Центральная площадь

Тысячи горожан ежедневно проезжают Центральную площадь города на автобусах, своих личных и служебных автомобилях, и вряд ли кто-то задумался о том, как здесь было 80 лет назад.

Сегодня на площади стоят красивые высотные здания — деловые центры. Рядом администрация и дума города, налоговая служба, памятник основателю первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян Владимиру Ильичу Ульянову — Ленину. В советское время площадь была местом проведения массовых демонстраций солидарности трудящихся, празднования 1 мая — Дня весны и труда, 7 ноября — Дня Великой Октябрьской социалистической революции. Сегодня старожилы города, да и их дети, которые вместе с родителями приходили на эти демонстрации, с теплотой в душе вспоминают эти праздничные дни.
В 30-е годы прошлого века жизнь в небольших посёлках Находка и Американка текла без особых изменений. Население проживало в рыбацких хуторах в бухтах Читувай, Людянза, Тихангоу, Вызыгоу и других мелких поселениях в распадке сопок полуострова Трудный.
После военных событий 1929 года на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) между вооруженными силами СССР и белокитайскими милитаристами и посещения летом 1931 года Приморского края народным комиссаром по военно-морским делам Ворошиловым К.Е., было принято решение об укреплении береговой полосы Приморского края оборонительными сооружениями. Был организован Сучанский сектор береговой обороны. В течение десяти лет строились в бухтах долговременные бетонные огневые точки для уничтожения десанта противника, береговые артиллерийские батареи, аэродромы, пограничные отряды, морские части погранвойск и т.д. В результате был создан мощный оборонительный рубеж общей протяжённостью 300 км от залива Посьет до бухты Ольга.
События на озере Хасан и на Халхин-Голе в 1938-39 годах показали, что японские милитаристы не отказались от намерений завоевать часть территории Дальнего Востока. 20 октября 1938 года был образован Приморский край, который возглавил первый секретарь Приморского краевого комитета ВКП(б) Николай Михайлович ПЕГОВ. Владивосток в эти годы был крупным портом Дальнего Востока, здесь строились предприятия, создавалась инфраструктура, жилые микрорайоны, он был главной базой Военно-морского Тихоокеанского флота.
Опасаясь, что в случае военных действий с Японией бухта Золотой Рог после налета авиации противника может стать кладбищем военных кораблей, Пегов предложил Политбюро ВКП(б) рассмотреть возможность строительства нового порта в бухте Находка. В апреле 1939 года в Приморье прибыл член Политбюро ЦК ВКП(б) Андрей ЖДАНОВ и поддержал Николая Михайловича, отметив, что выбранное им место «настоящая находка».
13 ноября 1939 года по Северо-восточному исправительно-трудовому лагерю государственного управления строительства Дальнего Востока НКВД СССР под грифом «Секретно» издается приказ «по свертыванию деятельности стройучастков и отделов, находящихся в г. Владивостоке, и переносе их в бухту Находка». Перевод лагерей в бухту Находка был вызван, в первую очередь, необходимостью большого количества рабочей силы при строительстве здесь торгового, рыбного портов и судоремонтных заводов. И вместе с первостроителями-добровольцами в Находку потянулись железнодорожные составы с заключенными. Перед началом Великой Отечественной войны в окрестностях Находки располаголась четыре таких лагеря.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1940 года населенный пункт Находка стал относиться к категории рабочих посёлков. Решением Приморского крайисполкома номер № 976 от 20 ноября 1940 года рабочий посёлок Находка, бывший в границах Американского сельского совета, был выделен в непосредственное подчинение Приморскому краевому исполнительному комитету.
Перед администрацией созданного Американского сельского совета встала проблема, где разместить единый центр управления. Было принято решение строить здания на южном пологом склоне мыса Шефнера. Из строительных материалов были: древесина, кирпичи, шлакоблоки, цемент. На фотографии 1940 года видно начало строительства Административного городка, с которого началось будущее строительство нашего города. Здесь разместились первые строители города и будущих предприя-тий, политотдел НКВД «Дальстроя». «Дальстрой» возвел целый поселок двухэтажных домов, здание управления, первые медицинские учреждения, больницу, поликлинику, почтовое отделение, кинотеатр, расположенный в бараке с названием «Строитель». Одновременно строились дома для проживания семей офицеров политотдела НКВД на улицах Красноармейской и Комсомольской. Армейские строительные батальоны быстро возводили кирпичные казармы для солдат — охраны лагерей заключенных, сохранившиеся до сих пор на улице Линейной.
