Об изменениях климата сегодня говорят все чаще и чаще. Главным «виновником» природных катаклизмов настойчиво называют всемирное потепление, вызванное гигантскими выбросами газов в атмосферу. Этой проблеме была посвящена прошлогодняя Парижская конференция ООН. Кто и что влияет на климат? Эти и другие вопросы газета решила адресовать профессиональному геофизику, палеоклиматологу, специалисту в области влияния климатических катастроф на миграции древнего человека, члену Академии ДНК-генеалогии Валерию ЮРКОВЦУ.
Начать мне бы хотелось со слов моего коллеги Юрия Бастрикова: «День сменяет ночь, за приливом следует отлив, новолуние переходит в полнолуние, после лета наступает осень, а за ней — зима… Обычный ритмичный порядок бытия, привычный, как пульс или дыхание… Нечасто мы вдумываемся в глубинную суть этих волн, качающих нас в океане Жизни. И уж совсем мало знаем о тех пульсациях окружающего нас мира, которые растягиваются на десятилетия, века, тысячелетия». Это цитата из его статьи «Этот ритмичный, ритмичный, ритмичный мир», опубликованной 12 лет назад. Статья посвящена глобальным климатическим ритмам, имеющим протяжённость в тысячи лет.
Эти ритмы хорошо известны специалистам, чей профессиональный кругозор охватывает историю Земли и человека на значительных промежутках времени, – геологам, географам, археологам, историкам. Не так давно к ним добавились и представители ДНК-генеалогии, которые проследили историю человеческого рода на сотни тысяч лет в прошлое. Именно данные ДНК-генеалогии помогли уточнить продолжительность этих ритмов, благодаря чему стало возможным понять причины изменений климата на Земле.
Оказалось, что миграциями, столкновениями культур и народов, рождением и гибелью цивилизаций жёстко и безальтернативно управляют два климатических цикла: большой — 26 тысяч лет, и малый — 2 тысячи лет. В их основе лежат астрономические факторы, если кратко — соотношения орбитальных параметров Земли и Луны относительно Солнца, влияющие на изменения количества солнечного тепла, поступающего на поверхность нашей планеты. При этом у каждого из циклов обнаружилась своя «область действия». Большой период отвечает за смену оледенений и межледниковий, малый, имеющий для нас главное значение (до оледенения ещё далеко), «рулит» засухами и увлажнениями зоны умеренного климата. Причём один раз в течение этих 2 тысяч лет, в увлажнение, природа выступает в роли «щедрого царя», одаривающего человечество землёй – огромными пространствами, вдруг ставшими пригодными для проживания и процветания. В это время всегда наблюдаются расширение территории обитания человека и его количественный рост. Второй раз в течение этого периода, в этап опустынивания, природа становится жестоким диктатором, сгоняющим с обжитых пространств целые страны и народы, что приводит к войнам и неисчислимым бедствиям для всего человечества.
Звучит пугающе. Неужели нас ждут все эти катаклизмы?
— Точное знание причин и протяжённости циклов позволило сделать и точный прогноз изменений климата на ближайшее будущее. «Щедрую» часть двухтысячелетнего цикла и сопутствующий ему демографический взрыв мы уже прошли – таковым было прошедшее тысячелетие. В настоящее время мы находимся в самой градиентной части климатического цикла, когда перемены имеют максимальную скорость. По данным GISMETEO, период с 2001 по 2015 год был самым тёплым за всю историю наблюдений, а прошедшая зима 2016 года стала самой теплой в России. Средняя температура воздуха на 4–5 градусов превысила норму. Наиболее крупные аномалии уже традиционно отмечались на севере. На Таймыре и Ямале средние многолетние нормы зимы превышены на 7–8 градусов, в Баренцевом и Карском морях — на 10–12 градусов. Арктика еще не знала такого тепла во второй половине зимы.
Если тенденция не изменится, а к этому пока нет никаких оснований, то на жизни всего одного поколения климатическая ситуация в зоне умеренного климата может поменяться — опрокинуться от увлажнения к иссушению, как уже не раз было в нашей истории. Положение усугубляет совпадение двух максимумов потепления – большого и малого циклов, которое случается только раз в 26 тысяч лет. Благодаря геологам, которые занимаются исследованием четвертичного периода – того, в котором мы живём, мы сейчас хорошо знаем, что происходило 26 тысяч лет назад. Поэтому можем прогнозировать, что случится в ближайшем будущем. Во-первых, за счёт таяния материковых льдов уровень Мирового океана повысится на 25 метров. Будут затоплены многие прибрежные города и огромные площади, находящиеся в настоящее время в хозяйственном обороте. На огромных пространствах в результате потепления произойдут серьёзные ландшафтные изменения: степь станет пустыней, лесостепь – степью, зона лесов сместится к северу, а освободившееся место займёт лесостепь. На южном побережье Белого моря палинологи прогнозируют примерно такие же среднегодовые температуры, каковые в настоящее время наблюдаются на северном побережье Чёрного моря.
