вместе с ним бороздила на фурах просторы Дальневосточного региона. Но я все время категорически отказываюсь от такой романтики. Это уж точно не женская работа. Мне кажется, в автобусном парке я спокойно, катаясь по городу на своей «шестерочке», уже дотяну до пенсии. Куда я без АТП? Здесь меня устраивает абсолютно всё, — сказала в завершение водитель пассажирского автобуса.
Владимир ФЕДОРОВ

Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.