Летом этого года заслуженный коллектив самодеятельного художественного творчества Приморского края образцовый хореографический ансамбль «Парус» отметит своё 30-летие. И сегодня в преддверии Международного женского дня у нас в гостях бессменный руководитель этого коллектива Татьяна Александровна СУХОРУКОВА, вечно юная и одухотворённая, подобно богине танца Терпсихоре.
Татьяна Александровна, какие люди и события повлияли на выбор профессии?
– Не буду оригинальной, если скажу, что у большинства людей увлечения, которые в зрелом возрасте становятся смыслом всей жизни, уходят корнями в раннее детство. Так было и у меня.
Детство моё прошло в Курской области. Мама – человек городской, утончённый, а папа – из деревенской глубинки. Он-то и был настоящим носителем русской народной культуры – безо всякого музыкального образования лихо играл на балалайке и гармони, а затем освоил и фортепиано. Ни одно застолье не обходилось без папиных творческих выступлений – исполнения народных песен, частушек.
Видимо, мне передалась папина страсть к ритму, музыке и любовь к русскому народному творчеству. Поэтому по окончании десятилетки выбор профессии не вызывал сомнений – только учитель хореографии. Хотелось воплотить детские мечты – создать свои собственные танцевальные номера.
– Помимо хореографического училища Вам удалось закончить ещё и филологическое отделение Курского государственного педагогического института по специальности учитель русского языка и литературы. Как Вы считаете, эти две специальности дополняют друг друга?
Да, надо признаться, что специальности у меня две. Почему выбрала русскую филологию? Опять же по призванию, считаю, что каждый истинно русский человек должен знать и любить свою историю, культуру, язык. А у нас были замечательные педагоги, которые прививали эту любовь студентам. Например, к преподавателю по устному народному творчеству (фольклору) студенты ходили до третьего курса, чтобы просто послушать, как он читает народные сказы.
Поэтому могу с уверенностью сказать, что знание русского языка, литературы, истории и народных традиций русского народа только расширило мой кругозор, а желание придумывать свои народные танцы ещё больше окрепло. Знание русского фольклора и истории народного костюма помогло при создании многих творческих областных номеров, таких как «Смоленский гусачок», «Орловская матаня», «Владимирская топотуха». Когда моих знаний недостаточно, обращаюсь к энциклопедиям, именно они помогают при раскрытии не только русских народных, но и других национальных образов.
– Татьяна Александровна, расскажите, пожалуйста, что привело Вас в мир профессионального танца?
В 1980-е годы на одном из танцевальных конкурсов в Воронеже, куда съехались творческие коллективы со всего региона, меня и ещё нескольких исполнителей заметил руководитель хореографического ансамбля народного танца «Юность Курской Магнитки» в городе Железногорске Вячеслав ПОГОДИН и предложил работу в этом известном коллективе. Предложение было принято – в ансамбле я танцевала 5 лет, а потом произошло то, что обычно происходит со многими женщинами – замужество и переезд вместе с супругом в далёкий приморский городок Находку.
– Татьяна Александровна, на новом месте у Вас поначалу не всё удавалось. Что же дало силы для реализации своих планов?
– Да, надо признаться, что в первое время было тяжело адаптироваться в чужом незнакомом городе – не было родственников, друзей. Но была страсть к танцам и огромное желание реализовываться! Видимо, именно это желание привело на работу в Дом пионеров. Вскоре меня заметили (город-то небольшой, и все на виду) и пригласили на должность педагога-репетитора в ансамбль танца «Чайка» при Доме культуры моряков. Коллективом на тот момент руководил Геннадий БАРАНОВСКИЙ, а в мои задачи входило отрабатывать готовые танцевальные номера.
Но всё равно работа в ансамб-ле не вызывала у меня вдохновения, хотелось сделать свой собственный номер – так, как его вижу я сама. Как всегда помог случай: в ДКМ существовала немногочисленная детская хореографическая студия, и однажды она осталась без руководителя. И я решила, что это мой шанс – взяла ансамбль в свои руки и первое, что сделала: объявила конкурс о наборе в новую танцевальную студию. Вновь пришедших ребят отбирала в две возрастные группы по нескольким критериям, более сотни человек прошло через мои руки.
