Юрий ТОКАРЕВ: Рыбак —  дважды моряк

SONY DSCУспехи на производстве сегодня как никогда во многом зависят от кадров и кадровой политики предприятий. Как решаются эти вопросы на одном из ведущих рыбопромышленных предприятий России – ОАО «Находкинская база активного морского рыболовства»? Об этом «НР» попросил рассказать начальника отдела кадров компании Юрия ТОКАРЕВА.
.Юрий Юрьевич, сегодня на базе трудится более 1600 работающих. Испытываете ли сложности с подбором кадров?
— Результативность деятельности любого предприятия, а нашего особенно, напрямую зависит от профессионализма и ответственности работников. В таких условиях эффективная работа по подбору кадров имеет первостепенное значение. Ведь неверно определённая последовательность действий в работе с персоналом может поставить под угрозу качество продукции и конечный результат деятельности.
Нерешаемых сложностей с подбором персонала в нашей компании нет. С годами на каждом судне формируется свой постоянный коллектив: у капитана – штурманский состав, старшего механика – механики и машинисты, помощника капитана – мастер добычи, лебёдчики, матросы, мастера обработки. Важно максимально использовать внутренний потенциал отрасли, чтобы каждому работнику было определено наиболее правильное место для применения его знаний и способностей.
Если возникает потребность в поиске отдельных специалистов или кандидатов на должности производственного состава, то отдел кадров подбирает необходимых сотрудников не только в Приморском крае, но и Дальневосточном регионе. Плотно работаем с Калининградской и Мурманской областями, другими западными регионами России.
В нынешнем году тесные связи сложились с Севастополем и другими городами Крыма, где побывал с рабочей поездкой мой заместитель Иван Викторович СМЕРЕЦКИЙ. Были организованы и проведены встречи с крупными кадровыми агентствами региона, руководством и курсантами ведущих морских учебных заведений с целью профориентации. На сегодняшний день здесь имеется достойный кадровый потенциал. Выпускников вполне устраивает уровень заработной платы на флоте, а тем более зарплата и полный соцпакет БАМРа.
Для привлечения новых сотрудников, а особенно молодых специалистов, ОАО «НБАМР» планирует до начала выпускных экзаменов в морских училищах и институтах России разместить информацию о вакансиях в нашей компании в центральных СМИ, на нашем официальном сайте www.bamr.ru. Очень важным аспектом при привлечении специалистов является легальность выплачиваемого вознаграждения за труд. Все понимают, что отчисления, производимые работодателем сегодня, – это достойная пенсия в будущем.

.Какие специалисты сегодня нужны флоту?
— Все профессии в рыбодобывающей отрасли важны и нужны. Это как живой организм, где локальный сбой или дисбаланс сразу сказывается на общем самочувствии.
Сегодня, как и в прежние годы, рынок труда всё ещё переполнен юристами и экономистами. Найти среди молодёжи квалифицированного токаря или моториста зачастую очень сложно. Надеемся, что привлечённые молодые кадры будут более подготовленными, чтобы они могли работать не только матросами, но и владели другими смежными специальностями. Для этого мы заключаем договоры с колледжами на обучение небольших групп токарей, мотористов, газоэлектросварщиков, а также механиков-наладчиков по обслуживанию специализированного технологического оборудования, установленного на судовых перерабатывающих фабриках. Оплачиваем обучение ребят, а затем трудоустраиваем их на наше предприятие.

.Ведётся ли работа по профориентации среди курсантов Дальморучилища и других морских учебных заведений края, как это практиковалось в прежние годы?
— Обязательно. Мы работаем с Дальрыбвтузом, в состав которого входит ДМУ. В этом есть обоюдный интерес. В прошлом году курсанты проходили на судах БАМРа производственную практику, договор с учебным заведением заключён и на нынешний. В начале года отделом кадров рассылается график нахождения наших судов в ремонте и работы в экспедициях.
В промысловый рейс идут только те, кому исполнилось 18 лет. За каждым из них обязательно закрепляется наставник, который делится личным опытом, за период практики ребята получают реальные знания и опыт работы. Курсанту, который идёт в рейс матросом, гарантирована полноценная оплата труда. Кроме того, компания за свой счёт обеспечивает его четырёхразовым питанием, спецодеждой. За восемь-десять месяцев экспедиции у практиканта есть возможность определиться с правильностью выбора своей профессии и получить достойную заработную плату.
В прошлом году на судах нашего предприятия прошли производственную практику 48 курсантов Дальрыбвтуза, почти все отработали полностью весь рейс.
После морских походов ребята приходили ко мне, и у абсолютного большинства из них сложилось положительное впечатление о работе в море. Ребятам понравилось отношение судовой команды, питание, а самое главное – они почерпнули много интересной и полезной информации по будущей профессии. Уверен, что именно эти молодые специалисты сделают свой выбор осознанно и станут частью нашей большой команды.

