Уже на территории училища взгляд невольно отмечал позитивные перемены: подстриженные деревья, новенькие крыши на части построек, добротная входная дверь… А в учебном корпусе вместо старых окон — пластиковые, в просторной столовой хоть свадьбы устраивай, спортивный зал ничуть не уступает подобным помещениям в специальных сооружениях… Наконец-то появился здесь настоящий хозяин. А он, директор профессионального училища №31 Сергей Семёнович Красюк, руководит коллективом совсем не долгий срок — 2,5 года.
Помнится, во время первой с ним встречи, он не скрывал опасения — справится ли, ведь столько проблем обрушилось разом. Нынче это совсем другой человек — уверенный, энергичный, поверивший в то, что в силах в союзе с коллегами буквально всё здесь изменить. Об этом, о настоящем и будущем учреждения начального профессионального образования, которое сегодня единственное в городе, и состоялся наш разговор.
-
Сергей Семёнович, с начала нынешнего года в официальном названии училища появилось новое слово «автономное». Что за этим кроется?
— То, что отныне наше учебное заведение не финансируется по смете из краевого бюджета, а получает субсидии на все необходимые расходы: содержание учащихся (питание, проживание иногородних в общежитии, обучение), зарплата преподавателям и мастерам производственного обучения, приобретение необходимого оборудования… То есть любая трата конкретна, просчитана и требует отчёта. Кстати, одно из полномочий недавно созданного наблюдательного совета, в составе которого представители департамента профессионального образования и науки, городской думы, бизнеса, предприятий нашего города, училища, — как раз контролировать все расходы.
Полное название нашего заведения: краевое государственное автономное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №31». Хотелось бы обратить ваше внимание и на слово «государственное». По существу, это высокий статус, который мы намерены всемерно поддерживать. А второе — тех, кто решил получить рабочую профессию, государство поддерживает, предоставляя бесплатное обучение, питание, проживание в общежитии.
-
Сергей Семёнович, училище предлагает совсем небольшой выбор рабочих профессий, хотя сегодня велик спрос на специалистов судостроения и судоремонта, судовых пекарей, поваров…
— Несмотря на то, что у нас есть неплохая материальная база, есть мастерские, этого недостаточно, чтобы открыть отделения, которые готовили бы специалистов для работы в море. Это возможно в том случае, если предприятия и компании, заинтересованные в кадрах, заключат договора на уровне краевого департамента профессионального образования и науки. Если мы получим всестороннюю поддержку, почему бы не открыть новые отделения. И всё же мы пытаемся собственными силами расширить выбор специальностей. Сейчас работаем над тем, чтобы в ближайшее время открыть отделение, которое будет готовить поваров. В принципе база для этого есть: просторная столовая для практических занятий, классные комнаты, кадры. Правда, придётся часть оборудования приобретать. Есть планы ещё на одну новую для училища специальность — мастер коммунального хозяйства. Думается, она будет востребована, так как даже дилетанту видно, что в системе ЖКХ ощущается острая нехватка квалифицированных кадров. Пусть наши будущие выпускники будут заниматься мелким ремонтом, ведь образование всё-таки начальное профессиональное, но, уверен, они займут свою нишу.
В перспективе планируем готовить электриков, профессия интересная, думаю, она привлечёт молодёжь. Вообще мы готовы принять любое предложение, касающееся подготовки рабочих специальностей. Потенциал училища велик и в плане территории, и в плане материальной базы. К слову, мы обучаем на специально созданных курсах взрослых горожан, которые по вечерам осваивают специальности сварщиков и парикмахеров.
-
Сергей Семёнович, «НР» нередко сообщает об успехах ваших учащихся на конкурсах профессионального мастерства. В последнее время кто-то представил достойно училище?
— Совсем недавно Александр Бирюков отличился на краевом конкурсе, в котором участвовали учащиеся третьих курсов — будущие газоэлектросварщики. А наш Саша — второкурсник и тем не менее показал, как говорится, класс. Отлично подготовила парня мастер производственного обучения Татьяна Михайловна Ильинова. Александра поощрили сертификатом, дающим право поступить после окончания училища в институт, и Почётной грамотой. Кстати, я сам присутствовал на состязании в мастерстве, даже снял видеофильм, чтобы показать его всем в училище.
