С видовой площадки самого высокого делового центра Хошимина – финансовой башни Битексо открывается прекрасная панорама этого уникального города. Он уходит далеко за горизонт, делится рекой Сайгон на части, каждая из которых развивается с учетом исторического прошлого. Мегаполис создавался путем присоединения мелких городков и селений, целых уездов. На другом берегу самой крупной водной артерии здешних мест взгляд невольно задерживается на новом жилом микрорайоне, где современные многоквартирные и малоэтажные дома утопают в зелени. Он расположен на большом острове, который связывает с основной частью города многополосная скоростная дорога. Она уходит тоннелем под воду аккурат возле офисного центра и «выныривает» на другом берегу прямой наводкой к этому райскому уголку.
Столица надежд
— Это совместный проект Вьетнама и Казахстана. И не единственный, – сообщает наш гид. – Жилье там самое комфортное, квартиры могут стоить два миллиона долларов. Но основные средства на строительство выделили партнеры. А наше правительство заинтересовано в таких инвестициях.
— Есть ли во Вьетнаме примеры крупных вложений российских компаний? – дружно спрашиваем мы.
— Нет. Пока нет. Но я так надеюсь, что они будут, – отвечает Лам.
Нашему экскурсоводу по Хошимину за 50. Он окончил МГУ, много лет работал дипломатом в Москве, и к нашей стране у него свое, трепетное чувство. Отличный русский позволил ему, вернувшись на родину, работать с туристами из России. И свои надежды, что недалек день, когда мы выйдем в лидеры в сотрудничестве с его социалистической республикой, не скрывал.
…А в ноябре во Вьетнаме встречали президента России Владимира ПУТИНА. В ходе визита были подписаны ряд важнейших документов по внешнеэкономическим связям и совместным проектам двух стран. Я думаю, что наш большой друг в душе и сердце Лам порадовался таким переменам в отношениях. Тем более что для него оживление в политике, экономике, туризме, культуре принесет не только моральное удовлетворение, но и финансовую выгоду. Социализм, как государственный строй, бизнесу в этой стране не мешает. Наоборот, все больше в нем заинтересован и приветствует. А вчерашний дипломат в новом для себя амплуа бизнесмена чувствует отлично. Хошимин – его родной город, и он старался показать его нам так, чтобы он понравился.
А он не может не понравиться. Бывший город Сайгон, столица французского Индокитая и Южного Вьетнама, получил новое название в 1975 году в честь главного революционера, первого президента ХО ШИ МИНА. Но в разговорном вьетнамском языке его называют по-старинке. Что не мешает ему стремительно развиваться и по праву считаться важнейшим экономическим центром страны. Официально на его территории зарегистрировано почти девять миллионов человек. Неофициально живут и работают примерно еще пять-шесть миллионов. И всем хватает места под солнцем. Здесь работают более 300 тыс. предприятий и компаний, включая индустрию нанотехнологий и хайтека, крупнейший морской порт, огромный аэропорт, обеспечивающий половину всего аэротрафика страны, судостроительная верфь, построенная еще французами, но где по-прежнему строят и ремонтируют корабли.
Не в столичном Ханое, а в Хошимине действуют главная фондовая биржа страны, очень много крупных банков, в том числе с мировым именем, предприятий со 100-процентным иностранным капиталом. Российского присутствия здесь пока массово не ощущается. Но уже в ближайшей перспективе это соотношение должно измениться. И именно здесь закрепленные на бумаге российско-вьетнамские договоренности будут претворяться на практике. Роль Вьетнама в мировом бизнес-сообществе растет. Уже сегодня республика уверенно занимает вторые позиции в мире по экспорту кофе и риса. Российский потребитель пока в списке импортеров стоит далеко внизу.
Для гостей эта важнейшая составляющая паспорта города интереса не представляет. Тем более что туристические маршруты разнообразны, а архитектурный ансамбль мегаполиса настолько разноплановый, что отведенных двух дней на знакомство явно не хватит на всё. В годы вьетнамской вой-ны город практически не бомбили. И поэтому культурное наследие прошлых веков сохранилось в первозданном виде. Великолепные пагоды и храмы – их в мегаполисе более двух тысяч, изящные здания французской застройки, тенистые парки, заложенные по французским правилам в XIX-XX веках, где у каждого дерева со столетней историей свой порядковый номер…
Удивительно, но собор Сайгонской Богоматери, построенный в 1880 году, здание главпочтамта, открытое в 1891 году и сохранившееся до наших дней без единого ремонта, оперный театр из тех же далеких лет так гармонично вписываются в современные постройки и кварталы, бережно охраняются и используются по прямому назначению. Например, театр оперы и балета, столь любимый французскими колонизаторами, после революционных преобразований потерял своего потенциального зрителя. Вьетнамцы такого пения не любят. Но в его стенах тишины нет – проходят бесконечные культурные выставки и презентации, встречи на высоком уровне. А в соборе, возведенном из кирпича, привезенного из Франции, могут помолиться, получить причастие, исповедоваться люди десяти конфессий, включая православие.