.Ведётся ли предприятием работа по формированию кадрового резерва?
— Безусловно! Подготовка кадрового резерва является стратегическим приоритетом в нашей работе, ведь организация не должна допускать возникновения кадровых «пробелов», особенно если речь идёт об узких специалистах и тех профессиях, представителей которых сложно найти на существующем рынке труда. Первоочередная задача отдела кадров и руководящего состава – обеспечить качественный подбор и подготовку специалиста под требования конкретной должности с учётом индивидуальных особенностей кандидата и специфики морских специальностей.
В кадровый резерв, в первую очередь, включаются такие специалисты, как вторые и третьи механики, электромеханики, токари, врачи и фельдшеры, имеющие соответствующее образование и опыт работы, а также молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку на наших судах.
Работа на траулерах всегда была морально сложной и физически тяжёлой, поэтому рыбаки должны быть квалифицированными и иметь крепкое здоровье. Ведь рыбак – дважды моряк! К нему требования значительно выше, чем к морякам торгового флота. И снижать их мы не намерены.

.Юрий Юрьевич, какие меры предпринимаются по улучшению условий труда на флоте и индексации заработной платы, какова социальная политика предприятия?
— Подписан коллективный договор на текущий год, в котором оговорены права и обязанности работников и работодателя: режим труда и отдыха рыбаков, условия по обеспечению флота бесплатным питанием, спецодеждой, предоставлению дополнительных отпусков, доплат. В январе нынешнего года, несмотря на достаточно сложную экономическую ситуацию, администрацией было принято решение не только не сокращать на предприятии ни одного человека, но и проиндексировать оклады работников на 10 процентов. Пересмотрена в сторону увеличения часть расценок по выпускаемым видам продукции. Это позволит судам повысить объёмы выручки, что, в свою очередь, положительно отразится на росте заработной платы экипажей.
В области социальной политики важными аспектами для компании являются забота о здоровье работников и членов их семей. Так, в прошлом году 82 ребёнка отдохнули и поправили здоровье в детских оздоровительных лагерях «Радуга» и «Бухта Отрада», семь сотрудников предприятия получили путёвки в санатории. К приятным хлопотам можно отнести приобретение сладких подарков для наших детей к Новому году.
Особым вниманием и заботой стараемся окружать наших ветеранов. Работники совета ветеранов навещают заболевших пенсионеров дома и в лечебных учреждениях, поздравляют именинников, чествуют юбиляров. В День Победы для фронтовиков проводятся торжественные вечера.

.Последние годы предприятие ведёт масштабную модернизацию добывающего флота. Чем обусловлена, на ваш взгляд, такая работа?
— Модернизация является одним из средств достижения поставленных нами задач по увеличению объёмов добычи и темпов производства, повышению качества продукции, реального улучшения условий труда и отдыха. Развивающаяся компания должна всегда идти в ногу со временем и соответствовать требованиям мирового рынка.
Первоочередная задача – заменить морально устаревшее оборудование и облегчить ручной труд: на судах меняем траловые лебёдки и рыбомучные установки, прежние филейные машины заменили на новые с программным управлением, на двух судах внедрено электронное оборудование по передаче данных на расстояние в автоматическом режиме.
На всех судах были установлены спутниковые телевизионные антенны, благодаря чему экипажи могут смотреть 46 российских телеканалов, современная радиоэлектроника, гидроакустические приборы и датчики контроля орудий лова, позволяющие повысить эффективность работы тралового комплекса и сократить затраты, связанные с порывами трала. Модернизация всегда была довольно затратным мероприятием для компании. Но минувшая экспедиция по добыче минтая ещё раз подтвердила, что стратегия, выбранная компанией в плане инвестирования в современное оборудование, абсолютно оправдала себя.

.В прежние годы в акционерном обществе насчитывалось немало трудовых династий, практиковалась преемственность поколений. А как сегодня?
— Эти добрые традиции стараемся сохранять. Так, на флоте трудятся механики-наладчики МИХАЙЛОВЫ, отец и сын – Лев Борисович и Алексей Львович СЛУЦКИЕ. Многие другие семьи связали часть своей жизни с нашим предприятием. Трудовые династии нередко встречаются и среди рядового состава. Часто отправляем в рейсы семейные пары. Есть примеры счастливых семей, сложившихся в результате наших экспедиций.

.Юрий Юрьевич, имеет ли деятельность БАМР социальную и экономическую значимость для Находкинского городского округа и Приморского края?
— Распоряжением администрации Приморского края от 31 декабря прошлого года «Об утверждении реестра организаций, имеющих социальную значимость и экономическую значимость для Приморского края, по состоянию на 2015 год» наше предприятие включено в список таких организаций.
Оно подтверждает, что наша компания, являясь надежным работодателем и добросовестным налогоплательщиком, уплачивает в бюджеты всех уровней существенные суммы налогов. За вклад в развитие и укрепление благосостояния России ОАО «НБАМР» награждено дипломом «Налогоплательщик года».
Находкинская БАМР – одна из немногих компаний в России, которые сохраняют в современных рыночных условиях свои кадры и флот. Мы собственными силами выбираем все квоты на биоресурсы, стараемся, чтобы все наши работники чувствовали себя уверенно и социально защищённо. А это, согласитесь, большое дело.

Записал Владимир ПАНТЮХОВ
Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.