Транзит: шаги роста и перспективы

С видовой площадки ООО «Восточная стивидорная компания» открывается панорама контейнерного терминала, куда и откуда прибывают и отправляются различные грузы в страны всех континентов.

Весь процесс перевалки контейнеров современными высотными портальными перегрузчиками — как на ладони. Прием и отправка — сфера деятельности Находкинской таможни. На Дальнем Востоке она является одним из лидеров по объему оформляемого транзитного груза. Каждый третий-четвертый контейнер, оформленный находкинскими таможенниками, транзитный. Откуда и куда такие грузы, как ускорить их прохождение в порту и сократить время на оформление — об этом наша беседа с начальником отдела контроля за таможенным транзитом Находкинской таможни Владимиром СТЮПАНОМ. Местом встречи выбрали видовую площадку.

По каким маршрутам идут в Находке транзитные грузы?
— 97 % транзитных товаров, оформляемых Находкинской таможней, идут через порт Восточный, куда прибывают морем в основном из Китая и Республики Корея. После прохождения таможенных формальностей транзитные контейнера «собирают» по общим маршрутам доставки, грузят на железнодорожные платформы, расположенные в ООО «Восточная стивидорная компания», и отправляют в пункты назначения. Около 40 % грузов адресованы в регионы Российской Федерации, около 60 % — в страны СНГ, преимущественно в Узбекистан и Казахстан, и небольшой объем — в страны Евросоюза.
Сегодня прорабатываются новые транзитные маршруты. Недавно таможня оформила первые 34 контейнера, прибывших в порт Восточный из Юго-Восточной Азии. Далее по железной дороге они идут до Санкт-Петербурга и морем в страны Евросоюза. Традиционный маршрут из Азии в порты Евросоюза идет через Суэцкий канал и занимает около 30 суток. Новый путь сокращает доставку транзита до 18 дней, что делает новое транспортное предложение гораздо интереснее и перспективнее.
— В чем заключается таможенный досмотр контейнеров после их выгрузки в порту?
— Контейнера выгружаются на складские площадки ООО «Восточная стивидорная компания». Таможенники досматривают лишь часть контейнеров. Связано это с тем, что некоторые участники внешнеэкономической деятельности указывают в декларациях недостоверные сведения, например, о весе, наименовании или количестве.
Таких контейнеров немного: около 6 % контейнеров — перепроверка заявленного в декларации веса, около 10 % — осмотр с использованием инспекционно-досмотровых комплексов, которые без вскрытия контейнеров за три — четыре минуты сканируют и дают изображение с содержащимся внутри товаром. После проверки документов, поданных участниками ВЭД в таможню, груз направляется в пункты назначения.
— А как часто выявляют незадекларированный товар?
— В 2019 году таких нарушений было 68. Последний случай произошел в октябре, когда инспекционно-досмотровый комплекс выявил в транзитном контейнере 15 снегоуборщиков, не заявленных в декларации.
— Сколько времени транзитный груз находится в порту?
— Несколько лет назад транзит в порту Восточный находился восемь дней. Сегодня — четверо суток и менее. Таможня проверяет документы и выпускает товар за 20-25 минут, а несколько лет назад на это уходило более часа.
— Тогда и время нахождения транзита в порту сократилось в два раза?
— Ускорить время прохождения груза в порту – общая задача государственных служб, стивидорной компании, организаций, предоставляющих услуги в порту. Связано это с ежегодным ростом объемов транзитного груза и,как следствие, необходимостью увеличить пропускную способность портов и минимизировать издержки бизнеса. В 2019 году Находкинская таможня оформила более одного миллиона тонн транзитных товаров, что на 100 тысяч тонн больше аналогичного периода прошлого года.
— Владимир Григорьевич, а что способствует такой положительнорй динамике?
— Упростить и ускорить прохождение груза в порту нам помогают инновационные технологии. В первую очередь, электронное декларирование, которое способствует сокращению времени регистрации деклараций, делает взаимодействие перевозчиков и декларантов с таможней оперативным и прозрачным. Бизнес оценил достоинство технологии, и сегодня 100% транзитных деклараций подаются в электронном виде.
Ускорению грузопотока способствует предварительная подача электронных транзитных деклараций. Если таможенники не выявили нарушений, то такие грузы оформляются еще до разгрузки судна, что ускоряет их вывоз из порта. Предварительная подача удобна для участников ВЭД, экономит их затраты на хранение грузов в порту. В сравнении с прошлым годом участники ВЭД подали предварительных деклараций в два раза больше.
Сокращению времени оформления грузов способствует и эксперимент по электронному декларированию транзитных товаров, направляемых в государства ЕАЭС. В 10 раз увеличилось количество оформленных электронных деклараций на грузы, направляемые в государства Евроазиатского экономического союза.
— Меняется время — меняются и задачи. Что планируется на перспективу?
— Уже сейчас мы готовимся к внедрению в таможне технологии автоматической регистрации электронных транзитных деклараций, которая без участия таможенников будет проверять поданные декларации и регистрировать их. Активно участвуем в создании упрощенной и ускоренной схемы оформления транзитного товара, которая направлена на сокращение времени нахождения контейнеров в порту Восточный, ускорение перемещения грузов железнодорожным транспортом по Транссибирской магистрали, что положительно повлияет на динамику перемещения грузов железнодорожным транспортом в отдельно взятом морском порту и на повышение конкурентоспособности российских железных дорог и транспортной системы в целом.
Беседовала Наталья ВОТЧАЛ

Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.