В центре нашего города, на Якорной площади, навечно установлены два якоря. На одном из них табличка: «27 июня 1859 года пароходо-корвет «Америка» открыл бухту Находка…» На другом — «18 мая 1950 года решением Президиума Верховного Совета СССР рабочий поселок Находка преобразовать в город краевого подчинения». Эту информацию знает каждый из нас. Но подлинная история о возникновении идеи установить якоря на площади, которые придали изюминку городской улице, о том, откуда они взялись, – известна единицам.
1956 год. Директор Находкинского судоремонтного завода (в ту пору завода №4) Рубен Агаджанов проводит совещание, на котором возник вопрос, как отметить пятилетие со дня строительства предприятия. И тут главный диспетчер Игорь Пудов предложил установить в начале улицы Московской (ныне Ленинская) якоря.… Поначалу все затихли, обдумывая предложение. Рубен Агаджанов предложение поддержал: «А якоря возьмем от старого «либерти». Тем более он идет «на гвозди». В те далекие годы в Находке жизнь била ключом: строились заводы, причалы – все участки города были в строительных лесах, он рос на глазах. Вскоре в начале улицы Московской появились два огромных якоря. Это место стало любимым горожанами. Сюда люди часто приходили с детьми, гуляли влюбленные парочки, гости города обязательно старались сфотографироваться у якорей.
…История этих якорей очень интересна. Отлиты они на одном из заводов Балтимора в США, там, где был заложен первый пароход «Либерти» (в переводе с ангийского «свобода»). А такое название он получил с легкой руки президента США Теодора Рузвельта, который 27 сентября 1941 года при спуске первого парохода из 14 судов типа «либерти» объявил этот день «Днем флота свободы». Было построено 2711 судов, одно из них появилось за четыре дня и пятнадцать часов! В месяц от стенки предприятия отходило до сотни пароходов. Небольшая их характеристика: водоизмещение – 14 450 тонн, длина – 135 м, ширина – 17,3 м, осадка – 8,5 м, скорость – 11 узлов, экипаж – в среднем 41 человек.
Дальневосточному пароходству было передано 23 судна. Многие из них работали до конца семидесятых годов. Вот с одного из них и были сняты якоря. Это единственная память в Находке о помощи США во время Великой Отечественной войны. А флот, созданный во время войны, сыграл большую роль в разгроме фашистской Германии. И сейчас, проходя мимо них, невольно представляешь, что судам «либерти» неоднократно приходилось быть под артобстрелом и маневрировать при налете авиации, уклоняться от торпед японских и немецких подводных лодок, избегать атак камикадзе. О многом говорит статистика: из 2711 судов типа «либерти» погибло от торпед – 114, потоплено артиллерией – 11, военными кораблями – 6, самолетами – 30, камикадзе – 5, от мин – 34.
Мне грустно, когда прохожу мимо места, которое по сути – исторический центр нашего города. Якоря стали настоящей реликвией города, ведь они – частица истории Великой Оте-чественной войны. Жаль, что загороженнные иномарками, они чаще всего не видны тем, кто едет на транспорте по Находкинскому проспекту. Нет таблички, которая бы напоминала горожанам и гостям Находки о «родословной» якорей, когда и благодаря кому они сменили прописку, навечно осев на берегу. Мы не понимаем всей важности памятного места для сегодняшних жителей Находки и будущих, а ведь это – гордость нашего города. Пришло время задуматься о его судьбе. Как горожанин, проживший много лет в Находке, предлагаю продумать и обустроить центр истории нашего города так, чтобы мы могли гордиться Якорной площадью.
…Всегда радуюсь, когда здесь устанавливают новогоднюю елку! Наш город сразу преображается. Думается, просторная площадь городу очень необходима! Меня спросят: а автомашины? Но ведь в новогодние праздники владельцы авто находят решение. И сейчас выход, думаю, есть.
Станислав КАБЕЛЕВ, писатель, краевед