С началом Великой Отечественной войны строи-тельство в поселке стало менее активным. «Если Родина в опасности — значит всем идти на фронт». После войны продолжилось строительство будущего торгового порта, а для административных зданий требовались площади. Центральная площадь в то время была на сопке с крутым подъемом. Как вспоминают старожилы, самосвалы ЗИС-5 с грузом, машины, полученные по ленд-лизу — студобеккеры, с трудом преодолевали подъем.
В 1946 году экскаваторщик БАХТИЯРОВ с напарником БОЕВЫМ сняли четырехметровый слой верхней части сопки и получилось то, что мы сегодня называем «Центральной площадью». Во время дождей на площади была сплошная грязь, поэтому было принято решение уложить природным камнем и галькой проезжую часть и пешеходные дорожки. На созданной площади были сразу построены деревянные здания, в которых расположились отделения райкома партии и райисполкома, отделение местной милиции на месте сегодняшнего нахождения сквера с памятником Ленину. Параллельно строились здания бытового обслуживания населения: столовая, аптека, парикмахерская, жилые бараки, фотография (Брызгалина). Одним из первых кирпичных зданий на улице Портовой была построена гостиница, здание которой сегодня стоит на этой улице под номером 4.
Для развития южной части города до действующих, набирающих силу предприятий, необходима было железная дорога. Прокладку железнодорожного полотна от станции Каменка (Бархатная) к будущей станции Тихоокеанская сдерживали два препятствия: отсутствие железнодорожного моста через речку Каменка и южная часть мыса Шефнера. В 1948 году начались работы по выборке грунта для проема и прокладки железнодорожных путей с использованием японских военнопленных, взрывных работ и имеющейся в наличии землеройной техники. Взорванный грунт перевозился на вагонетках по узкоколейке на мыс Шефнера. Позднее была засыпана перемычка, соединившая мыс Шефнера с островом Новицкого. Железнодорожной проход между Адмгородком и Центральной площадью был пробит в 1953 году.
Сегодня о крутом подъёме на площадь можно судить по зданию вневедомственной охраны, которое было построено в начале пятидесятых годов. Здание располагалось в начале подъема на площадь и было городским отделом милиции, которое возглавлял Николай Данилович КУЛЬЧИН (24.08.1912 – 5.10.1998 гг.), впоследствии полковник милиции. С целью уменьшения крутизны подъема для прохождения транспортных средств была произведена отсыпка скальным грунтом дорожного полотна. Здание вневедомственной охраны сейчас находится значительно ниже по отношению к дороге и защищено подпорной бетонной стеной.
К первому сентября 1936 года на восточном склоне одной из красивейших сопок в центре современной Находки была построена школа № 4. Небольшой деревянный дом вмещал в себя всего четыре класса общей площадью 160 квадратных метров. Школа располагалась на месте современного здания по Находкинскому проспекту, 18 (где сейчас находится редакция газеты «Находкинский рабочий»). По решению Приморского облоно, здесь была открыта семилетка. Семьи тогда были многодетными, поэтому школа была полностью заполнена учениками.
На первое сентября в школе числилось 210 учащихся. Директором школы была Евдокия Ивановна ОВСЯННИКОВА, которая, приехав в посёлок молодым учителем в 1935 году по призыву Всесоюзного старосты Михаила Ивановича КАЛИНИНА на освоение Дальнего Востока, так и осталась на долгие 30 лет работать руководителем школы, до 1966 года.
Школа № 4 старше города Находки и имеет свою историю, которая тесно связана с его историей. Первые выпускники школы стали участниками становления и развития города, его первостроителями. В 1938 году дирекция школы и родительский комитет обратились в Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения) с просьбой о строительстве нового здания. В 1938 году именно в том месте, где сейчас располагается школа, было начато строительство, которое было завершено в 1939 году. Так появилась та школа, которую мы знаем.
Тогда она была двухэтажная, но для посёлка того времени это было фантастическое здание — первое двухэтажное и каменное. Отопление было печное, вода привозная. В ноябре 1939 года учащиеся заполнили новые светлые и просторные классы. Такого в посёлке никто не видел. Два года школа работала в одну смену. Количество учащихся перевалило за 350 человек.
Преподавательский состав школы № 4 был очень высококвалифицированным. Многие из учителей заканчивали высшие учебные педагогические заведения Москвы, Ленинграда и других городов. Вместе с мужьями-офицерами они приезжали в посёлок Находка и работали в учебных заведениях.
