О школе она мечтала с детства. Играла в куклы, учила их грамоте, читала наставления подружкам и даже чурочкам, которые лежали во дворе. И брат, ныне полковник в отставке, тогда смеялся и говорил: «У нас ученые чурочки горят в печке…».
Ныне Зоя Семеновна Видмидь преподает в начальных классах уже 37-й год. Последние двадцать лет – в школе № 23. В ее первый класс записываются заранее, на одно место претендуют два малыша. Такую конкуренцию понять можно, ведь от первого учителя зависит, как сложится дальнейшая жизнь ребенка, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками все последующие десять лет.
В нынешнем 1В учатся уже дети ее учеников. Прямо-таки семейная традиция – отвести своих чад к З.С. Видмидь и самим заново пережить наслаждение от приобщения к кладовым знаний. И даже вспомнить детство — преобразиться в Бабу Ягу, Медведя и других сказочных персонажей в игре «Сладкое дерево». Вместе с педагогом родители могли наблюдать, как ребята, преодолевая трудности и участвуя в конкурсах, проходили мимо ложного сладкого дерева и получали свои долгожданные призы. В таких играх учитель присматривается к способностям каждого и развивает их. Некоторые по ее совету начинают заниматься спортом и потом, в старших классах, получают разряды и даже становятся кандидатами в мастера спорта. Другие проявляют себя во всех предметах и после экзаменов получают медали. Третьи становятся технарями, четвертые — гуманитариями, и, оглядываясь назад, все понимают, что истоки этих достижений и побед начинаются с первого класса.
Оценки в первый-второй год Зоя Семеновна, кстати, не ставит, и у третьеклашек зарождается желание создавать свои исследовательские проекты. Воспитанники начинают самостоятельно мыслить, проявляют себя в разных направлениях, их работы отмечаются на городском и краевом уровнях. Аня Хаминова, например, исследовала употребление слов «царь и корабль» в окружающем мире, Аня Чернова отмечена за писательскую деятельность. Илья Куликов подготовил исследовательский проект «Длина – удивительная величина», причем теоретическую часть дополнил практической: сам сделал чертеж и макет судна, на котором работает папа. Для этого ему пришлось пойти на станцию юных техников, записаться в кружок и заняться моделированием. Ну чем не будущий судоводитель или кораблестроитель? В конкурсе учебно-исследовательских работ его труд заметили и присудили первое место в городском конкурсе и второе – в краевом.
Другой любознательный младшеклассник Георгий Буджерак изучил прочность фундамента на примере строительства бани. Естественно, занимался этим с папой, изучил правила приготовления раствора и провел ряд экспериментов, что и отразил в своей небольшой «диссертации» с фотографиями.
— За годы работы в школе я пришла к убеждению, что в ней, кроме уроков и перемен, отметок и дневников, есть то главное, что остается спустя многие годы в памяти, в жизни, в душе, — рассуждает Зоя Семеновна. — Это атмосфера, уклад. Школа должна быть миром открытий и откровений, радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. У меня был хороший пример, я очень любила свою первую учительницу Зайцеву Марию Павловну в родном Мариинске Кемеровской области. Ее самоотверженность, любовь к детям запала в мое сердце. Она для меня являлась примером. Учителя того поколения в нас вложили доброту, сердечность, трудолюбие, прилежание к своей работе. Мы видели их упорный труд и стремились к тому же. Все равнялись на учителя и многим хотелось стать именно им!
… В Находке у выпускницы Уссурийского пединститута жил дядя, у него бывала в гостях, город приглянулся, устроилась в четвертую школу. Молодая девчонка с длинной косой брала пример с героинь фильмов, носила платье с белым воротничком и для «строгости» наводила прическу. Родителям нравился такой настрой «сельской» учительницы.
— Не все складывалось, но я видела любовь детей и родителей. Жила в общежитии, и они от чистого сердца приносили мне продукты, овощи и фрукты. Родители у меня всегда первые помощники, и их человеческое тепло я пронесла сквозь годы, начиная с первых председателей родительского комитета Елены Быковой, Дарьи Черновой и нынешней Лидии Шкурко. Мои ученики, которым уже за сорок, присматривали порой за моей маленькой дочерью, они до сих пор для меня как родные, — вспоминает Зоя Семеновна.
Какая мама – такая и дочь, которая окончила школу с медалью, вуз – с красным дипломом, порадовала бабушку и дедушку внуком и внучкой. А еще у Зои Семеновны Видмидь есть другое продолжение: только в одной 23-й школе работают учителями три ее бывших ученика и последователей в профессии – Наталья Кильдякова, Елена Гуманова и Наталья Киркота, в соседней школе № 9 – Ольга Омельченя. И это самый главный результат и оценка ее мастерства, к которым добавляются звания учителя высшей категории, отличника и почетного работника просвещения.
— Как известно, неодаренных детей нет, нужно просто помочь ребенку развивать его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным, побудить учиться. Зоя Семеновна любит детей и делает главное в профессии педагога – помогает маленькой личности вырасти и раскрыться. Она, как садовник, бережно ухаживает за каждым своим «росточком». И хотя мягкая по характеру и говорит спокойно, но в то же время требовательна: если кто-нибудь не сделал домашнее задание, все равно объяснит и добьется результата. И домой к ребенку заглянет, если видит-чувствует что-нибудь неблагополучное. Настоящий педагог, – уверена Людмила Николаевна Беляева, директор школы № 23.
Валерий БЕЛЬЦОВ