ХХ век, столь трагичный в истории Вьетнама, предстает в экспонатах музеев. Их несколько. Самый посещаемый – Музей реликвий войны, еще не так давно носивший название Музей американских военных преступлений. Документальных свидетельств настоящих военных преступлений – тысячи. Как факт удивительный Лам сообщил, что большинство фотографий о бесчинствах солдат США с мирным населением и применении напалма и диоксина на территории страны были предоставлены американскими ветеранами вьетнамской войны. Инициативная группа прежних вояк привезла их в страну со словами извинений. Официальных извинений Штатов Вьетнам ждет до сих пор.
Из зала в зал переходя, здесь движется народ…» — стихи С. Михалкова вспомнила невольно, шагая с этажа на этаж в большой толпе посетителей. Американских туристов здесь тоже много. Они с удовольствием фотографируются возле военной техники всех родов войск, участвовавших в штурме города в 1975 году. Русский и китайский танки, первыми прорвавшиеся в Сайгон, открывающие экспозицию под открытым небом, попадают в объективы фототехники обязательно. Присутствие техники бывшего СССР – единственное напоминание об участии нашей страны в войне на этой земле. Лам с гордостью сообщил, что во Вьетнаме отлично помнят, как и чем помогли русские объединить его родину и создать независимое государство.
туристы надолго здесь не задерживаются. За оградой музея – столица юга Вьетнама. Шумный, зеленый город манит, как магнит. Его широкие проспекты времен французской колонии, старые улочки, новые трассы заполнены не только мопедами, как в тихом туристическом Нячанге, но и новыми современными машинами.
Офисные высотные здания растут как грибы повсюду. Кстати, именно в Хошимине были возведены первые высотки в стране – 35-этажные и выше. И наконец, этот город – самая крупная территория для шопинга на рынках и в фирменных магазинах, веселья, вечерних прогулок по реке на теплоходах с ужином, дегустации блюд практически всех кухонь мира, путешествий по югу дружественной страны.
Река Индокитая
Знакомство с рекой Меконг, самой крупной на Индокитайском полуострове, никого не оставляет равнодушным. От Хошимина до неё – полтора часа езды на автобусе. С далеких времен её величают рекой девяти драконов, связывая с ней множество преданий и легенд.
Они и по сей день живы, и местные жители свято чтут все обычаи, делая подношения к святым божествам. Красочные драконы – один из главных сувениров, которые продаются в Хошимине и в городках на берегах дельты. Меконг берет свое начало в Китае, течет в Лаосе, Камбодже, Таиланде и приходит во Вьетнам глубоководной артерией, впадая в Восточное море дугой почти 600-километровой ширины. Без неё не было бы жизни и исторически сложившегося уклада здешнего населения. На вьетнамской земле река делится на два рукава, соединенных многочисленными протоками. Меконг – самый важный рыболовный район страны, где добывается почти 60% всей рыбы и морепродуктов. Благодарные жители, исповедующие буддизм, приносят в храмы щедрые подарки. Фрукты и овощи предназначены для монахов и всех нуждающихся. Бесплатные обеды – ежедневно. Будда встречает всех с улыбкой – добрые дела, верят прихожане, зачтутся обязательно.
Этим, очевидно, объясняется и отношение жителей к реке, дающей кров, пищу, уверенность в завтрашнем дне миллионам: на воде нет мусора, масляных пятен, хотя движение по ней непрерывное. Наоборот, зелеными островками колышутся течением специально высаженные растения, длиннющие корни которых на дне реки позволяют им оставаться на плаву, а листья обладают свойством очищать воду от вредных примесей. Разросшиеся кусты рыбаки делят на части, разбрасывают по воде, а мастера на берегу из корней делают лечебные матрасы. Это самый популярный товар в здешних магазинах, который охотно, несмотря на высокую стоимость в долларовом эквиваленте, покупают европейские и американские туристы.
Вода в реке здесь мутная – красная земля дает о себе знать. Лишь два раза в год, когда уровень моря повышается, морская волна поднимается вверх по течению и уносит с собой обратно песок и ил. Тогда вода становится очень чистой, и для местных жителей это время больших праздников. А экологи мира бьют тревогу. Дельта Меконга с повышением уровня моря из-за потепления климата может уйти под воду. Для тысяч городков и селений, построенных на её берегах в разных частях полуострова, это катастрофа. Ведь с рекой связана их жизнь напрямую. Лодки и лодчонки – не просто транспортное средство для работы. Для очень многих семей утлое суденышко нередко и дом на воде.
На бесчисленных островках по притокам живут небольшими колониями вьетнамцы, занимающиеся рыбным промыслом и возделыванием риса. Меконг – одна из самых благодатных точек Вьетнама, где его урожай отличного качества снимают несколько раз в год, отправляют на экспорт в Европу и на американский континент.
Туристов со всех концов света здесь много. Привлекает их сюда экзотика южной страны. Гостеприимный народ встречает всех блюдами национальной кухни, прогулкой на бричках с осликами, кокосовыми сладостями, самогоном из кокосов, бананов, ананасов, сувенирами из кокосовой древесины, знаменитыми на весь мир рисовыми шляпами. Ну где еще можно отведать и купить такие товары, чтобы увезти их на все континенты на память? И сказать самому себе, что Вьетнам – удивительное место, куда хочется вернуться еще раз, уже в аэропорту на взлете.
Наталья ВОТЧАЛ