18 мая 1950 года посёлку Находка был присвоен статус города краевого подчинения с населением 35 тысяч человек. Город бурно строился и рос. С ростом города увеличивалось число учащихся в школе, и в конце 1950 года их стало 1400 человек. Занятия вынуждены были проводить уже в три смены. В 1960 году было принято решение реконструировать школу, надстроив третий этаж и построив рядом здание мастерских и спортивного зала. Строителям помогали учащиеся 5-10 классов. Благодаря этому 1 сентября 1960 года обновлённая школа была готова к приему учеников. Учебная площадь увеличилась более чем в два раза. В 2016 году школе исполнилось 80 лет.
На западной стороне от Центральной площади долгие годы находилась воинская часть № 40066. Сейчас от нее осталось только шесть зданий. Ниже школы №4 стоит одноэтажное длинное здание- это был Дом офицеров, культурный центр части. Второе сохранившееся здание, небольшой домик между школой № 4 и медцентром, — служебное жилье для семьи начальника особого отдела в/ч № 40066 — ЕРЁМИНА. Третье и четвёртое здание (ул. Школьная, 11, 13), рядом стоящие двухэтажные здания, — служебное жилье для семей командира части БАСОВА и начальника штаба РЫБИНА. Рядом стояло ещё одно двухэтажное здание (ул. Школьная, 15), в нём располагался особый отдел части. Шестое здание (ул. Школьная, 9) — двухэтажное кирпичное здание строилось в конце пятидесятых годов как штаб.
В 1961 году в/ч № 40066 была расформирована. Дом офицеров был передан военной гидрографии, которое располагалось там до 2001 года. Затем здание было передано военной прокуратуре, а позднее — администрации города.
А новое здание незаселившегося штаба долго пустовало. Городские власти долгое время не могли придумать, что разместить в нём (ул. Школьная, 9). Позднее в нём располагался противотуберкулезный диспансер, до 1993 года, затем разместился в полуподвальном помещении временный ночлег для бездомных. В настоящее время там расположилось отделение городской санэпидемстанции.
В 1950 году в честь 80-летия Ленина на площади был установлен памятник, который соединялся с трибуной. Праздничные демонстрации трудящихся 1 мая и 7 ноября проходили здесь. Трибуна и памятник находились на месте сегодняшнего здания Федеральной налоговой службы.
Первые кирпичные каменные дома (Находкинский проспект, 11,15,17) появились в 1942 году на месте выбранной выемки у сопки. Выемка была глубокая, и окна вторых этажей смотрели в сопку. Позднее, когда формировали дорогу к площади, значительную часть скалы проезжей части дороги убрали.
Центральная площадь, как хороший магнит, собирала вокруг себя поле инфраструктуры, здания управления производственных предприятий, «Дальинторга», Госбанка, автовокзала, гостиниц и другие объекты.
17 июня 1947 года порт-пункт Находка преобразован в морской торговый порт второго разряда. Самостоятельную деятельность порт начал 1 октября 1947 года. Первым начальником морского торгового порта был назначен Валериан Александрович ГОСТЕВ (1905-1960 гг.), участник Великой Отечественной вой-ны, награжденый боевыми наградами.
В 1951 году вступил в строй Находкинский судоремонтный завод. К причальной стенке завода с аварийными повреждениями был поставлен пароход «Витебск», который был отремонтирован раньше установленного срока. Первым директором был назначен П.Я. ГОРБАТЕНКО.
4 декабря 1950 года Совет министров СССР принимает постановление об образовании морского рыбного порта Находка, а с 11 декабря 1950 года, приказом министра рыбного хозяйства, порт зачислен в действующие. Первым директором, с 1950 по 1968 годы, работал Владимир Герасимович ЗВЕРЕВ (1907-1968 гг.).
В 1956 году передано в Находку из Преображения УАМР (Управление активного морского рыболовства). Первым начальником УАМР стал Алексей Феодосиевич ЛУКЬЯНЧУК.
1 октября 1957 года вступил в строй действующих Приморский судоремонтный завод. Директором был утвержден основатель завода Степан Николаевич ГЕЙЦ (1912-1977 гг.), который руководил им до 1972 года.
Город-порт Находку построили за 20 лет комсомольцы, добровольцы и спецконтингент. Нужно отметить напряженную, сплоченную работу работников райкомов партии, горисполкомов, горкома партии, комсомола. Вечная слава всем, кто внес частичку своего труда в становление нашего любимого города-порта Находка.
При написании статьи были использованы архивные материалы и воспоминания старожилов города: Владислава Емельяновича Качура,Нонны Валериановны Гостевой, Екатерины Сергеевны Белушкиной, Людмилы Александровны Клочко (Комневой), Ивана Фёдоровича Гурко.
Шамиль ВАХИТОВ,
ветеран труда Приморского СРЗ,
член РГО и ОИАК

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.