79 лет снятия блокады Ленинграда
Члены общественной молодёжной организации «Молодая гвардия» Находки во главе с Вероникой ПРИТУЛА, помощником депутата Законодательного Собрания Приморского края Николая АЛЁШИНА, от имени местного отделения партии «Единая России» и городского совета ветеранов поздравили блокадников Ленинграда с 79-й годовщиной полного снятия блокады букетами цветов и продуктовыми наборами.
В Находке проживает девять женщин, на чью долю выпали годы нелёгкого и сурового детства. Среди них — Нина СУХОПАРОВА. Когда объявили блокаду города, ей было четыре года. Отец Василий Иванович в это время воевал на фронте. Старший брат, учащийся ремесленного училища, сильно промочив ноги, простудился и умер. Нина жила с мамой, Анной Дмитриевной. Однажды во время очередного вражьего артналёта в их коммунальный дом угодил снаряд, и часть дома изрядно разрушилась. Пострадала и их квартира. Маме Нины дали койко-место в комнате с подселением, где уже проживало четыре человека.
— Это была небольшая комнатёнка, по углам стояли кровати и оставалось только узенькое пространство на проход. Мама от голода и холода постоянно болела и практически не вставала с кровати. А я, сколько есть силы, часто старалась дышать ей в спину, чтобы хоть как-то её согреть. Кушать практически было нечего. В тумбочке на стене лежал наш с мамой кусочек хлеба. Я стану на табуретку, посмотрю на него, а есть не решаюсь. Оставляла маме. Хотя сама была голодная. Мама не выдержала этих испытаний и умерла от истощения и болезни, а меня забрала к себе родная тётя. Помню, у неё в кастрюльке лежал замоченный горох. Когда она уходила из дома, строго наказывала: «Смотри, не ешь, а посчитала каждое зёрнышко.» Но я не в силах была перебороть чувство голода, набирала в детский кулачок зёрнышек и ела. Через некоторое время пришли чужие люди и вместе с другими детьми отправили в детский дом во Владимирскую область, — вспоминает Нина Васильевна.
Здесь она воспитывалась до совершеннолетия, отсюда поступила и окончила педучилище. Получив диплом в 1952 году, уехала на строительство Находки. Немного поработала на стройке, а в 1957 году пришла в школу № 11, где трудилась по специальности 17 лет. Награждена медалью «100 лет со дня рождения В.И. Ленина», благодарностями и грамотами. В начале 80-х годов устроилась в БАМР, где отработала девять лет прачкой и уборщицей. В семье родились двое детей, которые живут в Находке и подарили родителям двух внуков и трёх правнуков.
Татьяне ХУДЯКОВОЙ не было и двух лет, когда Ленинград постигло это страшное испытание. Она мало что помнит из того, как выживала их семья. Разве только то, что постоянно хотелось есть, а продуктов практически не было. Отца призвали на фронт, откуда не вернулся домой. Мама очень рано умерла от истощения и холода. И маленьких девочек, Риту и Таню, забрали в детский дом, что в Ярославской области.
Достигнув возраста совершеннолетия, Маргарита, которая на два года старше своей сестры, по комсомольской путёвке уехала строить Находку. Спустя несколько лет Татьяна тоже приехала в Находку. Поначалу работала на стройке штукатуром, несколько лет отходила в моря в Дальневосточном морском пароходстве. В 1972 году пришла в БАМР, трудилась сетевязальщицей на фабрике орудий лова, а потом выучилась и до 1983 года работала на рыбацком предприятии крановщицей, откуда и вышла на заслуженный отдых.
— Мы с Ритой неоднократно искали наших родственников в Ленинграде, но так и не нашли. Спасибо, что нас, блокадниц, не забывает совет ветеранов Находки и другие организации. Огромное спасибо за подарки и поздравления «Единой России», — сказала Татьяна Алексеевна.
Блокадницу Галину МИХАЛЬЧУК поздравляли в городской больнице, где она находится на лечении. Она встретила молодогвардейцев с улыбкой.
— Огромное спасибо, что не забываете меня. А за подарки благодарность всем, — сказала она, принимая букет цветов и пакет с продуктами.
Когда объявили блокаду Ленингруда, Галине едва исполнилось четыре года. К этому времени она уже была сиротой и жила с мамой Евдокией КОЛОДИЕВОЙ. Её отец, полярный исследователь, в конце 30-х годов прошлого века в составе научной экспедиции прошёл на ледоколе до бухты Провидения, что на Чукотке. При возвращении из гидрологической экспедиции в конце октября 1940 года во время шторма у берегов Камчатки судно затонуло со всем экипажем и членами экспедиции (98 человек), в числе которых был и ее отец — полярный исследователь Николай КОЛОДИЕВ.
— Блокада Ленинграда запомнилась голодом и холодом, разрушением от бомбёжек и артналётов. Мама днями работала в домоуправлении, а вечером приносила по карточке немного хлеба на двоих. Государство в компенсацию за смерть отца выдало нашей семье приличную сумму денег, и мама потратила их все на продукты. Так и выжили,- вспоминает ветеран.
В 1944 году она пошла в Ленинграде в первый класс. Получив аттестат о среднем образовании, окончила институт советской торговли и по распределению попала на Дальний Восток. Муж устроился на Приморский судоремзавод, а Галина Николаевна практически всю жизнь отработала товароведом в сфере торговли Находки.
Молодежный актив развез подарки остальным жителям блокадного Ленинграда — Леличи БЕСЕДИНОЙ, Людмиле ПРЯХИНОЙ, Зое РАСЩИБИНОЙ, Татьяне САДКОВОЙ, Евгении СУЧКОВОЙ и Марии ФИНОГЕНОВОЙ, поздравив их с годовщиной полного снятия блокады и передав поздравления от совета ветеранов Находки и местного отделения политической партии «Единая Россия».
Владимир ФЁДОРОВ