— Но нарисованная вами картина несколько отличается от того, что планирует мировое сообщество в лице климатических мероприятий ООН, в частности, недавней конференции по климату в Париже.
Действительно, 12 декабря 2015 г. в Париже участниками Саммита ООН по климату было подписано соглашение, в соответствии с которым 196 стран мира обязуются принять меры для ограничения роста температуры на Земле на 2 градуса до 2100 года. Для этого страны мира обязались предпринять усилия по сокращению выбросов газов, вызывающих парниковый эффект. Но давайте проанализируем некоторые данные. Каждый год с поверхности Земли (океана и суши) испаряется 577 тысяч кубических километров воды. Это 577 000 гигатонн водяного пара, который, если кто не знает, является главным источником парникового эффекта в атмосфере. Перегнивание органического материала, такого, как мёртвые деревья и трава, приводит к ежегодному выделению 220 гигатонн диоксида углерода, океаны выделяют ещё 330 гигатонн (данные Всемирного банка), что в сумме даёт добавление менее 0,1% дополнительно к водяному пару, на который, кроме того, приходится поглощение основной доли солнечного спектра. Дополнительно человечество добавляет в атмосферу около 32 гигатонн углекислого газа ежегодно. Это составляет менее шести тысячных процента (0,00554%) от всего количества парниковых газов, включая главный из них — водяной пар. Понятно, что оказать существенного влияния на парниковый эффект они не в состоянии.
— Выходит, что причины глобального потепления необходимо искать в механизмах самой природы?
— Именно! Они известны и связаны, как было сказано выше, с соотношениями орбитальных параметров Земли и Луны относительно Солнца. Очень кратко обрисую их суть.
Плоскость лунной орбиты медленно меняет своё положение и через каждые 2000 лет в перигелии, в так называемые периоды констелляций, оказывается совмещённой с плоскостью земной орбиты. В результате происходит суммирование приливообразующей силы Луны и Солнца с возрастанием её на 12 % по сравнению с наименьшими значениями. Это приводит к нарушению равновесия газогидратов дна океанов, которые поднимают к поверхности огромные массы донной воды. Она охлаждает и насыщает влагой атмосферные потоки, охлаждая и увлажняя климат Земли. Это происходит в период, когда природа является щедрой по отношению к человеку. В промежутки между констелляциями климат дрейфует в сторону потепления и иссушения зоны умеренного климата, постепенно переходя в пустынный коллапс, что приводит человечество к жестоким испытаниям. Грозным предупреждением стало повышение температуры в России всего за один календарный год, о котором сказано выше и которое уже превышает планы мирового сообщества на ближайшие сто лет. Это означает, что плавного увеличения температуры не будет – процесс явно набирает скорость.
— А как тогда в период иссушения климата объяснить частые проливные дожди в разных частях планеты?
– Климатические перемены меняют привычное движение воздушных масс, несущих огромные количества испарённой влаги. Мало кто знает, что, например, в небе через Урал из Атлантики в Сибирь «течёт» 20 Волг. Повышение температуры на материках приводит к образованию «блокирующих» антициклонов, которые останавливают даже движение тайфунов, как это было во время катастрофического наводнения на Амуре несколько лет назад. До тех пор, пока движение воздушных потоков не стабилизируется, нас дополнительно ждут разного рода катаклизмы — «внеплановые» ливни и засухи, связанные с временем климатических перемен.
Каким в ближайшее время будет климат в Приморье?
— Перспективы такие же, как у всей зоны умеренного климата, – иссушение климата, которое, однако, в Приморье будет сглажено соседством с величайшим из океанов, особенно в восточных отрогах Сихотэ-Алиня. Положительным фактором является и исключительное ландшафтное разнообразие Приморья, благодаря которому наша земля при всех «настроениях» природы могла миллионы лет находить адекватный ответ климатическим переменам и сохранить до наших дней свой уникальный животный и растительный мир, подобного которому нет нигде в мире. Достаточно сказать, что исключительно северный представитель растительного мира – кедровый стланик, смог пережить все предыдущие катаклизмы такого рода и выжить на Ливадийском хребте, который находится на самом юге Приморья, на одной широте с Алма-Атой и Сочи. Правда, для этого ему пришлось забраться на самые вершины, но ведь нашлось место и для него!
С колько продлится период глобального потепления и каковы шансы у современного человечества?
— Потепление продлится тысячу лет — всю вторую половину двухтысячелетнего цикла. Оно уже началось. Что касается шансов, то они, конечно, более завидные, чем у наших предшественников 2 тысячи лет назад, когда благополучную тогдашнюю Европу захлестнула волна т. н. Великого переселения народов, ставшая результатом великих засух в Центральной Азии. Или 4 тысячи лет назад, когда произошла Катастрофа бронзового века, к которой привело опустынивание степей. Или 6 тысяч лет назад — Катастрофа энеолита, случившаяся по тем же причинам. И так далее. Уже сейчас энерговооружённость предприятий позволяет не только получать пресную воду в любых количествах из океана. На мой взгляд, современное человечество в состоянии ответить на любой вызов природы.
Находка-Санкт-Петербург,
специально для «НР»