ЮНГИ ОГНЕННЫХ ЛЕТ

information_items_1335630075В Советском Союзе не было ни одной семьи, которой бы не коснулось горе, принесенное Великой Отечественной войной. Военные действия 1941 года шли далеко от Дальнего Востока, но люди понимали, что война в любой момент могла дойти и до родного края. Добровольцы уходили на фронт, чтобы защитить будущее своих родных и близких. Из поселков, расположенных на территории нынешней Находки, было призвано почти полторы тысячи человек. Большинство находчан воевали на подступах к Москве и под Ленинградом.


Война стала временем стойкости и мужества детей, лишенных родительской ласки и заботы. На их хрупкие плечи легла тяжесть горя военных лет, но эта ноша не только не сломила их, но и сделала сильнее духом. В 1942 году появляется воинское звание юнга. Сначала в юнги набирали подростков 14 лет, обучение велось на судах. Этого оказалось недостаточно, и через несколько месяцев в юнги стали принимать детей с 12 лет.
Из городов и поселков Приморья на флот было принято более 500 ребят. Поступая на службу, дети не имели навыков работы по морским специальностям, были не подготовлены, поэтому было принято решение открыть в Находке школу юнг. Присвоили ей номер 5 и располагалась она в районе нынешнего Генерального консульства КНДР на ул. Седова. Дети обучались два-четыре месяца, а потом их распределяли на суда для несения службы.
В большинстве случаев юнги ходили в море на пароходах, которые занимались доставкой продовольствия, медикаментов и других предметов первой необходимости. Русский писатель Валентин ПИКУЛЬ, вспоминая о своей службе юнгой, утверждал: «Не все еще в нашей стране знают и отчетливо представляют, какой длинный и страшный путь проделала через океан простая банка свиной тушенки, пока ее где-нибудь в окопах под Курском не вскрыл штыком наш героический солдат…»
Одним из выпускников находкинской школы юнг был Владимир Ульянович БЛИНЮК, житель села Новицкое. В школу юнг он поступил втайне от семьи, сбежав в мае 1943 года из дома. На его долю выпало шесть опасных рейсов: в Ланью, Портленд, Сиэтл, Балтимор, Нью-Йорк. Шесть опасных переходов с грузом через океаны, в шторм, в сопровождении вражеских самолетов и подводных лодок. Владимир Ульянович вспоминал: «В опасные ситуации мы попадали часто. Запомнилось, как в проливе Лаперуза в моем первом рейсе нас задержал японский ледокол и вел допрос через рупор: «Куда идем, что везем?» Но на подходе уже были наш ледокол «Микоян» и еще два наших парохода. Японцам пришлось ретироваться. После того как ледокол провел через пролив и вернулся, наши три парохода разошлись сразу на несколько градусов друг от друга, чтобы обезопасить себя. В первом рейсе я в основном был на камбузе, картошку чистил. Но в мои обязанности входила разнайтовка глубинных бомб. Мой боевой пост – второй номер у пулемета «Эрликон». Был впередсмотрящим, но дослужился до рулевого матроса, чем очень горжусь».
А вот Александру Ивановичу МИХАЙЛОВУ юнгой пришлось пройти всего два опасных рейса. В школе юнг он учился на машиниста. Но какая это была учеба, если курсантов готовили всего несколько месяцев по учебным плакатам, а «живого» парохода они не видели. После обучения на «Одессе» Александра отправили на пароходе «Феликс Дзержинский» в Америку. На нем он штормовал Баренцево море и преодолевал льды пролива Лаперуза, а затем его служба юнги продолжилась на пароходе «Полтава», который готовился к отплытию из Портленда.
На службе были разные случаи. Иван Михайлович вспоминает: «Идем по курсу, и вдруг объявляется военная тревога; пушки на носу и корме, а пулеметы на мостике. Я на свое место бегом, ведь числился вторым номером. Мы думали, нас атакует подлодка… Из этой «подлодки» фонтан брызнул — оказалось, это кит. Отлегло от сердца у всего экипажа. Возвращаясь из второго рейса в августе 1945 года, мы были вынуждены «на цыпочках» идти, так как из-за войны с Японией все море кишело минами».
Юнгами ребята пережили много испытаний, но они знали, что победа зависит от каждого из них и они рвались на пароходы, отдавая себя всецело борьбе против врага.

Елена СМАГИНА,
ученица 9 «А» класса
школы № 11
Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.