Таможня на месте не стоит

1 июня 2021 года – 112 лет со дня образования таможенной службы в бухте Находка В начале 20-го века правительство Российской империи признало необходимым установить постоянный таможенный надзор в Приморье с целью взимания пошлин с привозимых товаров и пресечения ввоза контрабанды. 1 июня 1909 года началась история Находкинской таможни — в бухте Находка была учреждена должность таможенного надзирателя.
Сегодня в одной из старейших таможен Дальнего Востока служит около 400 человек. В подчинении таможни находится четыре таможенных поста — Находка, Восточный, Пластун и Ольгинский. Таможня охватывает районы Приморского края площадью более 55 тысяч км2.
Исполняющий обязанности начальника Находкинской таможни полковник таможенной службы Юрий Геннадьевич Кишинский рассказал нам о том, как живет таможня сегодня.
3 Юрий Геннадьевич, с какими результатами встречает Находкинская таможня 112-й день рождения?
— Два года назад Находкинская таможня передала функции декларирования товаров в электронные таможни и получила новый статус — таможня фактического контроля. Сегодня таможня уполномочена проверять грузы перед их ввозом-выво-зом за границу или оформлять морские суда, взвешивать грузы, отбирать пробы и образцы для экспертиз. Но работы у таможни не убавилось. Объём грузов, перемещаемых через порты Восточный и Находка, в этом году составил 15,5 млн тонн. При этом количество контейнеров в сравнении с прошлым годом увеличилось на 30%.
В 2021 году таможня провела 1,3 тысячи таможенных досмотров и осмотров, оформила 1,3 тысячи морских судов.
Находкинская таможня остается одним из лидеров на Дальнем Востоке по оформлению транзитных грузов. Каждый третий контейнер, прибывший в таможню, — транзитный. Транзит идет через порт Восточный, откуда морем экспортируется в страны Азии, а если это импорт — по железной дороге по России, в страны СНГ и ряд стран Евросоюза. С начала года таможня оформила 265 тысяч тонн транзитного груза.
3 Юрий Геннадьевич, что нового в работе таможни?
— Таможня не стоит на месте, двигается вперед. В планах — реализация концепции развития Федеральной таможенной службы, суть которой в переводе всех таможенных процедур под контроль искусственного интеллекта.
С каждым годом доля автоматических процессов без участия человека возрастает. Например, по сравнению с прошлым годом в Находкинской таможне увеличилась в 13 раз авторегистрация предварительных электронных транзитных деклараций. Это новая технология, которая позволяет оформлять декларации на транзит без участия человека менее чем за одну минуту. В результате сокращается время нахождения грузов в морских портах.
Таможня продолжает активно участвовать в проектах и экспериментах. Недавно Находкинская таможня приняла участие в очередном совместном проекте Федеральной таможенной службы и датской компании Maersk – мирового лидера в морских контейнерных перевозках. Таможня оформила первые две партии транзита по новому трансконтинентальному маршруту, запущенному Maersk, из Юго-Восточной Азии через порт Восточный, далее по железной дороге до Новороссийска, оттуда в регионы Черного моря и Восточного Средиземно-морья. Новый маршрут доставки грузов занимает 25-30 суток, тогда как при традиционном морском пути через Суэцкий канал — 40-45 суток.
Подобный ускоренный маршрут, только из Азии в Европу и обратно, действует с 2019 года. Время доставки грузов сократилось в два раза. С начала 2021 года по этому маршруту таможня оформила около двух тысяч контейнеров.
3 Еще год назад много говорилось о введении обязательной маркировки. Оправдались ли ожидания?!
Таможенная служба продолжает борьбу с поддельным, некачественным товаром. На это направлена система обязательной маркировки товаров, задача которой в присвоении каждому товару уникального штрих-кода. Код хранит в себе всю информацию об иностранном товаре, в том числе весь путь от ввоза до продажи. Импортер обязан нанести этот код, а таможня на границе проверить наличие маркировки на товаре. Покупатель в свою очередь может скачать мобильное приложение, с помощью которого сканировать код маркировки и проверять подлинность товаров.
На сегодняшний день обязательно маркируются изделия из натурального меха, обувь, табак, лекарства, духи и туалетная вода, а также фотокамеры, новые шины и покрышки. В этом году планируется обязательная маркировка сыров, мороженого, ювелирных изделий. К 2024 году система маркировки товаров в России должна охватить все ввозимые товары.
Таможня совместно с Роспотребнадзором проводят совместные рейды для выявления на внутреннем рынке немаркированных товаров. В этом году выявлено и изъято из торгового оборота около восьми тысяч пар немаркированной обуви.
3 Юрий Геннадьевич, какие правонарушения, допускаемые участниками ВЭД, выявляет Находкинская таможня?
— Преимущественно таможня возбуждает дела об административных правонарушениях по фактам недекларирования товаров и сообщения недостоверных сведений о транзитных грузах. Правонарушителей чаще всего наказывают штрафом. Одно из последних дел — таможенники задержали около двух тонн незадекларированных китайских автозапчастей. За нарушение таможенных правил фирма из Татарстана заплатила около 700 тысяч рублей штрафа. Всего в этом году наложено около девяти миллионов рублей штрафов на фирмы-нарушительницы.
Последнее уголовное дело возбуждено в отношении моряка российского судна, убывающего из Находки в Японию. В его каюте служебная собака обнаружила бумажный сверток с наркотическим средством — каннабисом (марихуаной). Нарушителя закона ждет наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет.
Наталья ВОТЧАЛ

Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.