Хочу поделиться тем, что на базе отделения сварщиков затеяли организовать факультатив по художественной ковке. Есть у нас такой умелец, под чьим руководством один из парней выковал розу, её на днях отправили на краевой конкурс. Но, к сожалению, пока желающих освоить это дело очень мало, хотя занятия бесплатные. Не получается увлечь…
И ещё одна серьёзная проблема: второй год не удаётся набрать группу в отделение мастеров столярного дела, хотя в городе спрос на этих специалистов большой.
-
Сергей Семёнович, помнится, когда вас назначили директором, в коллективе остро ощущался дефицит преподавателей. Как обстоит с этим сейчас?
— В общем неплохо. Правда, есть ещё нужда в преподавателях отдельных дисциплин. Но радует, что пришли высококвалифицированные специалисты из бывших профессиональных училищ. Среди них Татьяна Михайловна Золочевская, нынче — мой заместитель по учебно-производственной работе. А что особенно радует — в педагогический коллектив влились молодые специалисты, которые сразу сумели привлечь интерес к своим предметам. Большие надежды у меня на информатика Веронику Фёдоровну Кузнецову, которая ведёт занятия у будущих специалистов по наладке компьютерной техники, и преподавателя физкультуры Яну Владимировну Ведмедеву. После реконструкции спортивного зала здесь есть все условия для создания различных секций. Эта тема, кстати, мне очень близка, ведь в прошлом был спортсменом, особенно увлекался волейболом.
-
Среди контингента учащихся есть и сироты, и иногородние, которые требуют повышенного внимания…
— Они обеспечены питанием, проживают в общежитии. Признаюсь, сейчас условия в комнатах нельзя назвать комфортными, но мы обязательно постараемся переоборудовать помещения, обновить мебель. Необходима материальная помощь. Возможно, кто-то из горожан откликнется и окажет её.
-
Сергей Семёнович, как удалось преобразить училище в хозяйственном плане?
— Из краевого бюджета нам было выделено 11,5 миллиона рублей. Благодаря чему появились новые крыши над зданием мастерских и спортзала (также произведена реконструкция этого помещения), заменены все окна в учебном корпусе на пластиковые… Часть средств ушла на хозяйственные нужды.
Благодарен администрации городского округа за асфальтирование дороги, ведущей к нашему учебному заведению. Кстати, скоро установим на развилке указатель с эмблемой училища. Благодаря стараниям работников управления благоустройства округа сделана обрезка деревьев, что придало ухоженный вид территории. Так как система водоснабжения за прошедшие сорок лет существования училища давно устарела и возникают проблемы, нередко приходится просить о помощи директора Водоканала Андрея Александровича Бодрова. Он относится всегда с пониманием, за что ему огромное спасибо.
-
В последние годы всё больше учебное заведение испытывает трудности с набором учащихся. С чем это связываете?
— Не секрет, что ещё многие учителя в школе пугают ребят, мол, будете плохо учиться, пойдёте в ПТУ. Престиж начального профессионального образования необходимо поднимать, ведь полезно получить его всем, невзирая на отметки. Хороший специалист получается из того, кто попробовал поработать на самой первой стадии. На практике, а не в теории знает азы ремесла. Немаловажен и такой момент — училище обязано трудоустроить своих выпускников. С этим у нас строго.
Убедился, что, даже если парень или девушка в дальнейшем выбрали другую профессию, знания и навыки, полученные в училище, нелишние. Недаром в училище приходят хорошие отзывы о выпускниках из высших учебных заведений, к примеру, из института искусств, где учатся наши две бывшие ученицы. А недавно получили слова благодарности из Германии…
В последнее время стали больше уделять внимания профориентации учащихся школ города, уже побывали с беседами в некоторых из них, намерены обойти все. Небесполезным было участие в ярмарке профессий в селе Владимиро-Александровском. Хочется отметить, что сегодня у молодёжи края именно Находка вызывает особый интерес.
Видя, как преображается училище, заинтересовалась перспективой учёбы здесь моя дочь-восьмиклассница. Рассуждает здраво: после окончания нашего учебного заведения у неё в 17 лет будут среднее образование и специальность, которая, возможно, определит выбор будущей профессии.
Заметил — ребята взрослеют здесь быстрее, у них повышается самооценка. А участие в художественной самодеятельности, спортивных секциях развивает способности и дарования. Так что есть возможность каждому проявить себя.
Беседовала Ольга ЧИКИЛЬДИНА