Шестимесячный узник фашизма

11 апреля на планете отметили Международный день узника фашизма.
Яков Андреевич КРАВЧЕНКО принадлежит, пожалуй, к числу самых молодых несовершеннолетних узников фашизма. Но ему потребовалось 72 года, чтобы доказать это.

В 1941 году их деревню Полюдово Брянской области заняли немцы. Его отец к тому времени ушел на фронт бить фашистов, оставив жену с маленьким ребенком на руках. Больше они не виделись, хотя женщина всю войну ждала от него хоть какой-то весточки. Чего только не натерпелись сельчане, живя под немцами. Из домов их выгнали, пришлось ютиться в погребах, боясь лишний раз выйти на улицу, чтобы не показываться на глаза врагам.

Однажды немцы согнали всех женщин, стариков и детей на станцию и эшелоном отправили в Германию. Среди жителей Полюдово была и его мать, Вера Кузьминична, с шестимесячным сыном на руках, завернутым в невесть какие лоскутки ткани. Рядом с ней была ее сестра.
На первой остановке состава часть людей высадили и тут же распределили по частным хозяйствам. В речи хозяина Вера слышала такие слова, как «пан», «пани», поэтому поняла, что она в Польше. Жила она с ребенком в скотском сарае, спала там же на сеновале. В ее обязанности входило следить за домашним скотом, кормить и поить коров, свиней, кур.
Летом, помимо всего прочего, работала в поле, обрабатывала землю, собирала урожай. Маленький сын Яков всегда был с ней. Люльку с ребенком подвешивала на ближайшем от поля кусте. Со временем хозяин заметил ее трудолюбие и порядочность и стал даже доверять ей уборку в жилом доме. И даже спустя много лет, в мирной жизни, вспоминая тяжелейшие условия жизни в Польше, она была благодарна старому поляку за то, что он давал ей каждый день пол-литра молока, говоря при этом: «Это мальцу». Поэтому и выжили.
После войны она вернулась домой, где от родного села ничего не осталось. Все дома были сожжены немцами во время отступления. Опять пришлось жить в землянке. По счастливой случайности вернулась домой и сестра Веры. Она была в немецком плену. Приходилось много работать, восстанавливать разрушенное войной хозяйство. И тем не менее эти женщины решили строить себе избушку. Сами пилили лес, грузили на санки и волоком тащили бревна к месту строительства.
Несмотря на трудности, домик женщины поставили и перешли в него из землянки. Подрастал Яков, нужно было готовить его к школе. Сведений от мужа так и не было. К этому времени с фронта в село стали возвращаться фронтовики. Один из них Петр ГЕРАСЕВ, разведчик полка имени Александра МАТРОСОВА, приметил красивую трудолюбивую девушку и сделал ей предложение. Так они поженились. А когда население западных районов нашей страны стало переселяться на Дальний Восток, они тоже решились тронуться в путь. Так они оказались в поселке Южно-Морском.
Яков, окончив школу, поступил в Находкинское мореходное училище, получил специальность рефмеханика. Так всю жизнь он и проработал в компании «Южморрыбфлот».
На протяжении всей своей жизни он искал хоть какие-нибудь сведения о своем отце и об отправке их с матерью в плен. Куда только он ни обращался: и в Красный Крест, и в приемную президента, и в различные военные архивы. Ответ был один: «Поименные списки отправленных в плен полюдовцев не сохранились». Но он упорно искал доказательства причастности к самому тяжелому периоду жизни его матери Веры Кузьминичны и его самого. И только в 2015 году Находкинским городским судом на основании представленных документов он был признан узником фашизма и имеет соответствующее удостоверение.
Татьяна ХАРЧЕНКО, поселок Южно-Морской

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.