Это событие и стало рождением нового «Паруса», которому скоро 30 лет. На сегодняшний день у ансамбля несколько почётных званий – он стал заслуженным и образцовым, а это повод для гордости.
– Вы стали художественным руководителем детского коллектива. Означало ли это, что Вы навсегда попрощались со сценой?
– Конечно, желание танцевать, радовать зрителей своим талантом на сцене осталось. Поэтому в первое время работы в ансамбле «Парус» я иногда включала в постановки роли, которые исполняла сама. Например, солировала в таких постановках, как «У реки», «Жили у бабуси», правда в те времена я с виду мало чем отличалась от своих воспитанниц-подростков.
Кроме того, в 2001 году в составе делегации Находки путешествовала по городам-побратимам Японии с русскими народными танцами.
– Татьяна Александровна, занятия с начинающими танцорами и постановка новых хореографических номеров отнимали у Вас много времени. Как же вы совмещали личную жизнь с работой?
Что там лукавить, совмещала с трудом. Оба сына – Артём и Марк прошли школу «Паруса», ведь ни дедушек, ни бабушек рядом не было. Но можно сказать, что мои сыновья были под присмотром русского народного творчества. Между детьми у меня был большой перерыв, долго не решалась становиться мамой во второй раз, ведь это означало бросить любимое детище – свой ансамбль. Но так вышло, и возможно, в этом есть и моя заслуга, что мои детки научились решать свои проблемы самостоятельно.
У старшего сына уже две прекрасные дочурки, и они под моим присмотром обучаются искусству танца в коллективе «Парус».
– А есть ли в Вашей семье какие-то особые традиции?
– Конечно. Во-первых, хочу отметить, что с тех пор как мой старший сын Артём женился, у меня в Находке появилась большая семья – это родственники моей невестки, и с ними мы всегда тепло общаемся.
Нашими любимыми семейными праздникам стали Рождество и Масленица. Новый год вот уже многие годы не получается праздновать в кругу семьи, потому что, как правило, этот праздник приходится проводить на работе. А на Масленицу в нашей семье устраиваются «Тёщины посиделки» с блинами и угощениями в лучших русских традициях. Любим мы, конечно, и другие праздники – дни рождения, например, которые у нас всегда готовятся заранее и проходят очень весело и креативно!
– Татьяна Александровна, а есть ли у Вас какие-либо увлечения, кроме хореографии?
– Я очень люблю готовить. Правда, времени не всегда хватает. Но уж если выпадает свободный денек – я могу целый день провести его у плиты. Постоянно ищу в интернете новые рецепты. Вообще, люблю встречать гостей дома и радовать их своими кулинарными изысками.
– Кроме творческих планов есть ли какие-то личные планы?
Есть. Но не всегда они сбываются, к сожалению. В этом году хочу съездить на вечер встречи выпускников нашего хореографического училища. Посмотреть, кто кем стал, пообщаться. Интересно, что из 30 моих одногруппников, только я одна осталась в профессии. Ещё хотелось бы повидаться с родственниками из центральных областей России.
– Татьяна Александровны, как Вы считаете, в чем заключается женское счастье для тех, кто выбрал сцену своей основной профессией?
– Наверное, когда сошлись все звезды: когда у тебя есть семья, и все близкие твои здоровы, когда есть возможность реализоваться. Когда ты не одинок – когда у тебя есть и любимый коллектив, и дом, где тебя ждут. Когда ты видишь результат своего труда, и он тебя радует!
Его Величество Танец — это результат вдумчивого созерцания природы, где всё движется в ритме согласно неписаным законам, и Татьяне СУХОРУКОВОЙ открыты таинства этих законов, секреты русского народного характера и простого женского счастья.